СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ МО гуманитарного цикла за 2022-2023 уч.год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ МО гуманитарного цикла за 2022-2023 уч.год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 117»


Отчет о работе МО гуманитарного цикла за

2022/2023 учебный год

Методическая тема МО: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения»

Цель: реализация современных технологий обучения на уроке через вовлечение учителей в инновационные процессы обучения и создание условий для перехода на новые ФГОС СОО третьего поколения и модернизация системы образования путем проектирования учебных занятий, формирующих читательскую компетенцию в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи и приоритетные направления деятельности МО:

1.Изучение нормативно-правовых документов ФГОС СОО третьего поколения, утверждённых 31.05.2021г.

2.Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;

3. Изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования.

4.Работа по подготовке к международному исследованию PISA в 2022 году. 5. Совершенствование системы повышения квалификации педагогического мастерства путём внедрения эффективных форм работы с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.

6. Научно-методическая подготовка учителей по подготовке обучающихся к государственной аттестации в форме ОИА и ЕГЭ.

7. Организация системной подготовки обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ и ОГЭ по предметам.

8. Планирование, проектирование уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся



В 1 полугодии 2022-2023 учебного года были проведены заседания ШМО:

Август

  1. Утверждение плана работы МО на 2022/2023 учебный год

  2. Утверждение сборника контрольных диктантов для 5 класса. Составители Батюк И.В., Казюра Н.Г.

  3. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО 3- го поколения (5 кл.)

3. Утверждение нагрузки учителей МО гуманитарного цикла

4. Работа с молодыми специалистами


Сентябрь

  1. Анализ результатов ГИА по русскому языку обучающихся 9 и 11 классов за 2022-2023 учебный год.

  2. Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку – 2023 г. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.)

Ноябрь

  1. О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 5-11 классах. Итог – справка.

  2. Работа с учениками группы риска 9 и 11 классов

  3. Итоговое сочинение – 2022-2023 уч. г. Подготовка. Обмен опытом (Рейнгардт В.В., Казюра Н.Г.)

  4. Адаптация учащихся 5-х классов к изменившимся условиям обучения

Во втором полугодии:

Январь

  1. Результаты итогового сочинения по литературе (анализ, типичные ошибки). (Рейнгардт В.В.)

  2. Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (ФИПИ) как эффективный инструмент для повышения уровня знаний учащихся. Обзор интернет и электронных ресурсов. (Лёвина Е.А.)

  3. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку, литературе, истории, английскому языку за II четверть в 5-9 классах, за I полугодие в 10-11 классах. Итог – справка. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.)

Март

  1. Критерии результативности урока в рамках требований государственного стандарта. (Кобец Я.В.)

  2. О подготовке обучающихся 9, 11 классов к итоговой аттестации. Из опыта работы.

  3. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку, литературе, истории, английскому языку за III четверть в 5-9 классах. Итог – справка. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.)



Май

  1. Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2023-2024 учебный год.

  2. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку, литературе, истории, английскому языку за IV четверть в 5-9 классах. Итог – справка. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.

  3. Реализация рабочих программ по русскому языку и литературе, истории, английскому языку в 5-8 х классах. Обмен опытом.

  4. Подведение итогов работы МО. Отчет руководителя МО Лёвина Е.А.

Основные направления МО

  • Создание методической базы данных о педагогах МО

В рамках МО была организованна деятельность 14 учителей

Состав МО:

  1. Лёвина Е. А. – учитель английского языка, руководитель МО

  2. Дессерт Е.П. – учитель английского и французского языка

  3. Ладыга А.И. - учитель английского языка

  4. Корячкина Н.П. - учитель английского языка

  5. Зонова А.А. – учитель английского и французского языка

  6. Кобец Я.В. – учитель английского и французского языка

  7. Шарикова Е.А. – учитель английского языка

  8. Казюра Н.Г. – учитель русского языка и литературы

  9. Чаплыгина Н.А. – учитель русского языка и литературы

  10. Рейнгардт В.В. - учитель русского языка и литературы

  11. Батюк И.В. – учитель русского языка и литературы

  12. Чередниченко Е.В. – учитель истории и обществознания

  13. Яськова Т.М. – учитель истории и обществознания

  14. Щепочкина А.М. – учитель истории и обществознания



Учебный год

всего

высшая

первая

б/к

соответствие

2022-2023

14

7

6

-

1



  • Анализ методической деятельности МО и способов ее совершенствования

  • Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта



Организационно-методическая деятельность

  • Разработка РП, ЭК с учетом требований ФГОС

Рабочие программы разрабатывались в соответствии с новыми ФГОС с помощью конструктора рабочих программ на сайте https://edsoo.ru/

  • Участие МО в разработке программы развития ОУ

  • Помощь в организации повышения квалификации членов МО

В течение 2022-2023 учебного года повышение квалификации прошли следующие учителя:

Все учителя прошли курсы «Разговоры о важном: система работы классного руководителя (куратора)», 31.10 – 06.12.2022, АИРО

Зонова А.А. - Реализация требований ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя

Рейнгардт В.В. - КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М.Топорова», 15.11.2022, 36 ч., «Управление образовательной организацией в условиях обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;

ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»,

06.12.2022, 58ч.

