Исторические этапы развития Древнего Египта
- Додинастический – V-IV тыс. лет до н.э.
- Раннее царство – 30-28-й в. до н.э.
- Древнее царство – 28-23-й в. до н.э.
- Среднее царство – 23-16-й в. до н.э.
- Новое царство – 16-11-й в. до н.э.
- Позднее царство – 11-й в.- 332 г. до н.э.
Архитектура Древнего
Египта
ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИи
- Общие сведения.
- Виды архитектуры.
- Особенности древнеегипетских храмов.
3.1 Дорога к храму.
3.2 Пилоны храмов.
3.3 Открытые дворики.
3.4 Гипостильный зал.
3.5 Зал Ладьи.
3.6 Святилище.
3.7 Отверстия в потолке.
- Дополнительные сооружения храма.
- Внутреннее убранство храмов.
- Храмовый комплекс в Карнаке.
- Храмовый комплекс в Луксоре.
- Скальные храмы в Абу-Симбеле.
- Храм Сети I в Абидосе.
Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.
Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Это особенно ярко выражается в
архитектуре – ведущем виде искусства.
Скульптура и живопись подчинялись архитектуре.
Древний Египет был очень богат камнем различных пород, а дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Не случайно Египет дал миру поразительные образцы каменной пластики и архитектуры .
В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные сооружения :
гробницы
пирамиды,
храмы,
дворцы,
обелиски,
колонны
стелы.
Архитектура Египта:
гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски, колонны, пилоны, стелы .
Храмы
Строительство храмов велось в
трех направлениях :
- наземные;
- полускальные;
- скальные храмовые комплексы.
Характерные черты
архитектуры Египта
Египетская архитектура отличалась:
геометризмом форм,
строгой симметрией,
ритмическим повторением образов,
огромными размерами , несоизмеримыми с фигурой человека.
Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений , домов вечности. Ведь что такое земная жизнь против вечности?
Для фараонов сооружали пирамиды, для вельмож — Мастаба, а для бедных крестьян — насыпь из песка. Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там, где заходит Солнце, в царстве мертвых.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА -
Мастаба, пирамида
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА -
Мастаба
- Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело . В
- эпоху Древнего царства (2880–2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба.
- В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклонными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи.
Мастаба (от араб. — скамья ) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид.
Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной. Наклонный коридор вёл от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали.
Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 м. Здесь помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь, стены покрывались рельефами и росписями. Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.
В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала — молельня, которая находилась в восточной части мастабы. Она имела «ложные» двери для духа умершего и так называемый сердаб — молельня со статуей умершего, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.
Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов.
Мастаба
- Сердаб – Сердаб (араб. Sirdāb - «подвал»; егип. — «дом статуи») — помещение в древнеегипетской гробнице, где размещались статуи усопшего и ложная дверь.
- Обычно сердаб соседствовал с часовней (узкая камера) где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего. Помимо статуи покойного в сердабе стояли статуя занятого приготовлением пищи слуги, стелы, сосуды, алтарь и/или жертвенник . В разделяющей стене проделывались отверстия для глаз, чтобы Ка усопшего мог наблюдать за тем, как ему совершают подношения и читают заупокойные молитвы. Дым от возжигаемых благовоний поступал через отверстия в сердаб. Таким образом, сердаб защищал и носил культовую функцию для статуи Ка.
- Сердаб встречается лишь в усыпальницах знати и членов царской семьи (не фараонов).
Мастаба эль-Фараун фараона Шепсескафа в саккаре
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВа
- Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны.
- Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.
- Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры пирамиды фараона Джосера к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром. (XXVIII в. до н. э.).
- Пирамиды фараона Джосера , если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Ему же мы обязаны изобретением первого нивелира.
- (Нивели́р (от фр. niveau — уровень, нивелир) — геодезический инструмент для нивелирования, т. е. определения разности высот между несколькими точками земной поверхности. )
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
«Ломаная» пирамида Снофру в Дашуре
Снофру попытался также создать пирамидальный комплекс с идеальными формами, которые смогут выдержать натиск времени, в историческом районе Даншер (Дашур). Угол наклона сторон строения фараона в средней точке составлял от 43 до 55 градусов. Ее высота на сегодняшний день составляет 105 метров. Скорей всего архитекторы Древнего Египта придали такую форму пирамиде для обеспечения ее устойчивости. С ее восточной стороны находится полированный известняком практически нетронутый временем заупокойный храм, что открывает смысл предназначения строительства подобных комплексов фараонами.
