СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы педагога-психолога МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) 2019-2020 учебный год.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы педагога-психолога.  В соответствии с планом и задачами работы психологической службы была организована работа по различным напрвлениям. Проблеммы  качества знаний. Воспитания нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы педагога-психолога МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) 2019-2020 учебный год.»

Аналитическая

справка


по результатам работы психологической службы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея №4 (ТМОЛ)

в 2019-2020

учебном году.














Аналитическая справка

по результатам работы психологической службы МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) в 2019-2020 учебном году.

В соответствии с планом, моделью и задачами работы психологической службы МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) в 2019-2020 учебном году была организована работа психологической службы лицея по различным направлениям.

ПРОБЛЕМЫ: 1. Повышение качества знаний .

2. Воспитание нравственности

  Перед психологической службой были поставлены следующие цель:

психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, оказание своевременной, квалификационной консультативно – методической, психологической и психокоррекционной помощи учащимся для формирования духовной, физически здоровой, социально-активной личности.

Для реализации поставленных целей психологическая служба решала следующие задачи:

1.Максимальное содействие личностному развитию учащихся, их психической сферы, личностных качеств и способностей, универсальных умений и компетенций с учетом установки на саморазвитие и самосовершенствование;

2.Оказание психологической и методической, практической помощи членам педагогического коллектива, администрации, работникам школы по созданию благоприятных условий для развития детей, обновлению учебно-воспитательного процесса;

3.Положительное  влияние на формирование деловых и доброжелательных производственных отношений, повышающих работоспособность и сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей).

В связи с этим  работа   строилась по следующим направлениям:

- психологическая диагностика;

- психологическая профилактика;

- развивающие  занятия;

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение;

- организационно - методическая деятельность.



Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей, а также :

- формирование установок на здоровый образ жизни ;

- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

- профилактика табакокурения, алкоголизма , наркомании, заболеваний, переедающихся половым путем ,ВИЧ/ СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Приоритетные цели и задачи деятельности социально-психологической службы логически вытекают из миссии и цели работы лицея.

«Быть центром духовного и интеллектуального притяжения для молодежи и педагогической общественности, частью системы элитной подготовки специалистов ориентированных на достижение выдающихся результатов в образовании, культуре и производстве»

Приоритетные направления деятельности:

  1. Диагностическая работа (диагностика, мониторинг и сопровождение педагогического процесса)

  2. Психокоррекционная и развивающая работа (индивидуальная и групповая работа с учащимися, родителями, учителями; тренинговые занятия).

  3. Консультационная и просветительская работа (участие в классных часах, проведение родительских собраний, выступления на педагогических советах, оперативных совещаниях, индивидуальные консультации и групповая работа с учащимися, родителями, учителями в виде тренинговых занятий).

Работа с учащимися включает в себя:

  1. Групповая и индивидуальная диагностика;

  2. Консультативная работа (групповая и индивидуальная);

  3. Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая работа;

  4. Психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА.

Работа с родителями:

  1. Участие в родительских собраниях и днях открытых дверей;

  2. Индивидуальные и семейные консультации.

Работа с педагогами:

  1. Участие в психолого – педагогических консилиумах;

  2. Консультирование педагогов и администрации по результатам диагностики учащихся;

  3. Составление индивидуальных рекомендаций, с целью оптимизации учебного процесса.

Цель анализа: Проанализировать педагогические, психологические, социальные, санитарные условия успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях взаимодействия лицейского коллектива.

1.Мониторинг психолого-педагогического статуса лицеистов с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.

2.Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, Соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников педагогического процесса.

3.Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

4.Создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития лицеистов.

5.Оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

6.Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

7.Создание специальных психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных лицеистов и (или) ученических коллективов (имеется в виду специальная работа, как с одаренными, так и с нуждающимися в коррекции лицеистами, организация работы психолого-педагогического консилиума).

Цель данного направления работ: создать для ребят, обладающих конкретными психологическими особенностями развития, соответствующие условия обучения, такие, которые не провоцировали бы отклонения в проведении и внутриличностные конфликты и вместе с тем позволили бы наилучшим образом развить его уникальные индивидуальные качества.


