Арт-педагогика и арт-терапия в работе педагога инклюзивного образования
в соответствии с ФГОС ДО
Педагог-психолог: Мелентьева Л.Н.
Федеральный закон 273-ФЗ
«Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
базируется на идее организации
инклюзивного образования
- конституционного права на
образование для всех категорий
детей, в том числе для детей с
ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ),
посредством создания специальных
условий.
Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными нуждами.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России
от 17.10.2013 № 1155).
Согласно ФГОС, педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании является одним из видов профессиональной деятельности педагога.
ФГОС дошкольного образования (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 г. N 1155)
для детей с ОВЗ предусматривает создание
многообразия возможностей для
личностного развития,
успешной социализации
и последующей самореализации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (редакция от 29.06.2015 №176-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации ИПРА ребенка – инвалида, выдаваемых государственными учреждениями МСЭ и их форм»
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.
Cегрегация — это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды или другие члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорики и др., обучаются отдельно от своих нормально развивающихся сверстников.
Условия организации инклюзивной образовательной среды
Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений
Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса:
- педагога (научный руководитель, администрация),
- обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и
- социализации детей (психолог, родители, волонтеры)
Техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата) сложен.
Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?
Как помочь им познать свое ≪Я≫, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления:
арт-терапевтическое
арт-педагогическое
Арт-педагогика - инновационное, практико-ориентированное
направление в педагогике, где воспитание, образование,
развитие личности, её коррекция осуществляется средствами
искусства.
Арт-педагогика подразумевает совместное творчество педагога
и воспитанника «вплетённое» в самые разнообразные виды
образовательной деятельности.
Её задачи и функции отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что в процессе обучения и воспитания не ставится цель научить ребенка рисовать («правильно», «похоже» и т.д.).
Методы и приемы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.
Сущность арт-педагогики
в воспитании, обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.
Задачи арт-педагогики
1.Развить внутреннюю свободу,
способность к самоопределению,
самореализации, чувство
собственного достоинства
2. Приобщить к системе культурных
ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры своего
Отечества, народа.
3. Активизировать потенциальные
возможности проявлений детей.
Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них.
В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).
Основная цель применения арт-терапии — создание условий для эмоционального благополучия детей, раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.
Виды арт-терапии и их коррекционное терапевтическое воздействие.
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства
музыка — музыкотерапия
изобразительное искусство — изотерапия
театр, образ — имаготерапия
литература, книга — библиотерапия
танец, движение — кинезитерапия
В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.
Арт-терапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства.
имаготерапия (от лат. imago — образ) - театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973)
куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции»
изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно )
либропсихотерапия - лечебное чтение (В. М. Бехтерев )
библиотерапия - терапия через книгу ( В. Н. Мясищев)
сказка-терапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000)
Техники , применяемые в изотерапии
С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы.
Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.)
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. Развивает сенсорно-перцептивную сферу, воображения, оригинальность мышления, творческое самовыражение.
Рисование пластилином
Снижение тревожности и страхов, снятие мышечных зажимов. Развитие мелких мышц руки, пространственные ориентации, координация в системе «глаз-рука». Формирование чувства успеха, эмоционального и творческого удовлетворения.
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания
человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
Техника «Мандала»
Эбру является особенной техникой рисования, когда вместо обычной бумаги используется особенная вода и краски, которые имеют специальную натуральную основу. В итоге рисунки получаются крайне интересными и красивыми, а повторить их практически невозможно. С помощью такой техники можно развивать воображение и творческие навыки, а это очень важно для каждого малыша.
Техника Эбру
Виды арт-терапии в работе с детьми
с проблемами в развитии
Песочная терапия
Невербальная форма психокоррекции, где
основной акцент делается на творческом
самовыражении ребёнка, благодаря которому
на бессознательно-символическом уровне
происходят отреагирование внутреннего
напряжения и поиск путей развития.
Игротерапия
Игра оказывает сильное влияние на развитие
личности, способствует созданию близких
отношений между участниками группы, помогает
снимать напряженность, повышает самооценку,
позволяет поверить в себя в различных ситуациях
общения, снимая опасность социально значимых
последствий.
Самая распространенная техника коллажа — нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки — как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка.
Коллаж
Расширяет и обогащает чувственный опыт, знания и представления об объектах окружающего мира;
развивает познавательные процессы и приёмы познавательной деятельности (умственной и практической), формирует осознанность и произвольность поведения и деятельности, возможность реализоваться в кругу бытия,
развивает любознательность, формирует положительную мотивацию.
Тканевая
У детей, в отличие от взрослого, существует теснейшая связь
телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты.
Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства.
Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, изображают то,
Что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения
эстетики или этики.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является
важным элементом его развития.
Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования.
Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
2. Инклюзивное образование, 3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011
4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
5. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: речь, 2008. – 160 с.
6. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг. - М., 1997.
7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
8.Копытин А.И. Основы Арт-терапии. — СПб., 1999.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995.
10. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. — М., 2000.