В отличие от других комплексов, «Ломаная» пирамида Древнего Египта имеет два выхода с разных сторон: с Северной (как обычно) и с Западной. Египтяне использовали несколько способов для предотвращения попадания грабителей во внутренние камеры. Входы в них обычно закрывались тяжелыми каменными плитами.
«Ломаная» пирамида Снофру в Дашуре
Пирамида фараона Джосера в Саккаре. Зодчий Имхотеп.
Самой первой была построена пирамида фараона – Джосера в Саккаре зодчим Имхотепом, изобретателем кладки из тесанного камня.
«Ступенчатая пирамида» - имеет 6 этажей. Сложенная из блоков белого известняка на скальной террасе. Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и ранние мастабы. В более поздних пирамидах хоронили только одного царя. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).
Самая ранняя из пирамид была построена в Саккаре для Джосера,
первого фараона III династии (ок. 2780 до н.э.)
Пирамида была начата как мастаба – низкая квадратная в плане гробница. Пять ярусов, несколько отличающихся по высоте, были поставлены на это первоначальное здание, которое со всех четырех сторон наращивалось, пока не обрело свою окончательную форму. В завершенном виде пирамида достигала в основании 125 м с востока на запад и 109 м с севера на юг, а в высоту – 62 м.
Пирамида фараона Джосера в Саккаре. Первая пирамида Египта. Зодчий Имхотеп. 28 в. до н.э.
Саккара
- Саккара — село в Египте, примерно в 30 км к югу от Каира, где находится древнейший некрополь столицы Древнего Царства — Мемфиса.
- Название его происходит от имени бога мертвых — Сокара.
- Протяжённость мемфисского некрополя с севера на юг — семь километров; ширина 1500—500 м.
Главные черты пирамиды джосера:
- В сооружении ступенчатой пирамиды Джосера египтяне впервые начали использовать в качестве строительного материала камень.
- Огромные размеры сооружения
- Пирамидальная форма (усеченная ступенчатая пирамида)
Комплекс пирамид в Гизе (близ Каира)
Египетские пирамиды
- Египетские пирамиды величайшие архитектурны памятники Древнег Египта , среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
- Всего в Египте было обнаружео 118 пирамиды . По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы— традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Комплекс пирамид в Гизе (вид сверху)
- Хуфу (Хеопса), позиция 1;
- Хафра (Хефрена), позиция 2;
- Менкаура ( Микерина), позиция 3;
- Также здесь расположена самая крупная статуя мира - Большой Сфинкс, позиция 4.
Пирамида Хеопса
- Пирамида Хеопса, (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э.
- Дата начала строительства пирамиды Хеопса. На основании ряда математических и астрономических исследований датой было названо 23 августа 2470 года до н. э. Теперь этот день станет национальным днём Гизы, а изображение пирамиды украсит герб этой провинции. Однако, не стоит считать эту дату истинным историческим событием, так как нет никаких серьёзных подтверждений, а источники настолько скудны, что египтологи не могут сойтись даже в том, в каком именно году началось строительство .
Статистические данные пирамиды Хеопса
О пирамиде
- Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым песчаником. Верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.
- Есть версия, которая достаточно хорошо объясняет, как была построена пирамида и точность подгонки отдельных блоков. Это версия состоит в том что пирамида построена из бетонных блоков, созданных фактически путем постепенного поднятия опалубки и изготовления блоков сразу на местах — отсюда и такая точность подгонки.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов.
Слово «храм»:
буквально означает «дом бога». В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники.
Самая главная особенность египетских храмов - это присущая им исключительная прямолинейность форм как по горизонтали,
так и по вертикали .
ВИДЫ ХРАМОВ
Существовало два типа храмов: храмы посвященные богу и храмы, предназначенные для поклонения покинувшему этот мир фараону. В первое время храмы, посвященные фараонам , примыкали или непосредственно совмещались с его усыпальницей (припирамидный храм). В более поздние времена храм для поклонения фараону стал самостоятельным сооружением и находился на удалении от места погребения.
