СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Анализ распространенности компьютерного сленга в речи современных школьников"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья подготовлена для участия в муниципальном этапе конференции школьников "Юность науки - 2021"

Просмотр содержимого документа
«"Анализ распространенности компьютерного сленга в речи современных школьников"»

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 24»      АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО СЛЕНГА В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ   Выполнила: ученица 7 класса «Г» Кременецкая Екатерина Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24» Сухорукова Виктория Юрьевна  Абакан, 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО СЛЕНГА В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила:

ученица 7 класса «Г»

Кременецкая Екатерина

Руководитель:

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24»

Сухорукова Виктория Юрьевна

Абакан, 2021

 Цель: выявление распространенности компьютерного сленга в речи современных школьников  Задачи:  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме использования компьютерного сленга в современной речи.  2. Рассмотреть источники образования компьютерного сленга в русском языке.  3. Изучить распространенность компьютерного сленга среди школьников МБОУ «СОШ № 24»

Цель: выявление распространенности компьютерного сленга в речи современных школьников

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме использования компьютерного сленга в современной речи.

2. Рассмотреть источники образования компьютерного сленга в русском языке.

3. Изучить распространенность компьютерного сленга среди школьников МБОУ «СОШ № 24»

 Новизна исследования заключается в комплексном теоретическом и практическом изучении проблемы использования школьниками компьютерного сленга в своей речи

Новизна исследования заключается в комплексном теоретическом и практическом изучении проблемы использования школьниками компьютерного сленга в своей речи

 Компьютерный сленг – это разновидность сленга, который используют как профессионалы (к примеру, IT-специалисты), так и другие пользователи компьютеров

Компьютерный сленг – это разновидность сленга, который используют как профессионалы (к примеру, IT-специалисты), так и другие пользователи компьютеров

 Трансформация большого по объёму или труднопроизносимого термина: сокращение (комп, винт – винчестер, клава); универбация (материнка, мать, мамка, мама, матка – материнская плата, струйник, опера, оперативка, жёсткий, жесткач) сокращение (комп, винт – винчестер, клава); универбация (материнка, мать, мамка, мама, матка – материнская плата, струйник, опера, оперативка, жёсткий, жесткач)

Трансформация большого по объёму или труднопроизносимого термина:

  • сокращение (комп, винт – винчестер, клава); универбация (материнка, мать, мамка, мама, матка – материнская плата, струйник, опера, оперативка, жёсткий, жесткач)
  • сокращение (комп, винт – винчестер, клава);
  • универбация (материнка, мать, мамка, мама, матка – материнская плата, струйник, опера, оперативка, жёсткий, жесткач)
 Морфологическая передача: хард-драйв, хард-диск, хард, коннект, коннектиться, джоиниться, апгрейдить, юзер, кликать и др.  Грамматическое освоение заимствований: зиповать, зазипованный, зиповский, юзерский и др.  Синонимичный жаргонизм: «форточки», «мелкомягкий», «микрософт», «мелкософт», «микромягкие».  Жаргоны профессиональных групп: «чайник», «движок», «двигатель», «машина», «глюк»

Морфологическая передача: хард-драйв, хард-диск, хард, коннект, коннектиться, джоиниться, апгрейдить, юзер, кликать и др.

Грамматическое освоение заимствований: зиповать, зазипованный, зиповский, юзерский и др.

Синонимичный жаргонизм: «форточки», «мелкомягкий», «микрософт», «мелкософт», «микромягкие».

Жаргоны профессиональных групп: «чайник», «движок», «двигатель», «машина», «глюк»

 Метафоризация: блин, болванка, матрица (компакт-диск), селёдка (пластиковая упаковка от записываемых дисков), крыса (манипулятор «мышь»), реаниматор (специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера).  Глагольные метафоры: тормозить, сносить, убивать, резать.  Синонимы: повис, завис, встал, упал. Способ переноса названий предметов на компьютерный сленг: «карточка», «ведро» – видеокарта.  Слова, которые не имеют семантической мотивировки: вакса – операционная система VAX; пентюх, пень – микропроцессор Pentium; халфа – игра Half-Life

Метафоризация: блин, болванка, матрица (компакт-диск), селёдка (пластиковая упаковка от записываемых дисков), крыса (манипулятор «мышь»), реаниматор (специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера).

Глагольные метафоры: тормозить, сносить, убивать, резать.

Синонимы: повис, завис, встал, упал. Способ переноса названий предметов на компьютерный сленг: «карточка», «ведро» – видеокарта.

