СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ лирического произведения. (Литературоведческая консультация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации дана расширенная схема анализа лирического произведения. Презентацию можно использовать на уроках литературы в 9-11х классах.

Просмотр содержимого документа
«Анализ лирического произведения. (Литературоведческая консультация)»

План анализа стихотворения.  (Литературоведческая консультация). Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8» Тарасович Ольга Владимировна

План анализа стихотворения. (Литературоведческая консультация).

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8»

Тарасович Ольга Владимировна

I. План анализа стихотворения.   Творческая история. Когда написано стихотворение? Какие события происходили в это время в жизни поэта (где он находился, что делал и т.д.)? Что послужило поводом для написания стихотворения? Жанровое своеобразие стихотворения (ода, романс, элегия, послание, исповедь, лирический монолог, философские раздумья, завещание и т.д.). Какими чувствами проникнуто стихотворение? Созвучны эти чувства или противоречивы? Тема стихотворения. Идея стихотворения. Является ли стихотворение сюжетным?

I. План анализа стихотворения.

  • Творческая история. Когда написано стихотворение? Какие события происходили в это время в жизни поэта (где он находился, что делал и т.д.)? Что послужило поводом для написания стихотворения?
  • Жанровое своеобразие стихотворения (ода, романс, элегия, послание, исповедь, лирический монолог, философские раздумья, завещание и т.д.).
  • Какими чувствами проникнуто стихотворение? Созвучны эти чувства или противоречивы?
  • Тема стихотворения.
  • Идея стихотворения.
  • Является ли стихотворение сюжетным?
Каков лирический герой стихотворения? Какие художественно-изобразительные средства использует автор для создания художественного мира стихотворения, раскрытия его идейного содержания? Какова эмоциональная окраска произведения? Каково эмоциональное звучание стихотворения, каковы особенности его поэтического синтаксиса? (Роль повествовательных, восклицательных предложений в стихотворении, есть ли в нём риторические вопросы, цель их использования автором). Особенности стихосложения (размер стиха, рифмы, их роль в раскрытии идейного содержания произведения). Какие мысли и чувства вызывает произведение у читателя?
  • Каков лирический герой стихотворения?
  • Какие художественно-изобразительные средства использует автор для создания художественного мира стихотворения, раскрытия его идейного содержания?
  • Какова эмоциональная окраска произведения?
  • Каково эмоциональное звучание стихотворения, каковы особенности его поэтического синтаксиса? (Роль повествовательных, восклицательных предложений в стихотворении, есть ли в нём риторические вопросы, цель их использования автором).
  • Особенности стихосложения (размер стиха, рифмы, их роль в раскрытии идейного содержания произведения).
  • Какие мысли и чувства вызывает произведение у читателя?
II Опорные слова, словосочетания, фразы.   Стихотворение проникнуто чувством… Пафос стихотворения в… В стихотворении звучат мотивы… Дана картина… Возникает новая тональность… Поэт утверждает мысль… Эта мысль подчёркивается… Душевное состояние лирического героя… Для создания художественного мира стихотворения использованы… Образ… символизирует… Стихотворение написано в жанре… Жанровые признаки стихотворения…

II Опорные слова, словосочетания, фразы.

  • Стихотворение проникнуто чувством…
  • Пафос стихотворения в…
  • В стихотворении звучат мотивы…
  • Дана картина…
  • Возникает новая тональность…
  • Поэт утверждает мысль…
  • Эта мысль подчёркивается…
  • Душевное состояние лирического героя…
  • Для создания художественного мира стихотворения использованы…
  • Образ… символизирует…
  • Стихотворение написано в жанре…
  • Жанровые признаки стихотворения…
III Литературоведческие определения.   Тема  – то, о чём говорится в произведении. Идея   – основная мысль произведения. Композиция  – построение произведения. Сюжет  – развитие событий в определённой последовательности.

III Литературоведческие определения.

