Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося 6-Г класса МБОУ г.Керчи РК « Школа №23» на 2019/2020 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому состав лена для обучающегося пятого года обучения Баранова Юрия на основании коллегиального заключения и справки ВК.
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от05.03.2004г.№1089;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №23» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
По возможности обучения Юрий относится к группе учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической; малый объем, упрощенный материал, многократное повторение). Программный материал усваивает на низком уровне. Юра не всегда проявляет интерес к занятиям. Легко отвлекаем. Быстро утомляется. Эмоциональные реакции неадекватны. Работоспособность очень низкая, темп медленный. Мелкая моторика грубо нарушена. Деятельность свою не контролирует. Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых.
С учётом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, трудовое обучение, коррекционные занятия.
Содержание по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Программа ориентирована на слияние обучения, коррекции, развития и воспитания обучающегося в единый органичный процесс. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим
Особое внимание обращено на коррекцию психических процессов, на развитие речи, как средства общения, на коррекцию всей личности в целом. Обучение обучающегося с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что урівень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 14 часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%.( интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по триместрам | в неделю |
I | II | III |
Чтение(Литератур ное чтение) | 68 | 21 | 23 | 23 | 2 |
Русский язык | 68 | 20 | 21 | 22 | 2 |
Математика | 68 | 14 | 21 | 24 | 2 |
Природоведение | 34 | 12 | 12 | 11 | | 1 |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
ИЗО | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
Профильный труд | 34 | 12 | 12 | 10 | | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельнос ти | 34 | 10 | 10 | 12 | | 1 |
Музыка | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Физическая культура | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 14 | 22 | 24 | | 2 |
Основы безопасности жизнедеятельности
Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. – М.: Владос, 2011, под редакцией В.В. Воронковой.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчета 1 часа в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 34 часа (из них 34 часа - аудиторные занятия и 17 часа для самостоятельной работы). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и напрвлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Учебник: ОБЖ: 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/ А.Т. Смирнов, О.Б.Хренников.;под ред. Т.А.Смирнова. М.: Просвещение, 2013.
Цель программы – воспитание «личности безопасного типа», умение применять полученные навыки в повседневной жизни и в жизненных ситуациях.
Задачи:
учить детей предвидеть опасность;
практическая подготовка к самостоятельной жизни;
формирование знаний и умений, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья;
повышение уровня общего развития обучающихся, способности к социальной адаптации в обществе.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа по ОБЖ для 5 класса является компенсаторно-адаптационной и составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и развития речи в младших классах.
Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов:
1.Опасные и чрезвычайные ситуации.
2.Пожарная безопасность.
3.Опасные ситуации в быту
4.Опасные ситуации на дорогах, транспорте.
5.Опасные ситуации криминогенного (преступного) характера.
6.Оказание первой помощи пострадавшему.
В связи с современными требованиями в рабочую программу были внесены следующие изменения:
1. В связи с увеличением дорожно-транспортного травматизма среди детей увеличены часы по изучению правил дорожного движения.
2. В разделе «Пожарная безопасность» включены темы: Правила пожарной безопасности в школе.
3. В связи с увеличением числа преступлений направленные против детей, включены темы: «Как уберечь себя от преступлений», «Как защитить свой дом», «Криминальные ситуации в общественных местах».
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
диалогической речи;
обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.
Планируемые результаты
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание учебного курса
Вводное занятие
Беседа о цели, содержании и значении предмета основ безопасности жизнедеятельности. Особенности уроков ОБЖ. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Обучающиеся должны иметь представление: Что такое опасные и чрезвычайные ситуации. Главные формы ОБЖ.
Пожарная безопасность
Основные факторы пожара. Наиболее частые причины пожара.
План пожарной эвакуации в школе. Правила и способы эвакуации при пожаре.
Правила эвакуации из здания школы при пожаре. Противопожарный режим в жилом доме.
Что делать, если квартиру покинуть нельзя. Наиболее доступные средства тушения огня.
Первичные средства пожаротушения.
Назначение и оборудование пожарного щита. Какие горящие предметы нельзя тушить
водой. Пожарная охрана, ее назначение и задачи.
Обучающиеся должны знать: Уметь вовремя покинуть помещение при пожаре. Уметь пользоваться средствами тушения пожара.
Опасные ситуации на дорогах и транспорте
Улица и движение в нашем городе. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила пользования транспортом. Основные понятия и термины правил дорожного движения. Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки – к трагедии на дороге. На железной дороге. Езда на велосипеде. Правила оказания первой помощи при ДТП (при кровотечении и ожогах, потере сознания).
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Опасные и чрезвычайные ситуации
Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Как научится выявлять и предвидеть
опасности. Какие службы защищают население, какие сигналы оповещают нас об
опасности. Опасные ситуации в жилище.
Обучающиеся должны знать:
Уметь предвидеть и предотвратить опасность.
Опасные ситуации в быту
Опасные газы. Затопление жилища. Разрушение здания. Как защитить себя от опасных веществ в быту
Обучающиеся должны знать: Уметь пользоваться газом, средствами бытовой химии, уметь действовать при затоплении жилья и разрушении здания.
Опасные ситуации криминогенного (преступного характера)
Как уберечь себя от преступления. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице, в школе и других общественных местах.
Обучающиеся должны знать: Как правильно вести себя в криминальной (преступной) ситуации.
Оказание первой помощи пострадавшему
Если ранили друга, перевяжи его. Помощь при термических ожогах. Помощь при отравлении и ожогах. Первая помощь при травмах.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Аудиторные занятия | Самостоятельные часы |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Пожарная безопасность. | 8 | 4 |
3 | Опасные ситуации на дорогах и транспорте | 7 | 4 |
4 | Опасные и чрезвычайные ситуации | 6 | 3 |
5 | Опасные ситуации в быту | 4 | 2 |
6 | Опасные ситуации криминогенного (преступного характера) | 4 | 2 |
7 | Оказание первой помощи пострадавшему | 4 | 2 |
| Итого | 34 | 17 |
Критерии оценивания:
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, практические, ситуационные задачи).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 1263)
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под ред юл. Воробьева М.: Дро2007
Вангородский с.н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.0БЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно- методическое пособие. Миронов С., Латчук В.Н.,
Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
Дидактический материал: таблицы, технологические карты, карточки, видеоматериалы.
Информационное обеспечение образовательного процесса:
Федеральный портал "Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/