Слова, которые не имеют семантической мотивировки: вакса – операционная система VAX; пентюх, пень – микропроцессор Pentium; халфа – игра Half-Life

 Суффиксальный способ: (суффикс -к-): игровой жаргон – леталка, стрелялка, ходилка, бродилка; утилиты – смотрелка, сжималка, чистилка, рисовалка;  ( суффикс -юк-, -ак-): «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт-дисков и записи информации), «писюк» (от PC – персональный компьютер); (суффикс –ов): (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово; (суффикс -яш, -к): полезняшки (утилиты)

Суффиксальный способ:

  • (суффикс -к-): игровой жаргон – леталка, стрелялка, ходилка, бродилка; утилиты – смотрелка, сжималка, чистилка, рисовалка;
  • ( суффикс -юк-, -ак-): «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт-дисков и записи информации), «писюк» (от PC – персональный компьютер);
  • (суффикс –ов): (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово;
  • (суффикс -яш, -к): полезняшки (утилиты)
Выявление распространенности компьютерного сленга в речи школьников МБОУ «СОШ № 24» города Абакана

Выявление распространенности компьютерного сленга в речи школьников МБОУ «СОШ № 24» города Абакана

Выявление распространенности компьютерного сленга в речи школьников МБОУ «СОШ № 24» города Абакана Рисунок 1. Результаты ответов школьников на вопрос «Знаете ли Вы, что такое компьютерный сленг?»

Выявление распространенности компьютерного сленга в речи школьников МБОУ «СОШ № 24» города Абакана

Рисунок 1. Результаты ответов школьников на вопрос «Знаете ли Вы, что такое компьютерный сленг?»

Рисунок 2. Результаты ответов школьников на вопрос «Какие слова из компьютерного сленга Вы чаще всего употребляете в своей речи?»

Рисунок 2. Результаты ответов школьников на вопрос «Какие слова из компьютерного сленга Вы чаще всего употребляете в своей речи?»

 Все учащиеся, принявшие участие в исследовании, на вопрос «Рассматриваете ли Вы компьютерный сленг как языковое явление?» выбрали ответ «Да»

Все учащиеся, принявшие участие в исследовании, на вопрос «Рассматриваете ли Вы компьютерный сленг как языковое явление?» выбрали ответ «Да»

Рисунок 3. Результаты ответов школьников на вопрос «В каких ситуациях Вы используете компьютерный сленг?»

Рисунок 3. Результаты ответов школьников на вопрос «В каких ситуациях Вы используете компьютерный сленг?»

 На вопросы «Используете ли Вы для общения в Интернете смайлики?» и «Используется ли компьютерный сленг в Вашей семье?» все участники анкетирования ответили положительно

На вопросы «Используете ли Вы для общения в Интернете смайлики?» и «Используется ли компьютерный сленг в Вашей семье?» все участники анкетирования ответили положительно

Рисунок 4. Результаты ответов школьников на вопрос «Как Вы считаете, нужен ли компьютерный сленг в разговорном русском языке?»

Рисунок 4. Результаты ответов школьников на вопрос «Как Вы считаете, нужен ли компьютерный сленг в разговорном русском языке?»

 Итак, проблемой современной культуры речи школьников является компьютерный сленг, как разновидность сленга, используемого компьютерными пользователями. Сленг используется современными школьниками как средство самовыражения и эпатирования окружающих, как способ выражения собственной речи, употребляется в различных социальных объединениях, неотделим от лексического пласта русского языка и рассматривается как языковое явление.  В ходе эмпирического исследования, проведенного с целью выявления распространенности компьютерного сленга в речи современных школьников, было выявлено, что большая часть учащихся 7-11-ых классов МБОУ «СОШ № 24» города Абакана знают, что такое компьютерный сленг, используют его в своей речи, рассматривают как языковое явление, используя чаще всего в общении со сверстниками  Проведённое исследование обосновывает роль изучения использования компьютерного сленга в речи современных школьников. Полученные результаты могут быть использованы в проведении дальнейшего научного исследования

Итак, проблемой современной культуры речи школьников является компьютерный сленг, как разновидность сленга, используемого компьютерными пользователями. Сленг используется современными школьниками как средство самовыражения и эпатирования окружающих, как способ выражения собственной речи, употребляется в различных социальных объединениях, неотделим от лексического пласта русского языка и рассматривается как языковое явление.

В ходе эмпирического исследования, проведенного с целью выявления распространенности компьютерного сленга в речи современных школьников, было выявлено, что большая часть учащихся 7-11-ых классов МБОУ «СОШ № 24» города Абакана знают, что такое компьютерный сленг, используют его в своей речи, рассматривают как языковое явление, используя чаще всего в общении со сверстниками

Проведённое исследование обосновывает роль изучения использования компьютерного сленга в речи современных школьников. Полученные результаты могут быть использованы в проведении дальнейшего научного исследования