АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Аннотация: В статье проанализированы перемены в уголовном праве Российской Федерации об ответственности за выражение коррупции и взяточничества в годы управления государя Петра I. Описаны альтернативные санкции за коррупционные деяния, которые наряду со смертной казнью предусматривали и менее строгие виды наказаний. Рассмотрены новые законодательства Петра I, которые внесли значительный вклад в формирование правовой базы для борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: Петр I, коррупция, правовая база, санкции, указ, злоупотребления, государственные служащие.
Возникновение коррупции в Российской Федерации как общественного явления непосредственно связано с обычаями сообщества в этап развития государственности в Руси в IX – X веках, когда правители, определяя собственных наместников, не устанавливали им и их дружине жалования, промышляя, таким образом именуемое кормление. В дальнейшем обычно невысокое валютное содержание, недостаток культурного чувства высококлассной брани, а также высоконравственной идеологии общегосударственной службы и волокита согласно процессам просителей, в частности характерные черты с простонародья и купечества, сделали классическим меркантильность российского чиновничества.
Возникновение специализированных организаций по расследованию правонарушений неразделимо сопряжено со становлением и формированием правительственного аппарата в Русском государстве.
В этап сословно-внушительной самодержавии была основана рабочая группа Боярской думы, которая считалась основным полицейским органом. Позже был основан Разбойный приказ, в его зону ответственности входила создание для районных организаций наказов согласно проблемам борьбы с общеуголовными правонарушениями и направление определенных официальных лиц
Значительные перемены претерпело уголовное право Российской Федерации об ответственности за выражение коррупции и взяточничества в годы управления государя Петра I, встав главой страны, был весьма взволнован продажностью Госслужащих.
Вымогательство и подкупность в данный период преуспевали больше, нежели прежде, должностные лица адаптировались к новым условиям работы и получали из своей работы и должности наживку посредством применения должностного положения. «В 1679 г. посадский человек [1].
Пастухов, – попросил извинения воевода Иван Гриньков, – суда и правежа на меня не давал и меня скрывал, благодаря тому, что я у него собак и медведей подкармливал, и требовал меня к себе и выучил на романовских посадских людей, чтобы было с кого взять большие взятки. В нынешнем году взял меня в приказную избу и расспрашивал меня накрепко и велел мне говорить о раскольстве на себя и на романовцев, будто они перекрещиваются и перевенчиваются, воевода заверил мне треть того, что возьмет с раскольников. Я на них говорил, и по моему ложному оговору посылал воевода, будто в раскольстве взять оговоренных в приказную избу, и просил с них 50 рублей денег».
Принимая во внимание распространенность взяточничества, указом с 23 августа 1713 г. Петр I использовал наравне с получением взятки криминальную обязательство за дачу взятки, учитывающую смертную казнь.
Эффективность инициированных граней оказалась недостаточной, и 24 декабря 1714 г. был выпущен другой Указ, который использовал уголовную отвественность за соучастие в совершении меркантильного злоупотребления по службе и за несообщение о совершении данных правонарушений. Кроме того, Петром I были сформированы правоохранительные аппараты, обеспечивающие надзор за работой должностных лиц – фискалы, которые сами были далеки небескорыстны в собственной должностной деятельности. Таким образом, ярославский провинц-изветчик Попцов в этап пребывания в должности принимал взятки с нижестоящих фискалов и других персон. За осуществление данных правонарушений Попцов был осужден к тленной экзекуции и казнен.
Таким образом, меры уголовного предотвращения, нацеленные на усовершенствование законодательства и усиление наказаний за осуществление взяточничества, не дали надлежащего результата и не решили проблемы.
Усиление абсолютизма при российском императоре Петре I было связано с созданием большого административного аппарата. Это вызвало распространение коррупции [2, с. 22]. Однако Петр I с самого начала своего правления вел серьезную борьбу с этим явлением. 24 ноября 1699 г. он издал именной указ «О наказании посадскихъ людей за взятки съ выбранныхъ ими людей къ таможеннымъ и кабацкимъ сборамъ», где установил смертную казнь за взяточничество. Причем такое наказание применялось «… и темъ людемъ, которые взяли деньги, и которые имъ те деньги дали…» [3, с. 671]. Это первый случай, когда в законодательстве была предусмотрена конкретная мера наказания за активный коррупционный подкуп. В предыдущем законодательстве – Судебниках 1497 и 1550 гг. – был лишь установлен запрет активного коррупционного подкупа без указания на санкцию. Кроме того, данный указ является тем законодательным актом, в котором впервые введена новая терминология:
– предмет коррупционного подкупа получает обобщенное название «взятка». 24 декабря 1714 г. Петр I издал еще один достаточно интересный именной указ «О воспрещении взятокъ и посуловъ и о наказании за оное», где были предусмотрены такие запреты: «… запрещается всемъ чинамъ, которые у делъ приставлены великихъ и малыхъ духовныхъ, военныхъ, гражданскихъ, политическихъ, купецкихъ, художественныхъ и прочихъ, какое звание оные ни имеютъ, дабы не дерзали никакихъ посуловъ казенныхъ и съ народа собираемыхъ денегъ брать, торгомъ, подрядомъ и прочими вымыслы, какого бъ звания оные и манера не были, ни своимъ, ни постороннимъ лицемъ, кроме жалованья…». За нарушение этого запрета предполагалась такая ответственность: «… тотъ весьма жестоко на теле наказанъ, всего имения лишенъ, шельмованъ, и изъ числа добрыхъ людей изверженъ, или и смертию казненъ будет» [4, с. 135; 136].