  • Тема  – то, о чём говорится в произведении.
  • Идея   – основная мысль произведения.
  • Композиция  – построение произведения.
  • Сюжет  – развитие событий в определённой последовательности.
Стихотворные размеры :   ямб  – двусложная стопа с ударением на втором слоге (  ´  ): З е мн о е  с е рдц е  ст ы н е т вн о вь…  (А. Блок) хорей  – двусложная стопа с ударением на первом слоге (  ´  ): Б у р я  мгл о ю  н е б о  кр о е т…  (А. Пушкин) дактиль  – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге (  ´  ): Т у чк и  н е б е сн ые , в е чн ые  стр а нн и к и …  (М. Лермонтов) амфибрахий  – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге (  ´  ): В п е сч а н ы х ст е п я х  а рав и йск о й з е мл и  / Тр и  г о рд ые  п а льм ы  в ы с о к о  р о сл и …  (М. Лермонтов) анапест  – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге (  ´  ): М ы  с т о б о й б е ст о лк о в ые  л ю д и …  (Н. Некрасов)

Стихотворные размеры :

  • ямб  – двусложная стопа с ударением на втором слоге (  ´  ):
  • З е мн о е  с е рдц е  ст ы н е т вн о вь…  (А. Блок)
  • хорей  – двусложная стопа с ударением на первом слоге (  ´  ):
  • Б у р я  мгл о ю  н е б о  кр о е т…  (А. Пушкин)
  • дактиль  – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге (  ´  ):
  • Т у чк и  н е б е сн ые , в е чн ые  стр а нн и к и …  (М. Лермонтов)
  • амфибрахий  – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге (  ´  ):
  • В п е сч а н ы х ст е п я х  а рав и йск о й з е мл и  / Тр и  г о рд ые  п а льм ы  в ы с о к о  р о сл и …  (М. Лермонтов)
  • анапест  – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге (  ´  ):
  • М ы  с т о б о й б е ст о лк о в ые  л ю д и …  (Н. Некрасов)
Рифма .   Мужская рифма  (ударный последний слог: трев о г – м о г) придаёт стихотворному произведению характер энергии, мужественности. Женская рифма  (ударный предпоследний слог: на у ка – ск у ка) придаёт стихотворению более плавное, мелодичное звучание. Дактилическая  (ударный третий от конца слог: стр а нники – изгн а нники). Супердактилическая  (ударный четвёртый от конца слог).

Рифма .

  • Мужская рифма  (ударный последний слог: трев о г – м о г) придаёт стихотворному произведению характер энергии, мужественности.
  • Женская рифма  (ударный предпоследний слог: на у ка – ск у ка) придаёт стихотворению более плавное, мелодичное звучание.
  • Дактилическая  (ударный третий от конца слог: стр а нники – изгн а нники).
  • Супердактилическая  (ударный четвёртый от конца слог).
Рифма.  Памятка, как определить вид рифмы стихотворения   Для того чтобы научиться определять вид рифмы стихотворения, нужно познакомиться с основными понятиями по теме. Стихотворение — это небольшое произведение о чувствах, переживаниях героя. Состоит из стихов, а также у него есть рифма, ритм. Рифмы — похожие по звучанию окончания строк в стихотворении. Рифмы могут быть перекрёстные, смежные (парные), кольцевые (опоясывающие). Схема рифмы — буквенное обозначение рифмующихся слов. А и В — разные рифмы.  Арифмия — приём, когда в строфе чередуются строки с рифмой со строками, где рифмы нет.