Храмы также подразделялись на:
- имеющие отдельное здание;
- скальные, вырубленные в скале.
Особенности ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО Храма
Египетский храм имел семь основных частей:
1. Дорога, ведущая к храму, — это аллея, вдоль которой обычно стояли сфинксы, иногда - солнечные бараны или просто каменные глыбы.
Особенности ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО Храма
Пилоны храма Амона-Ра
2. Один или несколько пилонов - представляли собой «двери», которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного.
3. Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, со всеми её переживаниями, с победами и поражениями.
4. Гипостильный зал – здесь игра света и тени отражала двойственность человеческого сознания и переход от внешнего к внутреннему. Зал заканчивался стеной с маленькой дверкой, за которой располагалось святилище.
5. Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила умерших в Мир Мёртвых. Часто ладья была прикрыта полупрозрачным покрывалом, а вокруг нее курились фимиам и благовонные смолы, создавая ощущение изменчивых вод.
6. Святилище - наиболее удалённая часть храма, представляет собой прямоугольное помещение. Здесь находилась небольшая статуя божества, которому посвящён храм. Святилище иногда совершенно пусто, но расписано рельефными рисунками, обычно в нём находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья (если не было отдельного Зала Ладьи) и жертвенный стол.
Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу.
7. Отверстия в потолке - обычно выполнены в форме воронки и расположены в особом порядке, они позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определённые участки пола, освещая скрытые знаки на полу.
Луксор – Карнак - Долина Царей - храм Хатшепсут
Рядом строили часовенки и маленькие храмы, подземные лабиринты, служебные помещения. Были и другие небольшие храмы, расположенные на террасах основного храма. Так, мы можем наблюдать целый храмовый комплекс . Картину дополняли священные озера, сады и обелиски , вершины которых были покрыты (неизвестный сейчас сплав серебра и золота).
В храмах и прилегающих сооружениях располагались библиотеки. Там не только записывались исторические факты, но тщательно фиксировались все природные феномены. На стенах и потолках храмов содержится огромное количество астрономических, магических, теологических и других сведений .
Луксор – Карнак -
Долина Царей - храм Хатшепсут
Внутреннее убранство храмов
Все храмы практически сливаются с окружающим ландшафтом. Зато внешняя бедность отделки храма компенсируется внутренним его убранством, отличающимся буйством цвета и красок, покрывающих все свободные поверхности стен и колонн.
Главное украшение – колоннада. Различают несколько типов колонн по их форме (чаще по самой верхней её части - капители) - папирусовидные, пальмовидные, лотосовидные и цветочные (капитель которых напоминает раскрывшуюся чашечку цветка).
Внутреннее убранство храмов
Внутреннее убранство храмов
Архитектура среднего царства пирамида Сентусерта II, египетского фараона XII династии, в Лахуне (Файюмском оазисе)
В период 2520 и 2494 гг. до н.э. фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
Архитектура среднего царства пирамида Сентусерта II, египетского фараона XII династии, в Лахуне (Файюмском оазисе)
Архитектура среднего царства храм Ментухотепа I
Правитель Среднего царства Ментухотеп I свою гробницу решил построить на западном берегу Нила, напротив своего дворца, расположенного на восточном берегу реки, на месте сегодняшнего Дэйр-эль-Бахри. Эта гробница объединила традиции древних строителей пирамид и местные обычаи погребения в глубине скалы.
Заупокойный храм Ментухотепа I представлял собой две ступенчатые террасы, окруженные крытыми колоннадами. В центре верхней террасы на крыше храма стояла маленькая пирамида с основанием 20х20 м. За храмом начинался небольшой двор с колоннадой и в нем был укрыт вход в погребальную камеру.
Архитектура среднего царства
Правитель Среднего царства Ментухотеп I свою гробницу решил построить на западном берегу Нила, напротив своего дворца, расположенного на восточном берегу реки, на месте сегодняшнего Дэйр-эль-Бахри. Эта гробница объединила традиции древних строителей пирамид и местные обычаи погребения в глубине скалы.
