Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Пояснительная записка
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Цель программы: создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в освоении ими основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии,
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий, предусмотренных ФГОС для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Преемственность.
Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной образовательной программы: программой развития универсальных учебных действий программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся.
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность.
Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные организации (классы, группы).
Особые образовательные потребности обучающихся с особыми возможностями здоровья:
обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающих занятий, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
получение комплекса медицинских услуг, способствующих возможности адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование организации образовательной деятельности;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и формированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путём максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Содержание индивидуально-ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающихся с особыми образовательными возможностями основной образовательной программы начального общего образования.
В процессе сопровождения обучающихся реализуются следующие направления:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
– индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится на соответствующих занятиях педагогом-психологом и учителями предметниками и обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
– информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными пред-ставителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
Педагог - психолог | - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, личностных особенностей обучающихся; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. |
Учитель-предметник | - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг успешности освоения образовательных программ основного общего образования). |
Классный руководитель | - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начального общего образования; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; |
Педагог дополнительного образования (внеурочная деятельность) | - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики личностного и творческого развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования). |
Медицинский работник | - определение группы здоровья, изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг состояния здоровья). |
Коррекционно-развивающая работа включает:
Педагог-психолог | - реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; - выбор оптимальных для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сферы; - развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; - формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; - развитие компетенций, необходимых для продолжения образования; - психологическое сопровождение обучающихся в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах |
Учитель-предметник | - выбор оптимальных для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; - формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях |
Классный руководитель | - обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; - формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; - расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; -развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. |
Педагог дополнительного образования | - выбор оптимальных для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; - развитие компетенций, необходимых для получения общего образования следующего уровня. |
Медицинский работник | - реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; - медицинское, профилактическое сопровождение ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах, соблюдение рекомендаций врача психоневролога |
Консультативная работа включает:
Педагог-психолог | - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательных отношений; - консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; |
Учитель -предметник | - выработку совместных обоснованных рекомендаций по освоению основной образовательной программы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательных отношений. |
Классный руководитель | консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов |
Педагог дополнительного образования | консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, формы и места обучения в соответствии с интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями |
Медицинский работник | - выработку совместных обоснованных рекомендаций по сохранению жизни и здоровья обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательных отношений; - консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы, дозированию учебного материала, определению основных видов учебной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. |
Информационно-просветительская работа предусматривает:
Педагог-психолог | - информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными возможностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Классный руководитель | - информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными возможностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Педагог дополнительного образования | информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными возможностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников |
Медицинский работник | - информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными возможностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения состоит из блоков: психологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы обучающихся.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения обучающихся навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Создание комфортной образовательной среды.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными обязанностями человека и развитии социальных компетенций и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями и сохранение здоровья школьников.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах, формированию жизненных компетенции, формирование социализации, способствовать адаптации к современным жизненным условиям в современном обществе.
Содержанием работы является:
Медицинский работник | - осуществляет необходимые профилактические, лечебные, просветительские мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; -организует проведение диспансерных осмотров, оказывает первичную медицинскую помощь, консультирует участников образовательных отношений по вопросам охраны здоровья обучающихся с особыми возможностями здоровья; |
Классный руководитель | - осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательной среде и по месту жительства обучающихся; - выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. |
Педагог-психолог | -осуществляет комплексную диагностику обучающихся с отклонениями в развитии на первичном уровне; -оказывает помощь в преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию в форме индивидуальных и групповых консультаций обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей); -организует и проводит коррекционные, развивающие мероприятия. |
В своей работе педагог-психолог использует следующие технологии:
*НЛП
* арттерапию
*сказкотерапию
* психогимнастические этюды и упражнения
*элементы телесноориентированной терапии
*нейрофизиологические коррекционные упражнения (образовательная кинезиология).
Данные технологии способствуют развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, саморегуляции, снятию тревожности, развитию адекватной самооценки, повышению школьной мотивации, развитию познавательной активности, развитию коммуникативных качеств.
