1.2. Актуализация опорных знаний / Вспомни. Повтори главное | Скажите, пожалуйста, какие материки Южного полушария вы уже изучили? Как думаете, что общего между ними, посмотрите на слайд (карта, где изображен суперконтинент Пангея), вам известен этот материк? На какие два континента раскололась Пангея? (карта с изображением Гондваны и Лавразии) В состав Гондваны входили материки южного полушария: Австралия, Африка, Южная Америка и Антарктида. Закройте глаза и представьте себе мир, в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой - льда и неба; в котором нет людей, нет птиц и животных; в котором почти космический холод, в сочетании с недостатком кислорода; в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Как вы думаете, что это за материк? Верно, что вы знаете об Антарктиде? (Ожидание ответов.) | Ожидаемые ответы (Австралию, Африку); изображен материк Пангея; Пангея раскололась на Лавразию и Гондвану; Антарктида; самый холодный материк |
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала / Изучи новое | Для изучения географического положения Антарктиды я предлагаю вам поделиться на 4 группы, и ответить на вопросы (работа в группах). 1 группа: площадь Антарктиды около 14 млн.кв.км. Сопоставьте ее с площадью других материков. Сделайте вывод: какое место по площади занимает Антарктида среди других материков, назвать какие материки больше. Есть ли у Антарктиды крайние точки? Назвать и показать на карте. 2 группа: положение Антарктиды относительно линий градусной сетки (линии экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана). В каких полушариях расположена Антарктида? 3 группа: Какие материки находятся близ Антарктиды, какие удалены от неё? Сделать вывод об удалённости материка. Что общего в географическом положении Антарктиды, Австралии и Южной Америки? 4 группа: Какими океанами и морями омывается материк Антарктида? Показать на карте. Как вы думаете, географическое положение Антарктиды влияет на климат? В каких климатических поясах расположена Антарктида? (Атлас стр.13) Большая часть Антарктиды расположена в антарктическом поясе. Большое влияние на климат оказывает материковое оледенение. Материк, а также прилежащие к нему острова и моря, омывающие его покрыты льдом. Посмотрите какой лед покрывает Антарктиду, такой лед называют шельфовым. В процессе таяния, лед сползает с материка и откалывается. Глыба льда – айсберг, может перемещаться по морям и океанам. Ребята, вы заметили, что моря и океаны, названы именами известных мореплавателей. Давайте узнаем, кто исследовал Антарктиду. Я предлагаю вам начертить таблицу в тетрадь, образец на слайде. Географы античных времен не сомневались в существовании южного материка. Клавдий Птолемей, древнегреческий ученый, жил во 2 веке. Он предположил: «В районе Южного полюса должен находиться материк. Его разместили Боги, чтобы уравновесить избыток Земли в Северном полушарии». Клавдий предположил, что в районе Южного полюса должен находиться материк, нанес его на карту. Далее, на рубеже 15-16 века идея существования Южной Земли утрачивает своих сторонников. В 18 веке появляется на картах и обозначается Неизвестная Южная Земля, она простиралась от экватора на юг. В те времена Антарктида была недоступна для мореплавателей, но никто не рискнул исследовать материк из-за сурового климата, туманов и штормов. Но в 1773 году известный мореплаватель Джеймс Кук пытался достичь материка. Он дошел до 71° ю. ш., где столкнулся с непроходимыми льдами, пересек Южный полярный круг. «Земля, находящаяся на юге никогда не будет исследована». Этим высказыванием он отодвинул изучение Антарктиды почти на 50 лет. Запишем в тетрадь первого исследователя. В 1819 году состоялась первая русская антарктическая экспедиция на кораблях «Восток» командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и на корабле «Мирный» командовал Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Целью экспедиции было подтвердить или опровергнуть предположение о существовании 6 материка. 27 января 1820 года экспедиция пересекает Южный полярный круг, подходит к ледяному барьеру Южного материка (68 ю.