Заупокойный храм Ментухотепа I представлял собой две ступенчатые террасы, окруженные крытыми колоннадами. В центре верхней террасы на крыше храма стояла маленькая пирамида с основанием 20х20 м. За храмом начинался небольшой двор с колоннадой и в нем был укрыт вход в погребальную камеру.
Архитектурный ансамбль гробницы фараона Ментухотепа I единственный в своем роде. Цари следующей XII династии Среднего царства возвратились к традициям Древнего царства и продолжили строительство пирамид к югу от Саккары — в Дашуре. Но это были уже не «каменные горы», а «горы из щебня и глины», которые представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком.
Сама гробница и заупокойный храм фараона теперь были разделены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли.
Долина царей , расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов Нового царства, которые старались скрыть место своей гробницы.
В эпоху расцвета Нового Царства (1550—1069 до н.э.) Фивы были всемогущей столицей Египта, а Карнак — ее сердцем. Больше, чем место поклонения богам, он был и царской резиденцией, центром администрации, богатейшей сокровищницей, а также «замковым камнем» экономики, владея обширными землями и используя десятки тысяч работников.
Новое царство
- Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.
- Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (полускальный)
храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
Внутренняя отделка храма царицы Хатшепсут поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно сочетаются с раскрашенными рельефами на стенах.
Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Исключением из этого правила служит только самое первое сооружение такого типа. Это заупокойный
храм царицы Хатшепсут
в Долине царей в Дэйр-эль-Бахри ,
построенный на скальной террасе архитектором Сененмутом , рядом и по подобию ансамбля гробницы Ментухотепа I. Этот гигантский храм представляет собой три террасы, возвышающиеся друг над другом. Рельефы храма рассказывают о рождении Хатшепсут от брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном.
НОВОЕ ЦАРСТВО
Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов в честь богов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в период Среднего и Нового царств.
Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведен по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.
Устройства храма нового царства
А перистиль
Б гипостильный зал
(греч. «поддерживаемый колоннами»)
В святилище
Г статуи фараонов
Д обелиски
Е аллея сфинксов
Ж пилоны
Храмовый комплекс в карнаке
Карнакский храм превосходит по своей грандиозности и сложности все известные храмы Египта. Огромный храмовый комплекс разделён на три большие зоны каменными ограждениями; каждая из зон посвящена одному из богов древних египтян. В центре находится самая большая часть, площадью почти 30 гектаров!
Карнакский храмовый комплекс
Гигантские стены Карнакского храма отражаются в водах Священного озера, где в древности проходили храмовые церемонии. На его берегу, на мраморной колонне возвышается изображение жука – скарабея – древнеегипетского символа благоденствия.
Карнак состоял из трех основных комплексов. В центре располагался храмовый комплекс Амона, — с большим храмом Амона и его огромной священной баркой. Это был центр поклонения фиванской триаде — Амону, Мут и Хонсу. К югу располагался храмовый комплекс Мут, который соединялся с главным храмом аллеей бараноголовых сфинксов. На севере находился храмовый комплекс Монту - древнего фиванского бога-сокола.
Аллея бараноголовых сфинксов
Царская статуя, охраняемая сфинксом
- Как и в Луксорском храме, от реки к главному входу ведет аллея сфинксов, но у этих сфинксов не человеческие, а бараньи головы. Во время общих храмовых праздников по этой аллее несли изображение бога-творца Амона, доставлявшееся из Луксора на священной барке. Самая интересная часть Карнакского храма — монументальный колонный зал, насчитывающий 134 громадные колонны в 16 рядов. Рельефы на колоннах и стенах изображают фараонов Сети I и его сына Рамзеса II приносящими жертвы богам и побеждающими врагов в битвах. Жрецы, царская семья и знать ждали в колонном зале, пока фараон молился богам во внутреннем святилище. За колонным залом стоит розовый гранитный обелиск царицы Хатшепсут, которая сначала правила как регент своего пасынка, а потом объявила себя фараоном и, чтобы укрепить свои позиции в те далекие от феминизма времена, носила мужскую одежду и накладную бороду. На территории храмового комплекса находится огромное Священное озеро, в котором на лодках разыгрывали сцены из жизни богов. Сейчас озеро служит декорацией для заключительного акта шоу «Свет и звук».