Ладыга А.И. - Курсы повышения квалификации по теме: «Эффективные технологии в преподавании английского языка в условиях обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО», 2023

Семинары, вебинары, конкурсы:

Рейнгардт В.В. - Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка «Хранители русского языка», дистанционный этап, призер, октябрь 2022;

Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка «Хранители русского языка», региональный этап, призер, ноябрь 2022;

Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны», дистанционный этап, диплом призера;

Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны», региональный этап, участие;

II Сибирская школа инноватики «Инновационные процессы в системе общего образования. Педагогическая наука - практике», АГПУ, 15-16 декабря 2022, участник;

Краевая методическая школа для молодых учителей русского языка и литературы «Преподавание русского языка и литературы в цифровую эпоху» АГПУ, 27 марта 2023;

Онлайн-конференция «Зуевские чтения», участник, февраль 2023;

Краевой семинар «Функциональная грамотность педагога и обучающихся: философско-культурологический и психолого-педагогический аспекты», доклад по теме «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы» 7 апреля 2023;

Зонова А.А. - Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны», дистанционный этап, диплом призера;

  • Организация и проведение конкурсов, предметных Олимпиад, НПК учащихся

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился с 17.09.2022 по 22.10.2022. В школьном этапе предметных олимпиад принимали участие учащиеся 4–11-х классов.

Таблица № 1. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников за три года

Учебный год

2020/21

2021/22

2022/23

Количество участников (учащиеся, принявшие участие в данном этапе олимпиады по нескольким предметам, учитываются один раз)

384

408

565

Вывод: в 2022/23 учебном году наблюдается уменьшение количества участников на 21 (в сравнении с прошлым учебным годом).

Таблица № 2. Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году по предметам

п/п

Название предмета

Количество участников

Процент от общего количества учащихся в классах

1

Английский язык (5–11-е классы (555 учащийся))

41

7,3%

2

История (5–11-е классы (555 учащийся))

15

2,7%

3

Литература (5–11-е классы (555 учащийся))

22

3,9%

4

Обществознание (5–11-е классы (555 учащийся))

48

8,6%

5

Право (10–11-е классы (89 учащихся))

22

16,8%

6

Русский язык (4–11-е классы (678 учащихся))

76

11,2%

7

Французский язык (5–11-е классы (555 учащийся))

12

2,1%

Вывод: наибольшее количество участников олимпиады наблюдается по следующим предметам– русский язык, право, обществознание. Очень низкий показатель по таким предметам, как французский.

Таблица № 3. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам за три года

п/п

Наименование предмета

Количество участников

2020/21 учебный год

2021/22 учебный год

2022/23 учебный год

Русский язык

73

66

76

Литература

13

44

22

Английский язык

38

28

41

История

7

26

15

Обществознание

20

19

48

Право

8

3

22

Французский язык

0

6

12

ВСЕГО:

159

192

236

Вывод: количество участников школьного этапа увеличилось на 157 человек. Наблюдается увеличение участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по следующим предметам: русскому языку, английскому языку, обществознанию, праву, французскому языку. В 2022/23 году уменьшилось количество участников олимпиады по истории, литературе.

Таблица № 4. Количество победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году

№ п/п

Предмет

Количество участников

Количество призеров

Количество победителей


Русский язык

76

7

0


Литература

22

3

0


Английский язык

41

0

0


История

15

1

0


Обществознание

48

8

0


Право

22

0

0


Французский язык

12

0

0


ВСЕГО

236

19

0

Вывод: наибольший показатель результативности участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников наблюдается по следующим предметам: обществознания, русский язык, что свидетельствует о качественной подготовке участников олимпиады по данным предметам.

Таблица № 5. Сравнительный анализ количества победителей школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников за три года по предметам.

п/п

Наименование предмета

Количество победителей и призеров

Прирост («+», «», «=») (в сравнении с 2022/23 учебным годом)

2021/22 учебный год

2022/23 учебный год


1

Русский язык

8

7

-1

2

Литература

5

3

-2

3

Английский язык

0

0

0

4

История

4

1

-3

5

Обществознание

1

8

+7

6

Право

0

0

0

7

Экономика

0

0

0

Всего

18

19

1

Вывод: в течение последних лет наблюдается увеличение количества призеров и победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по следующим предметам: обществознание.

В 2022/23 учебном году отсутствуют победители школьного этапа олимпиады по праву, английскому языку.

