СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация. Экология 5-9 класс.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к рабочей программе дисциплины "Экология.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация. Экология 5-9 класс.»



Аннотация к рабочей программе дисциплины « Экология».

5-9 класс.

Учитель Творогова Л.В.

  1. Основа для составления учебной программы:

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования.

Нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России №1897 от 17 января 2010 г."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". Приказ Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

В настоящее время возникла объективная необходи­мость создания интегрированных программ экологиче­ского содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимос­вязь теоретического и практического уровней познания и деятельности. Целью обучения в данном случае являет­ся усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологиче­ской культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в личности, органич­но сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности.

Речь идет, таким образом, о необходимости создания особой образовательной среды, единого образователь­ного пространства, в которое человек попадает с рожде­ния. Это пространство объединяет структуры всех типов образования и придает им равноправный статус, что от­сутствует в настоящее время. При этом главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт лично­сти, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

  1. Цель изучения дисциплины:

Цель экологического образования, так на уровне начального образования (1-4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образ­ных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.

Основная школа (5-9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребле­ния, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечиваю­щих качеств.

На уровне полной средней школы (10-11 классы) фор­мируется экологическая ответственность личности; проис­ходит усвоение системных знаний об экологических вза­имодействиях глобального, регионального и локального уровней; наиболее полно осознается сущность экологиче­ских проблем современности и необходимость устойчиво­го развития современной цивилизации.

Исходя из этого, цель предмета «Экология»: формирование сознательно-научного, нрав­ственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение мораль­ных и правовых норм, практическая деятельность эколо­гического характера приобретают добровольный, свобод­ный характер.


  1. Структура дисциплины:

5 класс - Экология. Живая планета.

Введение (1 ч)

Глава 1. История взаимоотношений человека и природы

Глава 2. Основные понятия экологии

Глава 3. Сообщества и экосистемы

Глава 4. Экология нашего края (на примере Нижегородского региона)

Заключение. Что зависит от нас с вами?

6 класс Экология. Природа. Человек. Культура.


Введение

Тема 1. Наши древние корни

Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры

Тема 3.Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов

Тема 4. Научные методы в экологии

Тема 5. Человек изменяет природу

Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве

Тема 7. Экология, человек, культура своей местности (на примере Нижегородского региона


7 класс Экология. Среды жизни на планете.

Введение

Тема 1. Окружающая среда и экологические факторы

Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни

Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания

Тема 4. Почва как среда жизни

Тема 5. Организм как среда обитания

Тема 6. Среда жизни человека

8 класс Экология. Экосистемы и человек

Введение

Тема 1. Системное строение природы

Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации

Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивости экосистем

Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края

Заключение

9 класс Экология. Город, в котором мы живем.

Введение

Тема 1. Город и человек: взаимообусловленность существования

Тема 2. Город как система

Тема 3. Экологические проблемы города

Тема 4. Здоровье человека в городе

Тема 5. Город будущего — будущее города

  1. Для реализации учебной программы используется учебно- методический комплект, включающий:

5 класс.

Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета.— М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последу­ющие годы издания.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология.: практикум. — М.: Академкнига/Учебник, 2015 и последующие годы издания.

Самкова В.А, Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: методическое по­собие.

6 класс

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек. Культура. — М.: Академкнига/Учебник, 2016 и последу­ющие годы издания.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: практикум.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: методическое по­собие.

7 класс

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Среды жизни на пла­нете. — М.: Академкнига/Учебник, 2016 и последующие годы издания.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: практикум.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: методическое по­собие.

8 класс

Самкова В.А. Экология. Экосистемы и человек. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 и последующие годы издания.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл.: практикум.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл.: методическое по­собие.

9 класс

Самкова В.А. Экология. Город, в котором мы живем. 9 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 и последующие годы издания.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл.: практикум.

Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл.: методическое по­собие.



  1. Основные образовательные технологии:

Общебиологические знания, являющиеся основой био­логического мировоззрения, логично включены во все разде­лы курса и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников. Результаты изучения предмета в основной школе разделе­ны на предметные, метапредметные и личностные. Технологии, используемые в работе: исследовательские методы обучения, метод проектов, игровые методы обучения.

