СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анаст адаптация интерактив

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анаст адаптация интерактив»

1.Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители, я рада, что вас так много собралось, потому что тема нашего интерактива будет очень важной. Я прошу не стесняться вас высказывать свое мнение.

2.Основная часть

Ваши дети переступили порог школы. Им надо привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режима.

Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

Можем ли мы, взрослые, им помочь?

Как вы думаете, какая проблема в первую очередь стоит перед первоклассником? (приспособление к школе, новый коллектив, общение с незнакомыми детьми и т.д.)

А как это называется одним словом? (адаптация).

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Конечно, сегодня мы поговорим об адаптации.

Как вы думаете, какая тема интерактива?

Адаптация первоклассников к школе

Какую же проблему мы должны решить?

Проблема- что надо делать, чтобы адаптация ребенка прошла быстро, безболезненно?

Актуальность изучения проблем адаптации первоклассников обусловлена тем, что поступление в школу для многих детей — эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.

Давайте определим цель интерактива

Цель- выявление проблем, которые возникают при адаптации первоклассников к школе, нахождение путей их преодоления в процессе интерактива

Мы будем работать на рабочих листах, запишите тему, цель, проблему интерактива

Узнаем, что такое адаптация из словаря Ожегова

Адаптация-приспособление организма к изменяющимся внешним условиям

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка и приспособление к школе происходит не сразу. Это длительный процесс. Мы должны хорошо представлять себе этот процесс и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Сейчас я представлю вам данные по адаптации детей к школе.

Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе.

Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 10 - 20%). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года; кроме того, они не усваивают учебную программу

Физиологическая адаптация.  

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.


Работа в группах. Изучите информацию, которая дана у вас на рабочих листах. Выделите проблемы, которые могут возникать у учащихся в период адаптации

Постоянная неуспеваемость. Возникает из-за неспособности влиться в учебный процесс и низкой работоспособности.

Нежелание учиться. Возникает, если дети не получают нужного внимания, перестают слушаться педагога и погружаются в свой внутренний мир.

Демонстрация негативных эмоций. Ребёнок плохо себя ведёт, игнорирует правила дисциплины, хочет обратить на себя внимание.

Вербализм. Ребёнок очень болтлив, любопытен, при этом образное и логическое мышление у него не развиты на нужном уровне.

Лень и апатия. Проявляется из-за нежелания получать новые знания, неуверенности в своих силах, особенностей характера.

Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем

Я хочу зачитать вам основные признаки плохой адаптации к школе:

1. Ребёнок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита.

2. Ребёнок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

3. Ребёнок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями.

4. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции

Я думаю, что проблемы адаптации можно разделить на 3 группы:

режим дня;

соблюдение правил и норм;

коммуникация.

Предлагаю вам поработать в парах, подумать и написать на карточках, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.

1 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой коммуникации.

2 пара – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой режима дня.

3 пара – продумайте и запишите, как помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой соблюдения школьных правил и норм.

Прочитайте ваши ответы. Вы написали много полезных рекомендаций.

Чтобы пройти период адаптации без проблем, можно следовать некоторым рекомендациям:

Организовать правильный режим дня. У ребёнка должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.

Не сравнивать успехи первоклассника с учёбой других детей. Лучше задавать вопросы вроде: «Что тебе понравилось сегодня в школе?» или «С кем ты играл на перемене?».

Не критиковать за усталость или ошибки. Важно внимательно слушать, когда ребёнок делится переживаниями, и поощрять попытки справиться самостоятельно.

Создать дома доброжелательную обстановку. Чтобы первоклассник понимал, что его любят и гордятся успехами в школе.

Поддерживать контакт с учителем. Он подскажет, как ребёнок чувствует себя в коллективе

Отметьте наиболее важные для себя

В рабочих листах вы можете видеть рекомендованную литературу

3.Рефлексия

Уважаемые родители, задумайтесь, все ли делаете правильно, воспитывая вашего ребёнка?

Уважаемые родители, вернёмся к цели нашего собрания. Достигли мы ее?

На 1 графике отметьте, насколько данное собрание было вам интересно.

На 2 графике, насколько обсуждаемая проблема актуальна для вашей семьи.

На 3 графике, насколько пополнились ваши знания о требованиях к выполнению домашнего задания.

Спасибо за внимание!























Рабочий лист «Проблемы при адаптации первоклассников к школе»

Тема-_____________________________________________________________

Цель-_____________________________________________________________

Проблема-_________________________________________________________

Изучите информацию. Выделите проблемы, которые могут возникать у учащихся в период адаптации

Постоянная неуспеваемость. Возникает из-за неспособности влиться в учебный процесс и низкой работоспособности.

Нежелание учиться. Возникает, если дети не получают нужного внимания, перестают слушаться педагога и погружаются в свой внутренний мир.

Демонстрация негативных эмоций. Ребёнок плохо себя ведёт, игнорирует правила дисциплины, хочет обратить на себя внимание.

Вербализм. Ребёнок очень болтлив, любопытен, при этом образное и логическое мышление у него не развиты на нужном уровне.

Лень и апатия. Проявляется из-за нежелания получать новые знания, неуверенности в своих силах, особенностей характера.

Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем

Рекомендованная литература

Адаптация родителей к школе. Автор Анна Мирошина

Мама, мне пора в школу! Идем в первый класс без стресса и слез. Автор Светлана Дмитриева