Анализ эпизода литературного произведения
Эпизод – следует рассматривать его как самостоятельное произведение
обладающее своей композицией, системой героев, сюжетом,
стилистической спецификой.
1. Вначале следует определить вид эпизода:
- эпизод-описание,
- эпизод-повествование,
- эпизод-диалог.
Чистых эпизодов не бывает!
2. Отметить основные особенности наиболее распространенных видов эпизодов:
- эпизод-описание – следует обращать внимание на детали,
изобразительные средства;
- эпизод-повествование – в нём на первый план выходит сюжет
(в рамках эпизода могут встретиться все
главные его элементы: завязка –
кульминация – развязка);
- эпизод-диалог – в нём ученик должен увидеть движение мыслей,
предметом анализа становится суть реплик, их
соотнесённость друг с другом.
Рассмотрение эпизода как отдельного рассказа вполне приемлемо. (но ограничиваться не надо).
3. Рассмотреть эпизод в контексте целого произведения:
- от чего эта часть?
- какие черты целого он несёт в себе?
- какими нитями с ним связан?
Эпизод, оставаясь самостоятельным и законченным изнутри, оказывается вписанным в более широкую структуру – сюжетную, идейную, композиционную и т.д. Ученику следует определить, как «работает» фрагмент в произведении, в чём его роль.
4. Определить местоположение эпизода в тексте. Анализируем эпизод может находиться в начале произведения и являться экспозицией или завязкой. Эпизод может выполнять роль развязки и стоять в финале произведения. Есть эпизоды-кульминации, являющиеся пиковыми точками сюжетных линий произведения. Ученик должен обоснованно изложить своё понимание местоположения эпизода в композиционной структуре произведения.
5. Эпизоды могут быть главными и второстепенными.
6. При анализе эпизода необходимо определить его внутреннюю структуру и присущие ей как отдельному законченному произведению особенности.
Охарактеризовать место эпизода в сюжете и композиции всего произведения, выяснить, на какие сюжетные линии он «работает», понять его в идейной структуре, проследить возможные связи и переклички с другими эпизодами, как примыкающими к нему непосредственно, так и отстоящими далеко.
Литература:
Газета «Литература», 1998, №1, С.1
Эпизод как часть целого.
Газета «Литература», 1998, №29, С.14
Материалы к сочинению по роману «Война и мир» Л. Толстого
Газета «Литература», 1998, №14, С.9
Пейзаж.
Газета «Литература», 1998, №12, С.7
Обломов и Штольц.
Газета «Литература», 1998, №12, С.8
Цитата в системе художественного текста.
Газета «Литература», 1998, №12, С.12
Предостережение Евгения Замятина.
Газета «Литература», 1998, №12, С.10
О стихотворении А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости».
Газета «Литература», 2001, №10, С.17,19
Анализ эпизода.
Газета «Литература», 2002, №12, С.8,11
Анализ эпизода.
Газета «Литература», 2002, №8, С.8
Анализ эпизода.
Газета «Литература», 2003, №3, С.7
Анализ эпизода рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Газета «Литература», 1996, №9, С.12
С. Волков. Свободная тема: проблемы и трудности.
Газета «Литература», 1998, №12, С.5-12
Весь номер посвящён анализу разных тем.
Газета «Литература», 2000, №33, С.4
А широк ли выбор? (комментарии к темам выпускных
экзаменационных сочинений).
Газета «Литература», 2000, №20, С.2,4
Внимание: медальные сочинения.
Комплексный анализ рассказа Чехова «Чёрный монах».
Газета «Литература», 2000, №9, С.4
«Метель» А.С. Пушкина: план анализа.
Газета «Литература», 2000, №12, С.14
Власть и война: Пугачёв и Хаджи-Мурат.
Газета «Литература», 2000, №13, семинарий
Чехов А.П. «Дом с мезонином».
Газета «Литература», 2000, №15, С.4
«Свет немеркнущий» (по повести Б. Екимова «Пастушья звезда»).
Газета «Литература», 2000, №15, весь семинарий посвящен сочинению.
Газета «Литература», 2000, №10, С.1, весь номер посвящён консультации по
всем темам.
Журнал «Русская словесность», 2000, №1, С.33
Сочинение как вид учебной работы и его оценка в системе
школьного филологического образования.
Журнал «Русская словесность», 2000, №5, С.52
Эссе как один из видов школьного сочинения.