Комплексный план коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Коррекционная работа реализуется поэтапно
Этапы | Планируемые результаты | Мероприятия, формы , виды деятельности | Сроки | Ответственные |
Этап сбора и анализа информации | 1.Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. 2. Создание плана коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося для решения выявленных проблем | 1.Изучение медицинской карты обучающегося. 2.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, уровня сформированности универсальных учебных действий. 3.Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей первоклассников. (Групповая консультация проводится в форме родительского собрания, что способствует повышению психологической культуры родителей. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.) 4.Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики. | Сентябрь | школьный врач классный руководитель, педагог-психолог классный руководитель, педагог-психолог |
Этап планирования, организации, координации | 1.Особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с особыми образовательными возможностями при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации. 2. Организация медико-психолого-педагогического мониторинга. | I.Проведение консультативно- просветительской работы с родителями, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи обучающимся. Родительские собрания: «Адаптация первоклассников к школе» 2. «Значение сформированности УУД для успешного усвоения программного материала и развития личности ребёнка» II. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к обучающимся с особыми образовательными возможностями и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. III.Организация методической работы педагогов, направленной на построение образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за обучающимися в первые недели обучения. IV. Организация педагогом-психологом индивидуальных занятий по коррекции познавательной и эмоциональной сферы обучающихся. (Основной формой проведения занятий являются различные игры и развивающие упражнения, которые помогают снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказание помощи обучающимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Занятия также содействует формированию познавательных универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения в школе) | Сентябрь-октябрь Октябрь Ноябрь сентябрь - май | Педагог-психолог, классные руководители Педагог-психолог, зам. директора |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды | Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. | I.Проведение промежуточной психолого-педагогической диагностики для анализа эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы. II. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 3III. Индивидуальное консультирование педагогов по результатам промежуточной психолого-педагогической диагностики с целью анализа эффективности проводимой коррекционной работы. IV. Проведение заседания школьного ПМПК с целью планирования регулятивно-корректировочной деятельности. V. Внесение необходимых изменений в организацию коррекционно-развивающей работы, образовательную деятельность с учётом психолого-педагогической диагностики. | Декабрь-январь | Педагог-психолог, классный руководитель |
Этап продолжения коррекции для детей с особыми образовательными потребностями | 1.Коррекция имеющихся проблем у обучающихся с особыми образовательными возможностями | I.Продолжение коррекционно- развивающих занятий в малых группах с обучающимися с особыми образовательными возможностями | Январь-апрель | Педагог-психолог |
Этап итоговой диагностики | Положительная динамика уровня сформированности универсальных учебных действий; -положительная динамика качественной успеваемости. | II.Проведение итоговой психолого-педагогической диагностики с целью анализа уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у обучающихся с особыми образовательными возможностями. | Апрель-май | педагог-психолог классный руководитель |
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Обучающиеся, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении обучающихся с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Комплексная медико-психолого-педагогическая
коррекция обучающихся с ОВЗ и планируемые результаты.
Направление | Цель | Форма | Содержание | Планируемые результаты |
Педагогическая коррекция | Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения | уроки и внеурочные занятия | Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Планета знаний» Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ. | Освоение обучающимися Основной Образовательной программы НОО |
Психологическая коррекция | Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка | коррекционно-развивающие занятия | Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок с обучающимися с ОВЗ | Сформированность психических процессов, необходимых для освоения Основной Образовательной программы |
Планируемые результаты программы:
своевременное выявление обучающихся, имеющих проблемы в развитии и обучении,
отслеживание положительной динамики и результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ.
отсутствие отрицательной динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению программ учебных предметов;
создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются следующие критерии:
динамика индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ, по освоению ООП НОО;
сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
гармоничное развитие личности учащихся на данном этапе обучения;
подготовка к интеграции в современных жизненных условиях обучающихся с ОВЗ.
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих обучающегося с ОВЗ производится по результатам освоения образовательной программы обучающихся, психологического и логопедического обследования, с занесением данных в дневники динамического наблюдения, результатов медицинского обследования с занесением в карту медицинской помощи, фиксацию данных в речевую карту.
Диагностический инструментарий для исследования динамики развития обучающихся с ОВЗ
Методики / класс | 1 класс |
| Индивидуальная диагностика 1. Эмоциональное отношение к школе методом Люшера 2.Тест Равена 3.Тест Тулуз –Пьерона 4. Тест на определение самооценки «Лесенка» 5.Кратковременная речевая память 6.Кратковременная зрительная память 7.Понятийное логическое мышление 8.Понятийное речевое мышление 9.Тест Векслера. |
| Индивидуальное обследование проводится 3 раза в год. Результаты заносятся в дневник динамического наблюдения |
16