ш.; 2 з.д.). Настойчивость мореплавателей помогла добиться отличных результатов: были открыты 28 островов в южных морях и неизвестный до того берег материка. Беллинсгаузен и Лазарев не только дали Южной земле имя, но и совершили вокруг нее кругосветное плавание, доказав, что это отдельный материк, а не продолжение уже известных земель. Всего плавание продолжалось 750 дней. Заполняем таблицу. Ну и наиболее ярким и трагичным было открытие Южного полюса. В начале 20 века в Антарктиду отправилось немало экспедиций, среди них были экспедиции, среди которых были экспедиции к Южному полюсу, которые возглавлял англичан Роберт Скотт и норвежец Руаль Амундсен. Эти экспедиции почти одновременно отправились к Южному полюсу. Руаль Амундсен отправился к Южному полюсу в 1911 году. В августе 1910 года Амундсен направился на юг на борту «Фрама». 13 января 1911 года он добрался до антарктического берега, где в Китовой бухте организовал свой лагерь. 19 октября 1911 года пятеро человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, и водрузила флаг Норвегии. 7 марта Руаль Амундсен сообщил об открытии Южного полюса. Иная судьба была у Роберта Скотта. В 1910 году британское правительство организовало экспедицию в Антарктиду. 29 ноября судно Терра-Нова вышло в плавание из Новой Зеландии. Основная база была организована возле вулкана Эребус. Поход Скотта и пяти его товарищей продлился две недели. К Южному полюсу они вышли 17 января, и их ждало разочарование: там уже развевался норвежский флаг. Отряд Амундсена побывал здесь 14 декабря, за месяц до британцев. Сломленные разочарованием, холодом и усталостью, пятеро покорителей Южного полюса установили на этом месте британский флаг и отправились в обратный путь. До зимовья не дошёл никто: все участники группы Скотта погибли в пути. В качестве основной причины гибели обычно называется плохая подготовка Скотта к походу: он пытался использовать пони, которые оказались неприспособленными к условиям Антарктики, не предусмотрел возможность заболевания цингой в отряде. Заполняем таблицу. С середины XX века началось изучение Антарктиды. В 1957-1959 году 65 стран мира договорились послать экспедицию в малоизученных частях земного шара, в том числе в Антарктиде. На материке было построено 60 научно-исследовательских станций, работали ученные 12 стран: СССР, Польша, Чехословакия, Франция, и др. В 1959 году был подписан договор. В котором говорилось о том, что Антарктида не принадлежит ни одному государству; разрешена только научная деятельность; размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса южной широты запрещены. На 2024 год в Антарктиде работают семь Российских Антарктических станций: «Восток», «Мирный», «Беллинсгаузен», «Новолазаревская», «Прогресс», «Русская», «Молодёжная». На континенте разными странами создаются многочисленные постоянные базы, круглый год ведущие метеорологические, гляциологические и геологические исследования. | Разделиться на 4 группы и ответить на вопросы. Поиск информации в учебнике, атласах. Запись ответов в тетрадь, работа у карты. Ожидаемые ответы (Антарктида занимает 5 место по площади, самый большой материк по площади – Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка; у Антарктиды одна крайняя точка – мыс Сифре); (Антарктида расположена южнее линии экватора, тропиками не пересекается, почти вся территория находиться в пределах южного полярного круга, пересекается нулевым меридианом; расположена в Южном. Западном, Восточном полушариях); (близ Антарктиды находятся Южная Америка и чуть дальше Австралия. Сильно удалены от Антарктиды Африка, Северная Америка и Евразия; Антарктида, Австралия и Южная Америка расположены в Южном полушарии, раньше были частью суперконтинента Гондваны); (море Росса, море Беллинсгаузена и море Амундсена, море Сомова и море Содружества, море Уэдделла); (географическое положение влияет на климат, Антарктида расположена в антарктическом и субантарктическом поясе) Обсудить влияние географического положения на климат. Работа в тетради, заполнение таблицы. |