1.Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители, я рада, что вас так много собралось, потому что тема нашего интерактива будет очень важной. Я прошу не стесняться вас высказывать свое мнение.
2.Основная часть
Ваши дети переступили порог школы. Им надо привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режима.
Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
Можем ли мы, взрослые, им помочь?
Как вы думаете, какая проблема в первую очередь стоит перед первоклассником? (приспособление к школе, новый коллектив, общение с незнакомыми детьми и т.д.)
А как это называется одним словом? (адаптация).
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Конечно, сегодня мы поговорим об адаптации.
Как вы думаете, какая тема интерактива?
Адаптация первоклассников к школе
Какую же проблему мы должны решить?
Проблема- что надо делать, чтобы адаптация ребенка прошла быстро, безболезненно?
Актуальность изучения проблем адаптации первоклассников обусловлена тем, что поступление в школу для многих детей — эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
Давайте определим цель интерактива
Цель- выявление проблем, которые возникают при адаптации первоклассников к школе, нахождение путей их преодоления в процессе интерактива
Мы будем работать на рабочих листах, запишите тему, цель, проблему интерактива
Узнаем, что такое адаптация из словаря Ожегова
Адаптация-приспособление организма к изменяющимся внешним условиям
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка и приспособление к школе происходит не сразу. Это длительный процесс. Мы должны хорошо представлять себе этот процесс и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.
Сейчас я представлю вам данные по адаптации детей к школе.
Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе.
Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 10 - 20%). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года; кроме того, они не усваивают учебную программу
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Работа в группах. Изучите информацию, которая дана у вас на рабочих листах. Выделите проблемы, которые могут возникать у учащихся в период адаптации
Постоянная неуспеваемость. Возникает из-за неспособности влиться в учебный процесс и низкой работоспособности.
Нежелание учиться. Возникает, если дети не получают нужного внимания, перестают слушаться педагога и погружаются в свой внутренний мир.
Демонстрация негативных эмоций. Ребёнок плохо себя ведёт, игнорирует правила дисциплины, хочет обратить на себя внимание.
Вербализм. Ребёнок очень болтлив, любопытен, при этом образное и логическое мышление у него не развиты на нужном уровне.
Лень и апатия. Проявляется из-за нежелания получать новые знания, неуверенности в своих силах, особенностей характера.
Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем
Я хочу зачитать вам основные признаки плохой адаптации к школе:
1. Ребёнок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита.
2. Ребёнок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
3. Ребёнок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями.
4. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции
Я думаю, что проблемы адаптации можно разделить на 3 группы:
режим дня;
соблюдение правил и норм;
коммуникация.
Предлагаю вам поработать в парах, подумать и написать на карточках, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.
1 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой коммуникации.
2 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой режима дня.
3 пара – продумайте и запишите, как помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой соблюдения школьных правил и норм.
Прочитайте ваши ответы. Вы написали много полезных рекомендаций.
Чтобы пройти период адаптации без проблем, можно следовать некоторым рекомендациям:
Организовать правильный режим дня. У ребёнка должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
Не сравнивать успехи первоклассника с учёбой других детей. Лучше задавать вопросы вроде: «Что тебе понравилось сегодня в школе?» или «С кем ты играл на перемене?».
Не критиковать за усталость или ошибки. Важно внимательно слушать, когда ребёнок делится переживаниями, и поощрять попытки справиться самостоятельно.
Создать дома доброжелательную обстановку. Чтобы первоклассник понимал, что его любят и гордятся успехами в школе.
Поддерживать контакт с учителем. Он подскажет, как ребёнок чувствует себя в коллективе
Отметьте наиболее важные для себя
В рабочих листах вы можете видеть рекомендованную литературу
3.Рефлексия
Уважаемые родители, задумайтесь, все ли делаете правильно, воспитывая вашего ребёнка?
Уважаемые родители, вернёмся к цели нашего собрания. Достигли мы ее?
На 1 графике отметьте, насколько данное собрание было вам интересно.
На 2 графике, насколько обсуждаемая проблема актуальна для вашей семьи.
На 3 графике, насколько пополнились ваши знания о требованиях к выполнению домашнего задания.
Спасибо за внимание!
Рабочий лист «Проблемы при адаптации первоклассников к школе»
Тема-_____________________________________________________________
Цель-_____________________________________________________________
Проблема-_________________________________________________________
Изучите информацию. Выделите проблемы, которые могут возникать у учащихся в период адаптации
Постоянная неуспеваемость. Возникает из-за неспособности влиться в учебный процесс и низкой работоспособности.
Нежелание учиться. Возникает, если дети не получают нужного внимания, перестают слушаться педагога и погружаются в свой внутренний мир.
Демонстрация негативных эмоций. Ребёнок плохо себя ведёт, игнорирует правила дисциплины, хочет обратить на себя внимание.
Вербализм. Ребёнок очень болтлив, любопытен, при этом образное и логическое мышление у него не развиты на нужном уровне.
Лень и апатия. Проявляется из-за нежелания получать новые знания, неуверенности в своих силах, особенностей характера.
Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем
Рекомендованная литература
Адаптация родителей к школе. Автор Анна Мирошина
Мама, мне пора в школу! Идем в первый класс без стресса и слез. Автор Светлана Дмитриева