Диагностическая работа:

- экспертные опросы педагогов и родителей;

- структурированное наблюдение лицеистов в процессе обследования;

- психологическое обследование лицеистов;

- анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований;

В течение учебного года такие исследования были проведены:

- Диагностика детей поступающих в 1,5,8,9,10 классы (изучение особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы, адаптации учащихся поступающих в 1 класс и из других образовательных учреждений).

Цели обследования:

- готовность учащихся к учебной деятельности;

- развитие психических функций;

- мотивация и самооценка;

В результате данной диагностики были сделаны следующие выводы:

Психологическое обследование первоклассников проводилось психологом в сентябре-октябре 2019 года по программе «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»,


1-е классы. Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: проективные методики на выявление школьной мотивации, самооценки, методики исследования наглядно-образного мышления, тревожности, изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена итоговая документация, в помощь учителю и родителям разработаны рекомендации. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определенны уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации.

Проводились беседы с родителями по результатам обследования как групповые, так и индивидуальные. Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.

Изучение адаптационных возможностей учащихся:

1,5% учащихся имеют низкий уровень адаптации; 98,5% (56 человек) – высокий и средний уровень адаптации.





5-е классы. Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определённого уровня зрелости как личностно-мотивационной так, так и интеллектуальной сферы.

С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические исследования:

  • Социально-психологический тест Дж. Морено.

  • Рисунок школы.

  • Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе».

  • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев).

При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников явно просматривается взаимосвязь результатов школьной тревожности и отношением к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста.

По результатам исследования был определён список детей для психолого-педагогической коррекции. 29% учащихся ( 17 человек) – имеет средний уровень адаптации; 71% учащихся ( 43 человека) – имеет хороший уровень адаптации; 0% учащихся – дезадаптация.




Все данные были проанализированы и доведены до классных руководителей и учителей , родителей на родительском собрании. С результатом учащиеся были ознакомлены в рамках индивидуального консультирования. Психологической службой осуществлялась и индивидуальная работа с учащимися по запросам классного руководителя, педагогов предметников.


4-е классы. Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определённого уровня зрелости как личностно-мотивационной так, так и интеллектуальной сферы.

С целью изучения психологической ситуации обучения были проведены следующие психодиагностические исследования:

Исследование уровня развития познавательных процессов проводилось фронтально с учащимися класса с использованием зрительного и пространственного диктанта (внимание), предъявления 10 слов (память); уровня интеллектуального развития с использованием заданий на классификацию и обобщение 20 слов, исключение лишнего слова, решения логических задач, нахождения существенных признаков.



  1. С первым заданием на классификацию и обобщение понятий справилось

- 90% учащихся

2. Пространственный диктант выполнили

– 84% учащихся

3. Задание на исключение лишнего понятия

– 93 % учащихся

4. Задания на вербальную активность, (учащимся необходимо было составить как можно больше слов на слог «ла», за 3 минуты соблюдая условия, что все слова должны быть именами существительными, без использования родственных слов.

В исследовании приняло участие 27 ученика:.

Низкий уровень развития показали 4 % учащихся, ниже среднего 6% учащихся, выше среднего 90% учащихся.

5. Исследование слуховой памяти показали следующие результаты: с заданием справились-

на низком уровне 0%, ниже среднего 0%,среднее – 28%, выше среднего 26%, высокий уровень продемонстрировали 46% учащихся.

6. Задания на выявление логической и долговременной памяти.

низкий уровень продемонстрировали 0%, ниже среднего 4% , среднее 8%,выше среднего 36%, высокий уровень показали 52% учащихся.

7. Учащиеся показали достаточно высокий уровень самооценки.

В связи с проведенным исследованием можно выделить группу детей, которая имеет низкий и ниже среднего уровень развития познавательной и интеллектуальной сферы.





Уровень школьной мотивации 4-е классы.



9-е классы. Целевые исследования по промежуточному контролю выпускников. Изучение уровня тревожности и уровня стрессоустойчивости выпускников среднего звена школы, эмоциональное состояние учащихся в предэкзаменационный период.

