Аннотация к рабочей программе дисциплины « Экология».
5-9 класс.
Учитель Творогова Л.В.
Основа для составления учебной программы:
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования.
Нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России №1897 от 17 января 2010 г."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". Приказ Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности. Целью обучения в данном случае является усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности.
Речь идет, таким образом, о необходимости создания особой образовательной среды, единого образовательного пространства, в которое человек попадает с рождения. Это пространство объединяет структуры всех типов образования и придает им равноправный статус, что отсутствует в настоящее время. При этом главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт личности, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).
Цель изучения дисциплины:
Цель экологического образования, так на уровне начального образования (1-4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.
Основная школа (5-9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.
На уровне полной средней школы (10-11 классы) формируется экологическая ответственность личности; происходит усвоение системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней; наиболее полно осознается сущность экологических проблем современности и необходимость устойчивого развития современной цивилизации.
Исходя из этого, цель предмета «Экология»: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.
Структура дисциплины:
5 класс - Экология. Живая планета.
Введение (1 ч)
Глава 1. История взаимоотношений человека и природы
Глава 2. Основные понятия экологии
Глава 3. Сообщества и экосистемы
Глава 4. Экология нашего края (на примере Нижегородского региона)
Заключение. Что зависит от нас с вами?
6 класс Экология. Природа. Человек. Культура.
Введение
Тема 1. Наши древние корни
Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры
Тема 3.Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов
Тема 4. Научные методы в экологии
Тема 5. Человек изменяет природу
Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве
Тема 7. Экология, человек, культура своей местности (на примере Нижегородского региона
7 класс Экология. Среды жизни на планете.
Введение
Тема 1. Окружающая среда и экологические факторы
Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни
Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания
Тема 4. Почва как среда жизни
Тема 5. Организм как среда обитания
Тема 6. Среда жизни человека
8 класс Экология. Экосистемы и человек
Введение
Тема 1. Системное строение природы
Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации
Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивости экосистем
Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края
Заключение
9 класс Экология. Город, в котором мы живем.
Введение
Тема 1. Город и человек: взаимообусловленность существования
Тема 2. Город как система
Тема 3. Экологические проблемы города
Тема 4. Здоровье человека в городе
Тема 5. Город будущего — будущее города
Для реализации учебной программы используется учебно- методический комплект, включающий:
5 класс.
Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета.— М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология.: практикум. — М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания.
Самкова В.А, Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: методическое пособие.
6 класс
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек. Культура. — М.: Академкнига/Учебник, 2016 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: методическое пособие.
7 класс
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Среды жизни на планете. — М.: Академкнига/Учебник, 2016 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: методическое пособие.
8 класс
Самкова В.А. Экология. Экосистемы и человек. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл.: методическое пособие.
9 класс
Самкова В.А. Экология. Город, в котором мы живем. 9 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл.: методическое пособие.
Основные образовательные технологии:
Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников. Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные. Технологии, используемые в работе: исследовательские методы обучения, метод проектов, игровые методы обучения.
Целью и планируемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических. Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:
УМЕНИЕМ ОПИСЫВАТЬ:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
УМЕНИЕМ ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
УМЕНИЕМ ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Требования к освоению содержания курса «Экология»
Ступени системы требований | Уровни позна ния | Процедурные уровни (в науке) | Уровни деятель ности | Познава тельные катего рии |
1. Называть — показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды |
Распознавание | Сбор фактов | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
2. Определять — измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды и/ или отдельных ее компонентов | Описание | Описание | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
3. Описывать — компоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п. | Система тизация. Описание | Описание | Объяснение и формирование познавательного образа | Свойства |
4. Объяснять — характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д. | Формализация. Система тизация | Теоретическое обобщение | Объяснение и формирование познавательного образа |
Отношения |
5. Прогнозировать — изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека | Восхождение от абстрактного к конкретному | Прогноз | Применение и формирование творческого образа |
Отношения |
8.Учебная нагрузка обучающихся:
5 класс Экология Живая планета ( 34 ч) 1 час в неделю
№ | Тема | К-во часов |
1 | История взаимоотношений человека и природы | 7 |
2 | Основные понятия экологии | 9 |
3 | Сообщества и экосистемы | 9 |
4 | Экология нашего края (на примере Нижегородского региона) | 5 |
| Заключение | 1 |
| Резервное время | 3 |
| Всего | 34 |
6 класс Экология Природа. Человек. Культура (34 ч) 1 час в неделю
№ | Тема | К-во часов |
| Введение | 2 |
1 | Наши древние корни | 4 |
2 | Природа и человек: у истоков культуры | 5 |
3 | Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов | 5 |
4 | Научные методы в экологии | 4 |
5 | Человек изменяет природу | 4 |
6 | Отношение человека к природе в искусстве | 4 |
7 | Экология, человек, культура своей местности (региональный компонент) | 6 |
| Всего | 34 |
7 класс Экология Среды жизни на планете (34 ч) 1 час в неделю
№ | Тема | К-во часов |
| Введение | 1 |
1 | Окружающая среда и экологические факторы | 5 |
2 | Вода — древнейшая среда жизни | 8 |
3 | Наземно-воздушная среда обитания | 8 |
4 | Почва как среда жизни | 6 |
5 | Организм как среда обитания | 3 |
6 | Среда жизни человека | 3 |
| Всего | 34 |
8 класс Экология Экосистемы и человек ( 34 ч)
№ | Тема | К-во часов |
| Введение. Биосфера — глобальная экосистема | 1 |
1 | Системное строение природы | 9 |
2 | Экологические системы: общие особенности организации | 10 |
3 | Биологическое разнообразие и устойчивость экосистем | 6 |
4 | Разнообразие экосистем нашего края | 5 |
5 | Заключение | 1 |
| Резервное время | 2 |
| Всего | 34 |
9 класс Экология Город, в котором мы живем (34 ч)
№ | Тема | К-во часов |
| Введение | 2 |
1 | Город и человек: взаимообусловленность существования | 4 |
2 | Город как система | 8 |
3 | Экологические проблемы города | 8 |
8 | Здоровье человека в городе | 7 |
5 | Город будущего — будущее города | 5 |
| Всего | 34 |
Формы контроля:
- написание реферата;
- сообщение учащегося;
- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
- оценивание сообщения ученика;
- доклад по литературным источникам и интернет источникам;
- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;
- решение экологических задач;
- ответ по тестовым заданиям;
- заполнение схем и таблиц в тетради;
- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;
- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;
- плакаты
0