Карнакский храм – более грандиозное и сложное сооружение, чем Луксорский, сравнимое разве что с пирамидами Гизы. Это одно из величайших архитектурных построек древнего мира. Комплекс Карнакского храма включает в себя строения, возводимые на протяжении нескольких столетий многими фараонами.
Некогда храм Амона и Нил соединялись каналом, по которому проплывали священные ладьи.
Рамсес II построил рядом с каналом причал, и именно от того причала — дополненного процессиональной аллей бараноголовых сфинксов, между передними лапами которых стояли царские статуи, — открывается вид на первый пилон и вход.
Карнакский храм
Самое впечатляющее место в храме – колонный зал фараона.
134 колонны, высотой 16 метров каждая, снизу доверху были расписаны цветными барельефами.
гипостильный зал
В зале 134 колонны примерно 15-метровой высоты, за исключением двенадцати центральных, каждая из которых насчитывает в высоту 21 м. Лишь шесть человек, взявшись за руки могут обхватить одну колонну, к целых пятьдесят человек способны без труда разместиться на ее вершине. Изначально колонны поддерживали кровлю, так что весь зал был закрыт и скупо освещался лучами света, проникающими сквозь маленькие отверстия наверху. Между колоннами могли стоять статуи фараонов.
Храм Амона-Ра в карнаке
Святилище Сети II в храме амона
Святилище состоит из трех маленьких святилищ священных барок Амона, Мут и Хонсу
Святилище Сети II
Храмовый комплекс Мут
Ось север — юг практически совпадает с процессиональной дорогой, соединяющей различные храмы Карнака. От первого из тех четырех пилонов через аллею сфинксов ведет дорога к сильно разрушенному храму Мут.
Вокруг центральной части храма располагались гранитные статуи воительницы Сехмет
Статуя Сехмет
Храмовый комплекс Монту
Северные врата храма Амона ведут к храму Монту, наименьшему из трех храмовых комплексов. Монту был сокологоловым богом-воином и изначально считался божеством Фив.
ХРАМ В КАРНАКЕ
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона , хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый просторный в мире храм с колоннами. (Исследователи считают, что он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам.) Он состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.
Гипостильный зал имел длину 102 м и ширину 53 м. Тридцать четыре колонны 23-метровой высоты гордо бросают вызов векам. Их верхняя часть (капители) имеет в окружности около 15 м — там свободно могли бы разместиться 50 человек.
Храмовый комплекс в карнаке
Одних только пилонов здесь целых 10 !
Тогда как обычные храмы обходились 2-3.
Слева и справа огромный двор обрамляет колоннада с папирусообразными колоннами.
Здесь несколько храмов с тремя молельнями, освящёнными в честь богов Амона, Мут и Хонсу. Это так называемая "святая троица" древних Фив.
Храмовый комплекс в карнаке
Храмовый комплекс в луксоре
В основании высокой известняковой горы в пустыне возле Фив царица Хатшепсут построила изумительный, украшенный террасами храм...
Луксорский храм
- Луксорский храм расположен на берег Нила и тянется с севера на юг более чем на 250 метров. Он посвящен сразу трем богам (так называемой фиванской триаде): Амон-Ра – верховный бог, Мут – богиня-мать всего сущего и их сын – лунное божество Хонсу .
- Строительство храма начал в XIV веке до н.э. фараон Аменхотеп III – один из самых знаменитых правителей Египта, при котором страна достигла небывалого расцвета. До него на этом месте уже два века возвышалось небольшое святилище, построенное царицей Хатшепсут.
- Через сто лет после Аменхотепа III фараон Рамсес II добавил к храму еще один двор с колоннадой, отгороженный огромным пилоном – церемониальными вратами высотой 24 метра. Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II: два сидящих и четыре стоящих. Композицию завершали два огромных обелиска из розового гранита, покрытых иероглифами, прославляющими фараона. Высота каждого обелиска – 23 метра, вес – 230 тонн.
Реконструкция Луксоркского храма
Через сто лет после Аменхотепа III фараон Рамсес II добавил к храму еще один двор с колоннадой, отгороженный огромным пилоном – церемониальными вратами высотой 24 метра.
Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II: два сидящих и четыре стоящих. Композицию завершали два огромных обелиска из розового гранита, покрытых иероглифами, прославляющими фараона. Высота каждого обелиска – 23 метра, вес – 230 тонн.
Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество .
Луксорский храм
(реконструкция)
Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.
У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.
ЛУКСОРСКИЙ ХРАМ
Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре , главным украшением которого была колоннада. Она имеет 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги
ЛУКСОРСКИЙ ХРАМ
ЛУКСОРСКИЙ ХРАМ
Храмовый комплекс в луксоре
От Карнаксского храма к могучему пилону Луксорского храма Амона-Ра вела аллея сфинксов.
Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).
Рамессеум - поминальный храм фараона Рамзеса II
(1279-1213 гг. до н.э.)
Луксорский храм
Ворота Луксоркского храма
Луксорский храм
Л у к с о р с к и й х р а м
Стены Карнакского храма украшены изображениями фараонов.
Фасад храма Рамзеса Ii в абу-симбеле (скальный)
Абу-Симбел — жемчужина египетского зодчества
Последнему великому фараону Египта Рамсесу II (XIII в. до н. э.) принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле, в верхнем течении Нила. Два высеченных в скалах храма, малый и большой, действительно необычны по своей архитектуре.
Ансамбль образуют два сооружения: Большой храм , посвященный фараону и трем богам — Атону, Ра и Птаху, и Малый храм , воздвигнутый в честь Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса — Нефертари. Храмы ориентированы с Востока на запад, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал с четырёхгранными столбами и статуями фараона, затем — во второй. И лишь дважды в год, достигая святилища, выхватывают из мрака статуи Амона, Ра и Рамзеса. Птах, создатель мира, бог тьмы должен был вечно пребывать во мраке.
Абу-Симбел — жемчужина египетского зодчества
.
Скальные храмы в Абу - Симбеле
Скальный храм построен в честь богини Хатор, но посвящен царице Египта Нефертари - 1-й жене фараона Рамзеса II
Перед фасадом храма Рамзеса II, вытесанного в виде пилона, и с обеих сторон входа в храм на пьедесталах - гигантские статуи фараона. У ног гигантов помещены скульптуры членов семьи фараона, южная сторона цоколя статуй покрыта барельефами,изображающими пленных нубийцев, северная украшена барельефными изображениями пленных азиатов. В скале над входом в храм сделана узкая и высокая ниша, в ней стоит скульптура бога Солнца.
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Храм Рамзеса II в Абу Симбле
Храм Сети I в Абидосе
Одна из особенностей этого храма - изогнутость его схемы в виде буквы "L". Другой особенностью храма является то, что вместо одного святилища, их целых семь. Посвящены они (если идти с востока на запад) самому фараону Сети I, Птаху, Хоратхе, Амону, Осирису, Исиде и Хору. В целом же храм посвящён Осирису – богу Абидоса.
Архитектурные сооружения Позднего царства.
Храм бога Гора в Эдфу.
900igr.net
Позднее царство. Храм бога Гора в Эдфу. III – I вв. до н.э.
- Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений.
- Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощённые варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств.
- Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвящённые культу бога Гора , считавшегося первым фараоном Египта.
Позднее царство. Храм бога Гора в Эдфу. III – I вв. до н.э.
- Возводился 180 лет
- По своим размерам является вторым после Карнакского храма. Высота пилона 36 м, длина 137 метров.
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу . По своим размерам он является вторым после Карнакского храма.
Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
Позднее царство. Храм бога Гора в Эдфу. III – I вв. до н.э.
- Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из чёрного гранита.
Позднее царство. Храм бога Гора в Эдфу. III – I вв. до н.э.
- Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатор.
Позднее царство. Храм бога Гора в Эдфу. III – I вв. до н.э.
Большой двор храма с трёх сторон окружён колоннами. Стены, потолки,
колонны и лестницы украшены прекрасными барельефами.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС НА ОСТРОВЕ ФИЛЕ
№
Название
Где?
Храм
Особенности
бога Гора
Эдфу
1 . Наиболее сохранившийся из храмов, восстановленных во времена правления Птолемея III.
2. Строительство продолжалось более 180 лет.
3. Посвящён богу солнца–Гору, богине Хатор и их сыну.
4. Вход в комплекс символически представлен колоннами.
СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!