С целью изучения эмоционального состояния и энергетики организма учащихся были проведены следующие психодиагностические исследования:

  1. Опросник по определению стрессоустойчивости личности;

  2. Опросник определения уровня тревожности;

  3. Диагностика эмоциональное состояние организма;

В результате исследования:

Низкий уровень тревожности показали 41% учащихся (41 человек). Люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются в нужный момент неподготовленными. Обычно у них низкая мотивация достижений.

Средний уровень тревожности показали 57% учащихся (57 человек). Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие.

Высокий уровень тревожности показали 2% учащихся (2 человек). Учащиеся часто испытываете нервное перенапряжение. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха.

Уровень стрессоустойчивости 9-х классов.

11-е классы. Целевые исследования по промежуточному контролю выпускников. Изучение уровня тревожности и типа школьной мотивации у выпускников старшего звена школы. Эмоциональное состояние учащихся в предэкзаменационный период.

С целью изучения эмоционального состояния и энергетики организма учащихся были проведены следующие психодиагностические исследования:

  1. Диагностика типа школьной мотивации;


  1. Эмоциональное состояние организма;

В результате исследования:

Состояние реактивной тревоги возникающей при попадании в стрессовую ситуацию и характеризующаяся субъективным дискомфортом, напряжённостью, беспокойством и вегетативным напряжением. 11% учащихся (11 человек) – имеют умеренную ситуативную тревожность; 38% учащихся (38 человек) - имеют низкую ситуативную тревожность; 51% учащихся (51 человек) – имеют высокий показатель ситуативной тревожности;

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. 4% учащихся (4 человека) – имеют высокий показатель ситуативной тревожности; 33% учащихся (33 человек) – имеют умеренную личностную тревожность; 63% учащихся (63 человек) - имеют низкую личностную тревожность.

Ведущим типам школьной мотивации у 11-тиклассников является:

Мотив общения – заинтересованность учащихся, прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в лицее, а не непосредственно урочной деятельности. С удовольствием ходят в лицей часто являются участниками внеурочной деятельности.

Все данные были проанализированы и доведены до классных руководителей и учителей, родителей на родительском собрании. С результатом учащиеся были ознакомлены в рамках индивидуального консультирования. Психологической службой осуществлялась и индивидуальная работа с учащимися по запросам классного руководителя, педагогов предметников.

Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование - в конкретных условиях рассматривается как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.


Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:

- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывал удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;

- развивать навыки преодоления трудностей при сталкновении с теми или иными обстоятельствами лицейской жизни и требованиями лицея;

- развивать умение завязывать и поддерживать навыки межличностных отношений, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;

- облегчать реализацию и повышение потенциала личности.


В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х, 10-х классов по предупреждению дезадаптации;

- с учащимися и родителями 8, 9 – 11-х классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 4-5-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;

- с родителями первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по индивидуальным запросам учителей, родителей, учащихся.

Проблемы затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

- поведенческую;

- эмоциональную;

- конфликтологическую;

- диагностическую;

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликтные ситуации со сверстниками, с учителем;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- страх самовыражения;

- повышенная тревожность;

- вопросы профориентации.

В течение учебного года за консультативной помощью к психологу обратилось 38 человек. Психологи школы принимали участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса.

Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид был ориентированн, главным образом, на учащихся 8-11 классов.

Консультации строились с учётом трёх основопологающих принципов выбора профессии.

- знание и учёт своих способностей и возможностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы с рынком труда.

При оказании психологами помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интелектуальные, характерологические, и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой учащихся.

Из приведенной ниже таблицы мы видим, что наибольшее количество обращений со стороны учителей, родителей и обучающихся касается личностных особенностей учащихся (это повышенная тревожность, агрессивность, низкая самооценка, низкая мотивация и т.д.). Второе место – вопросы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками. Третье место по значимости занимают обращения по проблемам, связанным с трудностями в обучении, семейными взаимоотношениями, а также оказание помощи в подготовке к родительским собраниям, классным часам и т.д. По–прежнему остаются актуальными темы консультаций с обучающимися, связанные с профессиональным самоопределением, что объясняется их возрастными особенностями и предстоящей сменой социальной ситуации развития.