Дети участвовали в конкурсах различной направленности:

Русский медвежонок - 75 участников, British Bulldog - 22 участников, Пегас - 12 участников, Олимпис - 18 участников.

Победители были только в конкурсе «Русский медвежонок» - 6 человек.

Учителя подготовили детей для участия в следующих конкурсах:

Рейнгардт В.В. - Диплом второй степени в краевом конкурсе «Есть такое призвание - учить», посвященного Дню учителя (Функ Костя), октябрь 2022;

Межшкольный (городской) конкурс чтецов «Все передумываю снова… », посвященный 130-летию со дня рождения М.И. Цветаевой, 2 место (Доронина Алина), октябрь 2022;

Всероссийский видеоконкурс «Цветаевские строки», участие, Доронина Алина, октябрь2022;

Читательская олимпиада «Proчтение», участие, команда «Читающее поколение»;

Городской конкурс сочинений «Мааам!», диплом 1 степени, Чибисова Дарья;

Всероссийский конкурс сочинений «Мой космос - 2035», участие, Набиев М;

Школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», диплом победителя, Доронина Алина, февраль 2023;

Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», специальный диплом, Доронина Алина, март 2023;

Городской этап Краевого конкурса творческих работ по журналистике «Точка зрения», призер, Ергина Софья, март 2023;

Краевого конкурса творческих работ по журналистике «Точка зрения», участник, Ергина Софья, апрель-май 2023

Лёвина Е.А. - Всероссийский творческий конкурс по английскому языку «Everyday English» - Функ Константин – 1 место, Кривошеева Надежда – 2 место;


Городская читательская олимпиада «PROчтение», команда «Книголюбы» - 3 место


Казюра Н.Г. - Школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»,1 место

Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», победитель;

Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», специальный диплом

Зонова А.А. – Муниципальный конкурс на французском языке «Зимний калейдоскоп», МБОУ «Гимназия №131», 2 место и номинация «Лучшая презентация о регионе»;

Муниципальный конкурс афиш по французскому языку, диплом 1 степени и номинация «За оригинальность»;

Муниципальный фестиваль французской песни «Весенние цветы», диплом победителя и призер;

Предметные недели по русскому языку и литературе (10.11 – 14.11.2021), иностранным языкам (05.12 по 09.12.2021), праву (17.12. по 21.12.2021), истории (06.02.22 – 10.02.22) были проведены в указанные сроки. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей и возможность проявить себя в разных видах деятельности. Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями учащихся, задания распределялись по степени трудности. В творческую деятельность вовлекались не только лучшие учащиеся, но и инертные школьники. Проведение тематической недели потребовало большой подготовки со стороны учителей и учащихся, но было полезно как в языковом, так и в общеобразовательном плане.



Предметная неделя иностранного языка была призвана решить следующие задачи: 

Предметная неделя по английскому языку  была призвана решить следующие задачи:

1.     Усовершенствование знаний и  умений, приобретенных на уроках английского языка;

2.     Расширение кругозора учащихся;

3.     Развитие их творческих способностей, самостоятельности;

4.     Воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается;

5.     Научить детей видеть результаты коллективной деятельности;

6.     Создавать положительную мотивацию и поддерживать интерес к изучению английского языка



План недели был выполнен полностью. Все мероприятия прошли на достаточно высоком уровне и помогли учащимся проявить и развить свои языковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями учащихся, задания распределялись по степени трудности. Все мероприятия проводились на иностранном языке.

Победители были награждены грамотами и благодарностями. Все классы были вовлечены в проведение недели английского языка. Проведение недели английского языка помогло учителям английского языка поддержать интерес и мотивацию у детей к изучению предмета и играло большую роль в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, «Неделя английского языка» явилась ярким событием в нашей школе, продемонстрировала успешное сочетание урочной и внеурочной работы, высокий творческий потенциал учащихся в различных предметных областях: изобразительная, литературная с использованием английского языка.

Предметная неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи: 

Предметная неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи: 

- создание условий для развития познавательной и творческой активности обучающихся;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями;

- вовлечение обучающихся в творческую деятельность через проведение мероприятий и конкурсов;

- повышение интереса учащихся к лингвистике как науке.

Готовясь к Неделе,  учителя русского языка и литературы старались использовать новые интересные формы организации и проведения мероприятий. Это был праздник длиною в целую неделю. Активное участие в мероприятиях приняли все классы школы.

План Недели русского языка и литературы был выполнен, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне и помогли учащимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить знания в области лингвистики и общеобразовательный кругозор.  Учителям удалось создать необходимые условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных, творческих, интеллектуальных способностей каждого ученика, организовать сотрудничество между учениками и учителями.

Анализируя итоги проведения недели, можно сделать следующие выводы: в проведении предметной недели приняли активное участие и проявили высокую творческую активность все учителя МО. В проведении предметной недели было вовлечено большое количество учащихся школы. Все проведённые мероприятия вызвали живой интерес у учащихся и способствовали повышению уровня познавательной активности. Таким образом, цели предметной недели достигнуты, задачи выполнены.