Рифма. Памятка, как определить вид рифмы стихотворения

  • Для того чтобы научиться определять вид рифмы стихотворения, нужно познакомиться с основными понятиями по теме.
  • Стихотворение — это небольшое произведение о чувствах, переживаниях героя. Состоит из стихов, а также у него есть рифма, ритм.
  • Рифмы — похожие по звучанию окончания строк в стихотворении.
  • Рифмы могут быть перекрёстные, смежные (парные), кольцевые (опоясывающие).
  • Схема рифмы — буквенное обозначение рифмующихся слов. А и В — разные рифмы. Арифмия — приём, когда в строфе чередуются строки с рифмой со строками, где рифмы нет.
Приведем примеры рифм из стихотворения Е. А.   Баратынского « Где сладкий шёпот... » .  1.   Перекрёстная рифма.  Рифмуются   слова   1 -ой и   3 -ей,   2 -ой и   4 -ой строк.  Схема рифмы — АВАВ.  Рифмы   1 -ой и   3 -ей строк —  « шёпот » и « ро́пот » .    Рифмы   2 -ой и   4 -ой строки —  « лесов » и « лугов » .    1. Где сладкий шёпот  2. Моих лесов?  3. Потоков ро́пот,  4. Цветы лугов?

Приведем примеры рифм из стихотворения Е. А.   Баратынского « Где сладкий шёпот... » . 1.   Перекрёстная рифма. Рифмуются   слова   1 -ой и   3 -ей,   2 -ой и   4 -ой строк. Схема рифмы — АВАВ. Рифмы   1 -ой и   3 -ей строк — « шёпот » и « ро́пот » .   Рифмы   2 -ой и   4 -ой строки — « лесов » и « лугов » .  

1. Где сладкий шёпот 2. Моих лесов? 3. Потоков ро́пот, 4. Цветы лугов?

2.  Кольцевая (опоясывающая) рифма. Рифмуются слова   1 - ой и   4 - ой, и   2 - ой и   3 - ей строк. Схема рифмы — АВВА. Рифмы 1-ой и 4-ой строки — «голы» и «до́лы».   Рифмы 2-ой и 3-ей строки — «зимы» и «холмы». 1. Деревья го́лы;  2. Ковёр зимы  3. Покрыл холмы,  4. Луга и до́лы.
  • 2.  Кольцевая (опоясывающая) рифма.
  • Рифмуются слова   1 - ой и   4 - ой, и   2 - ой и   3 - ей строк.
  • Схема рифмы — АВВА.
  • Рифмы 1-ой и 4-ой строки — «голы» и «до́лы».
  •   Рифмы 2-ой и 3-ей строки — «зимы» и «холмы».

1. Деревья го́лы; 2. Ковёр зимы 3. Покрыл холмы, 4. Луга и до́лы.

3.   Смежная (парная) рифма . Рифмуются слова   1 -ой и   2 -ой,   3 -ей и   4 -ой строки. Схема рифмы — ААВВ. Рифмы   1 -ой и   2 -ой строк —  « ледяной » и « корой » .   Рифмы   3 -ей и   4 -ой строки —  « немеет » и « цепенеет » .   1. Под ледяной  2. Своей корой  3. Ручей немеет;  4. Всё цепенеет...

3.   Смежная (парная) рифма .

Рифмуются слова   1 -ой и   2 -ой,   3 -ей и   4 -ой строки.

Схема рифмы — ААВВ.

Рифмы   1 -ой и   2 -ой строк — « ледяной » и « корой » .  

Рифмы   3 -ей и   4 -ой строки — « немеет » и « цепенеет » .

 

1. Под ледяной 2. Своей корой 3. Ручей немеет; 4. Всё цепенеет...

Художественно-изобразительные средства .   Тропы  – изобразительно-выразительные средства, связанные с двуплановым употреблением слова, при котором его звучание реализует одновременно два значения – иносказательное и буквальное, связанные друг с другом либо по принципу смежности (синекдоха, метонимия), либо сходства (метафора), либо противоположности (ирония).

Художественно-изобразительные средства .