Повод обращения

Кол-во проведенных консультаций

Взаимоотношения со сверстниками

19

Семейные отношения

11

Личностные особенности ребенка

16

Вопросы профориентации

3

Проблемы в обучении

12

Характеристики на учащихся

5

Помощь в подготовке род. собраний, кл. часов

9




Проведены психологические обследования учащихся стоящих на внутрилицейском учете КДН. В процессе обследования исследовалась познавательная, эмоционально-волевая сферы, личностные особенности, детско-родительские отношения. Выявлялись факторы риска. Были даны заключения и рекомендации.

Проводилась углубленное психодиагностическое обследование, консультирование педагогов и родителей по поводу реальных трудностей учащихся в общении, обучении и др.

Оперативное психодиагностическое обследование с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, на изучение общественного мнения.

При проведении диагностирующих процедур использовались типовые психологические методики, адаптированные к условиям данного учебного учреждения.

В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог ЦВР, классные руководители, предварительно проводилось обучение по проведению диагностических процедур.






Организация работы школьного консилиума представлена анализом работа ПМПК за 2019-2020 учебный год.


Всего детей, прошедших через консилиум с 1.09.18

Первичное обращение на консилиум по причине

Направления психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка (развивающе-коррекционные мероприятия, специальная абилитационная, коррекционная помощь в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме):

Представлены на ПМПК

(также включаются дети, планируемые для направления на ПМПК в период с 1.06.20 по 31.08.20)


нарушений

не усвоения программы

по рекомендации (запросу)

ПМПК

В рамках ИПРА

выпускники для получения спецусловий ГИА

В рамках реализации АООП

работа с психологом

работа с логопедом

работа с дефектологом

другие направления сопровождения

здоровья

поведения

2

13

5

0

7

0

5

0

1

13

0

0

0




Таким образом, анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что в работе психологической службы МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) за 2019-2020 учебный год наблюдается систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся лицея.

Эффективность работы психологической службы можно отследить по показателям адаптационного периода учащихся. Если на начало психопрофилактической работы среди учащихся 1,5,10 классов, число детей с признаками дезадаптации составляло в среднем 7%, то по окончанию психологического сопровождения их число снизилось до 1%.

Также необходимо отметить положительную динамику в работе с учащимися выпускных классов в период подготовки к прохождению итоговой государственной аттестации. Если на начало психопрофилактической работы число учащихся с высоким уровнем стрессоустойчивости и низким фоном эмоционального состояния составляло 17%, то по результатам вторичной диагностики их число составило 4%.

Достаточно высокий уровень в консультативном направлении работы позволил достигнуть оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в лицее; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Данная работа осуществлялась в форме индивидуальных и групповых консультаций.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что запланированный и реализованный план работы на 2019-2020 учебный год дал положительные результаты в работе лицея по сохранению психологического здоровья обучающихся. Проанализировав работу психологической службы на 2019-2020 учебный год, были поставлены следующие задачи на предстоящий учебный год:


Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательно-воспитательного процесса, полноценному развитию личности учащихся.

Задачи:

- изучение трудностей обучения и воспитания учащихся с помощью психодиагностических методик;

-изучение и  развитие УУД учащихся;

- изучение трудных семей, оказание им психолого-педагогической помощи;

- предупреждение суицидальных проявлений у учащихся лицея;

- формирование жизнестойкости детей и подростков;

- снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов, родителей;

- обучение учащихся эмоционально-чувственному восприятию, коммуникативным навыкам;

- формирование навыков уверенного поведения учащихся, родителей, педагогов в сложных ситуациях;

- развитие рефлексии, толерантности, повышение самооценки учащихся;

- создание условий для сплочения лицейского коллектива, предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие;

- выявление и развитие одаренности учащихся;

- выявление и развитие лидерских качеств учащихся;

-  формирование и повышение значимости здорового образа жизни в среде лицеистов;

- оказание  консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса, по запросу органов управления  образования и государственной власти;

Педагог – психолог Н.В.Сычёв.