Целью и планируемым результатом экологического об­разования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении эколо­гических проблем, задач устойчивого развития биосфе­ры и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:

  • ответственность за состояние своего природного, со­циального и культурного окружения, определяющего усло­вия жизни людей в данной местности (регионе);

  • ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

потребность участия в деятельности по охране и улуч­шению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую сре­ду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теорети­ческих, практических. Усвоение содержания предлагаемого курса будет спо­собствовать становлению экологической культуры, показа­телями которой являются разумное ограничение потреб­ностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основан­ные на знаниях о системном строении окружающей при­родной и социоприродной среды и осознании опасности.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:

УМЕНИЕМ ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппара­том, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологиче­ское равновесие, развитие экосистем, экологический мо­ниторинг;

  • определять типы наземных и водных экосистем сво­ей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для из­учения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.



УМЕНИЕМ ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в резуль­тате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружа­ющей среды.

УМЕНИЕМ ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении со­стояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литера­турными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучше­ние состояния экосистем местного уровня;

  • оформлять результаты исследований в виде творче­ских отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.



Требования к освоению содержания курса «Экология»

Ступени системы требований

Уровни

позна­

ния

Проце­дурные уровни (в науке)

Уровни

деятель­

ности

Познава­

тельные

катего­

рии

1. Называть — по­казывать, распоз­навать объекты и явления окружа­ющей среды



Распознавание


Сбор

фактов

Восприятие и форми­рование чувственно­го образа


Объекты

2. Опреде­лять — измерять качественные и количествен­ные показатели, характеризующие состояние окру­жающей среды и/ или отдельных ее компонентов




Описание




Описание

Восприятие и форми­рование чувственно­го образа



Объекты

3. Описывать

компоненты экоси­стемы, структуру экосистемы и т.п.

Система­

тизация.

Описание

Описание

Объяснение и форми­рование познава­тельного образа

Свойства

4. Объяснять

характер эколо­гических связей, отношений, взаи­модействий и т.д.

Формализация.

Система­

тизация

Теоретическое

обобще­ние

Объяснение и форми­рование познава­тельного образа



Отношения

5. Прогнозиро­вать

изменения в окру­жающей среде, происходящие под влиянием деятель­ности человека

Восхож­дение от абстракт­ного к кон­кретному


Прогноз

Примене­ние и фор­мирование творческого образа



Отноше­ния



8.Учебная нагрузка обучающихся:

5 класс Экология Живая планета ( 34 ч) 1 час в неделю

Тема

К-во часов

1

История взаимоотношений человека и природы

7

2

Основные понятия экологии

9

3

Сообщества и экосистемы

9

4

Экология нашего края (на примере Нижегородского региона)

5


Заключение

1


Резервное время

3


Всего

34

6 класс Экология Природа. Человек. Культура (34 ч) 1 час в неделю

Тема

К-во часов


Введение

2

1

Наши древние корни

4

2

Природа и человек: у истоков культуры

5

3

Взаимосвязь человека и природы в религиях раз­ных народов

5

4

Научные методы в экологии

4

5

Человек изменяет природу

4

6

Отношение человека к природе в искусстве

4

7

Экология, человек, культура своей местности (реги­ональный компонент)

6


Всего

34

7 класс Экология Среды жизни на планете (34 ч) 1 час в неделю

Тема

К-во часов


Введение

1

1

Окружающая среда и экологические факторы

5

2

Вода — древнейшая среда жизни

8

3

Наземно-воздушная среда обитания

8

4

Почва как среда жизни

6

5

Организм как среда обитания

3

6

Среда жизни человека

3


Всего

34

8 класс Экология Экосистемы и человек ( 34 ч)

Тема

К-во часов


Введение. Биосфера — глобальная экосистема

1

1

Системное строение природы

9

2

Экологические системы: общие особенности орга­низации

10

3

Биологическое разнообразие и устойчивость эко­систем

6

4

Разнообразие экосистем нашего края

5

5

Заключение

1


Резервное время

2


Всего

34







9 класс Экология Город, в котором мы живем (34 ч)

Тема

К-во часов


Введение

2

1

Город и человек: взаимообусловленность существования

4

2

Город как система

8

3

Экологические проблемы города

8

8

Здоровье человека в городе

7

5

Город будущего — будущее города

5


Всего

34





  1. Формы контроля:

- написание реферата;

- сообщение учащегося;

- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;

- оценивание сообщения ученика;

- доклад по литературным источникам и интернет источникам;

- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;

- решение экологических задач;

- ответ по тестовым заданиям;

- заполнение схем и таблиц в тетради;

- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;

- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;

- плакаты










0