  • Тропы  – изобразительно-выразительные средства, связанные с двуплановым употреблением слова, при котором его звучание реализует одновременно два значения – иносказательное и буквальное, связанные друг с другом либо по принципу смежности (синекдоха, метонимия), либо сходства (метафора), либо противоположности (ирония).
Эпитет  – художественное определение (заря туманная, горько плакать). Метафора  – употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение (крылья мечты). Олицетворение  – уподобление неживого предмета, явления живому существу. Сравнение  – сопоставление предметов, явлений, «что-то как что-то» (обычно вводится с помощью сравнительных союзов как, словно, будто, как будто, точно). Гипербола  – художественное преувеличение.
  • Эпитет  – художественное определение (заря туманная, горько плакать).
  • Метафора  – употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение (крылья мечты).
  • Олицетворение  – уподобление неживого предмета, явления живому существу.
  • Сравнение  – сопоставление предметов, явлений, «что-то как что-то» (обычно вводится с помощью сравнительных союзов как, словно, будто, как будто, точно).
  • Гипербола  – художественное преувеличение.
Литота  – художественное преуменьшение. Антитеза  – противопоставление. Аллегория  – иносказание. Перифраза (перифраз)  – замена названия предмета его описанием. Повторы  – слов, фраз – помогают более чётко выразить мысли и чувства, усиливают их. Анафора  – единоначатие.
  • Литота  – художественное преуменьшение.
  • Антитеза  – противопоставление.
  • Аллегория  – иносказание.
  • Перифраза (перифраз)  – замена названия предмета его описанием.
  • Повторы  – слов, фраз – помогают более чётко выразить мысли и чувства, усиливают их.
  • Анафора  – единоначатие.
Звукопись :   аллитерация – повторение согласных звуков: …весенний пе р вый г р ом, как бы  р езвяся и иг р ая, г р охочет в небе голубом…  (Ф. Тютчев) ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков: …дыш а  дух а ми и тум а н а ми,  о н а  с а дитс я  у  о кн а …  (А. Блок)

Звукопись :

  • аллитерация – повторение согласных звуков: …весенний пе р вый г р ом, как бы  р езвяся и иг р ая, г р охочет в небе голубом…  (Ф. Тютчев)
  • ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков: …дыш а  дух а ми и тум а н а ми,  о н а  с а дитс я  у  о кн а …  (А. Блок)
Цветопись  – слова, обозначающие цвета.
  • Цветопись  – слова, обозначающие цвета.
IV Эмоции, чувства.   Положительные. Радость любовь восторг нежность восхищение ликование достоинство гордость воодушевление торжество уверенность мягкий (добрый) юмор сочувствие спокойствие сострадание умиротворение

IV Эмоции, чувства.

  • Положительные.

Радость

любовь

восторг

нежность

восхищение

ликование

достоинство

гордость

воодушевление

торжество

уверенность

мягкий (добрый) юмор

сочувствие

спокойствие

сострадание

умиротворение

Отрицательные . Грусть отчаяние гнев печаль негодование безысходность злость тоска ненависть презрение горечь злая ирония скорбь отвращение душевная боль страх сожаление душевная боль ужас издёвка сожаление  возмущение
  • Отрицательные .

Грусть

отчаяние

гнев

печаль

негодование

безысходность

злость

тоска

ненависть

презрение

горечь

злая ирония

скорбь

отвращение

душевная боль

страх

сожаление

душевная боль

ужас

издёвка

сожаление

возмущение

Источники: 1. http :// www.mogggiiien.narod.ru/1kl/AnalizStihotvorenia.html  2. https:// obrazovaka.ru/question/plan-analiza-stihotvoreniya-11-klass-po-literature-67550  3. https:// nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/04/analiz-liricheskogo-teksta-na-primere-stikhotvoreniya  4. https:// multiurok.ru/files/analiz-stikhotvoreniia-3.html  5. https:// www.yaklass.ru/p/chtenie

Источники:

  • 1. http :// www.mogggiiien.narod.ru/1kl/AnalizStihotvorenia.html
  • 2. https:// obrazovaka.ru/question/plan-analiza-stihotvoreniya-11-klass-po-literature-67550
  • 3. https:// nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/04/analiz-liricheskogo-teksta-na-primere-stikhotvoreniya
  • 4. https:// multiurok.ru/files/analiz-stikhotvoreniia-3.html
  • 5. https:// www.yaklass.ru/p/chtenie