«Черновская ООШ», филиал МБОУ "Сычевская СОШ имени К.Ф.Лебединской"
Отчёт о работе летнего лагеря
«Радуга»
с дневным пребыванием детей на базе школы.
2016 год
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
В лагерь были записаны все дети школы. Деятельность воспитанников во время лагеря осуществлялась в разновозрастных отрядах.
Начальник лагеря –Семёнова Ю.И., воспитатели: Никитина Г.В., Клепикова Е.В. Лагерь посещало 32 человека : от 6 до 15 лет. Несмотря на разновозрастную группу, 8 лагерных дней у детей прошли быстро, весело, организованно.
Воспитательная работа в лагере «Радуга» планировалась с учётом определённой последовательности, системности и преемственности. Принцип деятельного подхода являлся ведущим и означает набор различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивно – оздоровительной, ценностно – ориентировочной и свободного общения. Другим источником планирования воспитывающей деятельности являлись природно – погодные условия. Их специфика немаловажна для отдыха детей во время летних каникул. Учитывались те периоды времени, когда природа красива, поражала своей чарующей гармонией. В целях закаливания детей планировались прогулки, игры на свежем воздухе. Приём солнечных и воздушных ванн, чередование активного движения с отдыхом, сочетание труда и отдыха – важное условие укрепления здоровья детей.
При планировании учитывались психологические, физиологические и социальные особенности детей определённого возраста. Также учитывалось то, что младшие школьники не могут долго заниматься одним и тем же делом, однообразие их утомляет, поэтому план работы лагеря составлялся с учётом чередования разных занятий: спортивных, игровых, трудовых, познавательных. Коллективные дела сочетались с организованным отдыхом в свободное время, воспитательные мероприятия содержали больше игровых элементов, подвижных форм.
При планировании учитывали основные характеристики благополучия ребёнка:
- физическое благополучие: поддержание физического здоровья, удовлетворение двигательной активности, рациональное распределение физических нагрузок, отсутствие травматизма;
- социальное благополучие: комфортность среды жизнедеятельности и общения, социальный статус в коллективе, самореализация и удовлетворение своего интереса в группе;
- морально – нравственное благополучие: принятие, присвоение норм морали и нравственности, принятых в окружении ребенка, приобретение ценностных ориентиров, возможность самоопределения и совершения выбора;
- интеллектуальное благополучие: реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений, навыков;
- психоэмоциональное благополучие: благоприятный эмоциональный фон окружения, хорошее самочувствие, настроение, удовлетворенность от пребывания в лагере.
Большое значение уделяли развитию творческого потенциала детей. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Поэтому в программе детского оздоровительного лагеря каждый год происходят изменения направленности работы:
2015 год – тема смены «Победа!» (посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
2016 год – тема смены посвящена детскому кино. 2016 год объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Годом российского кино)
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставил перед собой следующие цели и задачи, взаимодополняющие друг друга.
Цель:
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни
- Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления
- Приобщение к культуре просмотра советских и российских детских фильмов
- Знакомство с профессиями работников кинематографа
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры
- Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности
- Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья
- Прививать навыки экологического поведения и природоохранительной деятельности
- Научить детей применять в реальных условиях знания, полученных по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
-Формирование социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием функционировал на территории школы с 01.06. по 10.06.2016 года. Лагерь «Радуга» работал под девизом: « Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!»
Эмблема лагеря:

День открытия лагеря начался с фестиваля детского творчества «Волшебный праздник детства» . Ребята посетили сельский Дом культуры, где был проведен праздник, посвященный « Международному Дню защиты детей». Была проведена торжественная линейка в честь открытия лагерной смены – ребята познакомились с режимом дня, с правилами и законами лагерной жизни, узнали много полезной и нужной информации о безопасности поведения в лагере, на улице. Отряд рождается тогда, когда у него появляется «лицо»; когда появляются органы самоуправления; когда ребята увлечены общей деятельностью. Поэтому каждый отряд придумал себе название, эмблему, девиз отряда, все это было отражено в отрядных уголках.
Воспитатель отряда «Солнышко»: Клепикова Елена Владимировна. | Воспитатель отряда «Капитошки»: Никитина Галина Васильевна. |
Эмблемы отрядов:

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде! | Дождик каплет по дорогам, но совсем не скучно нам. Мы играем и поем, очень весело живем. |