Хочется надеяться, что главным итогом проделанной работы будет возросший интерес к изучению русского языка и литературы.

Правовая предметная неделя была призвана решить следующие задачи: 

 - совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения внеклассных мероприятий;

 

- вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;

 

- выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики.

Подводя итоги предметной недели, необходимо отметить следующие положительные аспекты:

-   вовлечение большого числа учащихся в общую, совместную работу по подготовке и проведению мероприятий, что способствует воспитанию у них чувства коллективизма, умение быть ответственным за принятое решение, инициативы, развитию творческой активной личности;

-  содержание, методы и формы проведения мероприятий обеспечивали связь с имеющимися знаниями и умениями, овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности, для уровней дифференциации, для овладения методами самоконтроля;

-  выявление детей, имеющих ярко выраженное нестандартное мышление.

        Анализируя указанные мероприятия, следует отметить, что проведение предметной недели способствует не только углубленному изучению математики в пределах школьного курса, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у учащихся внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способствует сближению учителя и ученика.




Предметная неделя по истории

Ожидаемый результат: активизация познавательной деятельности учащихся с целью формирования уважения к историческому прошлому нашей страны

Предметная неделя показала, что у учащихся развивается познавательный интерес к предмету, ребята слаженно работали в коллективе и творчески организовывали свою деятельность.

Формы проведенных мероприятий были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю страны, своего края и ее знаменитых людей, формированию у школьников важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, патриотизма.

В целом предметная Неделя прошла успешно. Поставленные цели достигнуты.

  • Взаимодействие с работой МС школы, МО школ района, города

  • Оказание практической помощи молодым специалистам и педработникам в период подготовки к аттестации:

Было организованно наставничество над молодыми специалистами на 2022-2023 гг.

ФИО молодого специалиста

Наставничество по предмету

Наставничество по классному руководству

Кобец Я.В.

Дессерт Е.П.

Плодистая О.К.



Наставниками было организованно:

  1. Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ, но в недостаточном количестве.

  2. Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий

  3. Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия

  4. Изучение методической литературы по образовательным предметам

  5. Беседы с молодым специалистом по определённым разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методики преподавания

  6. Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных мероприятий


Учителя МО работают над следующими методическими темами:

ФИО

Методическая тема

1.

Рейнгардт В.В.

Особенности преподавания литературы для детей с ОВЗ.

2.

Казюра Н.Г.

Анализ лирического произведения на уроках литературы.

3

Чаплыгина Н.А.

Теория и практика анализа художественного текста в контексте инновационных технологий.

4.

Батюк И.В.

Реализация технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

5

Ладыга А.И.

Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка.

6

Дессерт Е.П.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении ИЯ с целью повышения качества знаний в рамках системно-деятельностного подхода.

7

Корячкина Н.П.

Влияние уровня развития внимания учащихся на успешность их обучения

8

Зонова А.А.

Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка.

9.

Лёвина Е.А.

Формирование грамматических навыков на уроке английского языка по средствам ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода.

10.

Кобец Я.В.

Особенности работы с аутентичным текстом для чтения на уроке иностранного языка.

11.

Чередниченко Е.В.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания








Информационная деятельность



  • Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической)

  • Ознакомление членов МО с новинками педагогической и методической литературы на бумажных и электронных носителях

  • Ознакомление членов МО с содержанием образовательных программ, УМК, нормативных документов, опытом инновационной деятельности

Общие выводы:

Проанализировав состояние работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2022-2023 учебного года, можно сделать следующие выводы:

- проблема школы и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;

- члены ШМО гуманитарного цикла понимают значимость методической работы принимают активное участие в жизни школы;

- тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями;

- заседания тщательно подготовлены и продуманы;

- протоколы заседаний ШМО ведутся и хранятся.

- выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах,

позволяющим сделать серьезные методические обобщения;

- проводилась работа по овладению учителями современными методиками и

технологиями обучения;

- уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности;

Но в работе педагогов ШМО остались еще не решенные до конца проблемы:

- не в полной мере используются на уроках и внеурочной деятельности

современные образовательные технологии;

- нет достаточного опыта работы по составлению технологических карт уроков по ФГОС;

-  систематически не ведется работа с одаренными и слабоуспевающими

школьниками;

- не все педагоги публикуют методические разработки в сети Интернет;

- недостаточно используются инновационные технологии.

      Имеющиеся недостатки в работе анализируются, а значит, возможно, их устранение в новом учебном году.

    На основании вышеизложенного работу ШМО учителей гуманитарного цикла следует признать удовлетворительной.

    В новом учебном году мы будем работать над методической темой: «………..».











Руководитель МО Лёвина Е.А.