Этим документом вводятся достаточно значительные новации. Во-первых, максимально широко определен круг получателей взятки – это все чины, причем указаны не только государственные служащие, но и служащие «купецкихъ, художественныхъ и прочихъ» независимо от звания. Впервые запрет взяточничества распространяется не только на государственную сферу, но и на всю сферу управления независимо от ее принадлежности. Во-вторых, максимально широко определен предмет преступления – это не только посулы и деньги, указание на которые встречается и ранее в законодательстве. Запрещается брать «торгомъ, подрядомъ и прочими вымыслы». Иными словами, взятка не ограничивается конкретными видами, но тот приблизительный перечень, который приведен в указе, дает основания утверждать, что она должна иметь имущественный характер в любой своей форме.
В-третьих, предусмотрена альтернативная санкция, которая наряду со смертной казнью устанавливает и менее строгие виды наказаний. В-четвертых, полностью отменяются любые проявления кормления, а служащие должны получать лишь «жалованье».
Следовательно, именной указ Петра I «О воспрещении взятокъ и посуловъ и о наказании за оное» 1714 г. устанавливает по-настоящему фундаментальные новации, которые направлены на борьбу с любыми проявлениями коррупции во всех сферах общественных отношений.
Особое внимание Петр I всегда уделял военной сфере. В 1716 г. был утвержден Воинский устав, который был одним из основных документов реформы правовой системы. Составной частью Воинского устава являлся военно-уголовный кодекс – Артикул воинский, который имел 209 статей с кратким их толкованием. В арт. 184 была предусмотрена ответственность за взяточничество: «Ежели кто подарковъ, прибыли или пользы себе ради, чрезъ караулъ кого пропуститъ, где не надлежитъ пропускать, онаго надлежитъ повесить» [5, с. 170]. Особенностью этой нормы было уточнение санкции за коррупционные деяния в воинской сфере, а именно указание на конкретный вид смертной казни – «онаго надлежитъ повесить».
Сенатским указом «О разныхъ Государственныхъ сборахъ, о наказании хищниковъ за взятки лишениемъ имения и живота» от 22 июня 1720 г. была уточнена ответственность за коррупционные деяния: за активный и пассивный коррупционный подкуп в государственной сфере устанавливалось наказание – «имение ихъ движивое и недвижимое отписывать на Великого Государя, а ихъ казнить смертию», а такие же «партикулярные погрешения…, которые не касаются интересовъ Государственныхъ и всего народа: оставляются на старыхъ штрафахъ…» [6, с. 207]. Из этих положений следуют следующие выводы:
– законодатель уже в те времена имел четкое представление о существовании коррупционного подкупа в двух различных сферах – государственной и негосударственной;
– общественная опасность этих деяний оценивалась по-разному: коррупционный подкуп в государственной сфере считался намного более опасным по сравнению з тем же деянием в негосударственной сфере.
Таким образом, законодательство Петра I внесло значительный вклад
в формирование правовой базы для борьбы с коррупцией, основными моментами которого было:
– впервые предусмотрена ответственность (смертная казнь) за активный
коррупционный подкуп;
– впервые запрет взяточничества распространяется не только на государственную сферу, но и на всю сферу управления независимо от ее принадлежности;
– впервые применен дифференцированный подход для определения ответственности за коррупционный подкуп: в государственной сфере такое деяние считалось более общественно опасным, в связи, с чем санкция предусматривала смертную казнь с конфискацией всего имущества, в негосударственной сфере реализована иная позиция – санкция предусматривала только штрафы;
– впервые взятка определена максимально широко, но при этом она имеет
имущественный характер;
– впервые введена новая терминология: предмет коррупционного подкупа
получает обобщенное название «взятка»;
– установлена альтернативная санкция за коррупционные деяния, которая
наряду со смертной казнью предусматривала и менее строгие виды наказаний.
Список литературы
1. Ключевский В.О. Терминология русской истории. М.: Омега-Л, 1989. Т.6. С. 188.
2. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т. – СПб. : Тип. II отд-я собств. Его Император. Величества канцелярии, 1826–1830. – Т. 3 : Томъ III (1689–1699). – 1830. – 690 с.
3. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т. – СПб. : Тип. II отд-я собств. Его Император. Величества канцелярии, 1826–1830. – Т. 5 : Томъ V (1713–1719). – 1830. – 780 с.
4. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т. – СПб. : Тип. II отд-я собств. Его Император. Величества канцелярии, 1826–1830. – Т. 6 : Томъ VI (1720–1722). – 1830. – 815 с.
5. Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. – М. : Юрид. лит., 1984–1994. – Т. 4 : Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А. Г. Маньков. – М. : Юрид. лит., 1986. – 512 с.
6. Устав воинский. – СПб. : Император. Акад. Наук, 1789. – 254 с.