План работы
№ | Мероприятия | Дата проведения | Место проведения | Ответственные |
1. | Открытие площадки. Линейка. Фестиваль детского творчества «Волшебный праздник детства» Конкурс рисунков на асфальте. Игра-викторина «Я ребёнок, Я имею право». (презентация) | 01.06.16 | Школа Площадь СДК | Начальник лагеря: Семёнова Ю.И. работники СДК: Алексеева Н.Г. с/библиотеки: Клепикова О.С, Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. |
2. | Инструктаж по ТБ. «Гигиена тела» (беседа). Игра «Откуда берутся грязнули» , «Жевательная резинка: польза или вред?», (презентация) Книжно – иллюстративная выставка «Книга в кадре» Викторина «Маша и медведь», (презентация). «Веселые старты». Работа на участке. | 02.06.16 | Школа с/библиотека Территория школьного двора | Воспитатели отрядов : Никитина Г.В. Клепикова Е.В. Клепикова О.С. |
3. | Рождение мультфильма. Игра «Один лишний». (про героев любимых мультфильмов). (презентация) Цикл игровых программ «Много шуток и затей для смекалистых детей» Работа на участке. | 03.06.16 | Площадь СДК Территория школьного двора | Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. |
4. | Путешествие в сказку «По сказкам А.С. Пушкина»; «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей. Викторина, посвященная творчеству А.С. Пушкина. Книжная выставка «Книга спорит с фильмом» Беседа – игра, экологическое лото «В мире флоры и фауны». Лесные соревнования. Работа на участке. | 06.06.16 | Школа Территория школьного двора | Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. |
5. | «В гостях у пожарных!» Конкурс рисунков по правилам пожарной безопасности. Выставка печатной продукции (газеты, журналы, книги) по теме «Искусство Кино» Правовая игра с применением ИКТ «Права и обязанности», «Прогулка по Правограду». (презентация) Работа на участке. | 07.06.16 | с/библиотека Территория школьного двора | Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. Клепикова О.С. |
6. | Урок толерантности «Я+Ты+Мы» «Стена радости» - рисуем самый счастливый день в своей жизни. Викторина «Ах, этот кинематограф!» Работа на участке. | 0 8.06.16 | Библиотека с/библиотека Территория школьного двора | Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. Работники с /библиотеки: Клепикова О.С. |
7. | «Безопасное колесо» (игры, викторина по правилам дорожного движения ) Викторина «Любимые мультгерои» Конкурсная - игровая программа «Поляна игр» Работа на участке. | 09.06.16 | Стадион Территория школьного двора | Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. |
8. | Праздник «Да здравствует, вежливость!» «Есть правила на свете, должны их знать все дети!» День независимости России. Краеведческая викторина «Вот она какая – сторона родная» Конкурс рисунков «Моё село» Игра «Поле чудес» по теме «Первоцвет». Закрытие лагеря. Музыкальное мероприятие «Весеннее путешествие», («Путешествие в детство»-презентация). Дискотека. | 10.06.016 | Школа | Воспитатели отрядов: Никитина Г.В. Клепикова Е.В. Работники с /библиотеки: |
Каждый день лагерной смены имел тематику и был построен на основе традиционных дел.
10.00 – 10.10 – Встал с утра – умойся, пришёл и на линейку дружно стройся!
Пора – пора на линейку, детвора!
Общий сбор. Линейка.
10.10 – 10.20 – Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!
Стройся по порядку быстро на зарядку!
10.20 – 10.30 – Отрядная летучка. Дел у нас невпроворот – разбегаемся, народ!
1. Инструктаж по технике безопасности.
2.Подготовка к общему лагерному мероприятию.
10.30 – 11.00 - Сто затей для ста друзей!
Общее лагерное мероприятие.
11.00 – 12.00 - Отрядное время. Занятия по интересам. Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
12.00 – 12.30 - Спортивный час.
Лишь заслышав зов игры,
Бежим на улицу все мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных!
12.30 – 13.00 – Общий сбор. Линейка. Итоги дня.
Воспитательная работа была организована в соответствии с планом воспитательной деятельности и велась в лагере по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное;
Нравственно-эстетическое;
Экологическое;
Творческое;
Правовое и профилактическое;
Досугово-познавательное…

Спортивно-оздоровительная работа:
На протяжении всей работы лагеря большое внимание уделялось укреплению здоровья учащихся. Утренняя гимнастика проводилась ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включали все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствовали созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и способствовали воспитанию дружбы. Надолго останется в памяти ребят цикл игровых программ «Много шуток и затей для смекалистых детей», в которых они проявили смекалку, находчивость, показали знания по различным видам спорта. Дружбу, солидарность, сплоченность проявили ребята в игровой программе «Поляна игр». Ребята участвовали во всех эстафетах с большим удовольствием.

Нравственно - эстетическое, экологическое направление:
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Мероприятия проводились в форме круглого стола, практических занятий по разрешению различных ситуаций, что очень нравилось ребятам. Воспитывалась культура поведения за столом, культура обращения. Праздник «Да здравствует, вежливость!», «Есть правила на свете, должны их знать все дети!» . Игра «Поле чудес» по теме «Первоцвет».
Большое внимание в работе лагеря было уделено экологическому воспитанию детей. Ребята с удовольствием и с интересом слушали воспитателей о разных видах животных, обитающих не только в нашем крае, но и в России.
Творческая деятельность:
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Одним из любимых занятий у ребят было путешествие по сказкам. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, узнавали героев, соотносили предметы с героями сказок. Ярким, красочным, необыкновенным, вызвавшим большой интерес у ребят стало мероприятие ««Путешествие в детство». Дети с радостью пели песни, музыку для которых написал композитор Владимир Яковлевич Шаинский.

