Практическое занятие
Тема: «Анализ и самоанализ деятельности педагога как одно из условий повышения уровня его профессиональной компетентности»
Практическое задание 1.
Из предложенных вопросов выберите один и подготовьте письменный ответ, оформите его в виде файла (не более 5 страниц) и разместите для оценки.
Аналитическая деятельность учителя как компонент его профессионального мастерства.
«в настоящее время требуется учитель с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области»
Цель аналитической деятельности- критическая оценка реальности и качества образования. Аналитическую деятельность педагога следует рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных результатов деятельности педагога с факторами и причинами их достижения.
требования к осуществлению педагогического анализа и его основные принципы:
-чёткая структура и логическая последовательность изложения;
-аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;
-глубина и конкретность;
- установление причинно-следственных связей и доказательность выводов;
- использование таблиц, графиков, диаграмм;
- чёткость и педагогическая обоснованность предложений и основных принципов.
Главными составляющими аналитической деятельности являются:
-целенаправленность;
- объективность;
-систематичность;
- результативность.
Педагогический анализ – это инструмент управления, направленный:
- на изучение состояния и тенденции развития,
- на объективную оценку результата образовательного процесса,
- на выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в качественно более высокое состояние.
Аналитическая деятельность– это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются преподавателем.
Аналитическая деятельность учителя представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа. Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Этот процессный подход раскрыт М. Поташником. Можно применять системный подход, раскрытый В.И. Зверевой.
Сформированность аналитических умений – один из критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания из практики, лежащие в основе обобщенного умения педагогически мыслить.
В структуру аналитической деятельности педагога необходимо включать два блока компетентностей:
первый включает в себя способность к анализу учебной и научной литературы,
второй – способность к анализу конкретных деятельностных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью: уметь анализировать педагогические ситуации, принимать решение, уметь выстраивать отношения с коллегами, родителями, администрацией.
Существуют следующие виды анализа:
1.Оперативный (ежедневный) анализ проведенных уроков и воспитательных мероприятий.
Здесь следует отметить следующие направления: знание своего предмета, отношение к предмету, умение планировать урок, знание психолого- педагогических основ обучения, педагогический такт, индивидуальный подход к ученику, развитие мышления учащихся, умение оценить качество знаний.
После проведенного урока следует задуматься прежде всего над тем, что не так получилось, почему не успели выполнить запланированное (та ли наглядность была использована, интересен ли дополнительный материал, доступно ли было проведено объяснение, правильные ли сделаны выводы и т.д.).
2. Следующий вид аналитической деятельности тематический анализ.
Цель тематического анализа- диагностика наиболее значимых сторон педагогического и образовательного процесса, установление их взаимосвязей, выработка рекомендаций.
Тематический анализ позволяет выявить пробелы в знаниях и даёт чёткое (видимое) направление в планировании дальнейшей работы.
3. Третий вид аналитической деятельности- итоговый анализ.
Он проводится по результатам семестра, года. Цель данного вида анализа- подведение итогов деятельности учителя и учащихся за истекший период, построение блока целей следующего семестра (года), выработка рекомендаций.
Данный анализ требует тщательной и длительной подготовки в течение всего отчётного периода и невозможен без систематического накопления информации и соответствующей её обработки.
Этапы аналитической деятельности педагога включают в себя:
- анализ педагогической ситуации (диагноз),
- проектирование результатов в сопоставлении с исходными данными (прогноз),
- анализ имеющихся средств, пригодных для достижения искомого результата,
- конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса,
- оценка полученных данных, формулирование новых задач.
Аналитические умения педагога по своей сути представляют собой совокупность интеллектуальных умений, понятийно, процессуально и функционально связанных с его самонаблюдением, самосознанием и направленных на осмысление и решение педагогических задач, сопоставление и обобщение педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности.
Подводя итог всему выше сказанному хочется, что Аналитическая культура учителя – процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Если ситуация оказывается творческой, то установки и стереотипы перестают срабатывать и, более того, становятся барьерами. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации – это и есть задача.