Правовое и профилактическое:
Так же велась и воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании и культуре питания, о дружбе и взаимопомощи.
Профилактическое направление работы лагеря (основы безопасности жизнедеятельности).
Проведены беседы с детьми по тематике действий в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны. Дети познакомились с профессией пожарный спасатель, с техническими возможностями специализированной машины, посмотрели презентации «тушение пожара».

В целях профилактики ПДД проведена беседа на тему «У дорожных правил нет каникул», «Безопасное колесо» (игры, викторина по правилам дорожного движения).
Досугово-познавательное:
Ежедневно с детьми школьного лагеря проводились беседы о безопасной жизнедеятельности, минутки здоровья, которые учили ребят правильно ухаживать за зубами, контролировать осанку, определять правильные полезные и опасные продукты для человека. В течение лагерной смены прошли инструктажи по правилам дорожного движения, по профилактике правонарушений, о действиях при укусе клещей, о поведении во время пожара, разъяснительный инструктаж о поведении на воде.
Много внимания уделили формированию у ребят любви к Родине, к окружающей природе. Тщательно готовились учащиеся к таким мероприятиям как: путешествие в сказку «По сказкам А.С. Пушкина». В Пушкинский день в отряде провели отбор лучших знатоков произведений А.С. Пушкина (викторины). Очень интересным получился конкурс «Сказки Пушкина». В день рождения А.С. Пушкина увлекательно прошла викторина « Знатоки сказок Пушкина».
Всем известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, к истории родной страны. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна |
Проводились викторины «Мой любимый мультик» (с просмотром мультфильмов).

Благодаря комплексному подходу к развитию и воспитанию детей воспитательная работа в лагере открыла огромный простор для творческой инициативы и самодеятельности всего детского коллектива, способствовало всестороннему развитию современной личности с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Одним из приоритетных направлений пришкольного лагеря «Радуга» является патриотическое воспитание. Формирование патриотического сознания включает в себя информирование о политических, экономических и социальных основах жизни России, на воспитание у них уважения к государственной символике. На решение этой задачи были нацелены мероприятия, приуроченные к празднованию 12 июня Дня России, который учрежден указом Президента РФ в 1994 году. Нелегкую задачу донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до молодого поколения, привить ему любовь к Родине, мы решаем в нашей повседневной деятельности и в ходе мероприятий, применяя различные формы и методы работы.
Отряды приняли участие в конкурсе рисунков «Моё село». Все очень старались, и рисунки получились очень интересные. Они говорили о большой любви ребят к своему родному краю, который является частицей большой Родины.

Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данного плана ожидалось:
• Укрепление здоровья детей, мотивация подростков на собственное оздоровление.
• Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
• Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
• Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр…)
• Расширение кругозора детей.
• Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
• Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
• Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период.
Ежедневно в лагере проводилась линейка. На линейке подводились итоги предыдущего дня, отмечались победители лагерных мероприятий, знакомились с планом работы лагеря на день, ежедневно каждый отряд получал новое задание и план подготовки к общему мероприятию. В конце дня ребята отмечали свое отношение к проведенным делам в виде цветов радуги. Воспитатели учитывали в своей работе итоги деятельности детей (это выразилось в цветовой гамме).
В конце смены подведен итог. Результат работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием « Радуга»:
Красный цвет – классный день! Зеленый – день как день. Синий – очень хороший день! Жёлтый – хороший день. Голубой – счастливый день. Чёрный – скучный день | |
Воспитатели, работающие в лагере «Радуга», смогли:
создать комфортные психологические условия для ребят;
создать атмосферу успешности на основе позитивного общения учитель – ученик во время летних каникул;
сформировать у ребенка желание к творческой созидательной деятельности.
Воспитатели стремились создать безопасные условия для жизни детей.
В процессе организованной работы в летнем оздоровительном лагере дети получили массу удовольствий, заряд бодрости и энергии.
Таким образом, организация летнего отдыха учащихся в пришкольном летнем оздоровительном лагере обеспечила оздоровление и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Результативность:
Поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы воспитателей и детей. Вся воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с планом воспитательной работы на каждый день. Хорошая работа воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в лагере. За время пребывания в лагере ребята очень сдружились между собой. Воспитатели старались, чтобы детский лагерь и летний отдых стал таким, чтобы было что вспомнить, о чем написать сочинение «Как я провел школьные каникулы».
.
Воспитатель лагеря: Никитина Г.В