СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-педагогика и арт-терапия в работе педагога инклюзивного образования  в соответствии с ФГОС ДО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети  с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.  Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления: арт-педагогическое и арт-терапевтическое.

Просмотр содержимого документа
«Арт-педагогика и арт-терапия в работе педагога инклюзивного образования  в соответствии с ФГОС ДО»

Арт-педагогика и арт-терапия в работе педагога инклюзивного образования  в соответствии с ФГОС ДО  Педагог-психолог: Мелентьева Л.Н.

Арт-педагогика и арт-терапия в работе педагога инклюзивного образования 

в соответствии с ФГОС ДО

Педагог-психолог: Мелентьева Л.Н.

Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. базируется на идее организации инклюзивного образования конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), посредством создания специальных условий. Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными нуждами.

Федеральный закон 273-ФЗ

«Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.

базируется на идее организации

инклюзивного образования

  • конституционного права на

образование для всех категорий

детей, в том числе для детей с

ограниченными возможностями

здоровья (далее - ОВЗ),

посредством создания специальных

условий.

Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными нуждами.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Согласно ФГОС, педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании является одним из видов профессиональной деятельности педагога.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России

от 17.10.2013 № 1155).

Согласно ФГОС, педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании является одним из видов профессиональной деятельности педагога.

ФГОС дошкольного образования (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 г. N 1155) для детей с ОВЗ предусматривает создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (редакция от 29.06.2015 №176-ФЗ)

ФГОС дошкольного образования (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 г. N 1155)

для детей с ОВЗ предусматривает создание

многообразия возможностей для

личностного развития,

успешной социализации

и последующей самореализации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (редакция от 29.06.2015 №176-ФЗ)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации ИПРА ребенка – инвалида, выдаваемых государственными учреждениями МСЭ и их форм»

Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Cегрегация — это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды или другие члены общества, имею­щие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорики и др., обучаются отдельно от своих нормаль­но развивающихся сверстников.

Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.

Cегрегация — это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды или другие члены общества, имею­щие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорики и др., обучаются отдельно от своих нормаль­но развивающихся сверстников.

Условия организации инклюзивной образовательной среды Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и  социализации детей (психолог, родители, волонтеры) Техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды

Условия организации инклюзивной образовательной среды

Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений

Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса:

  • педагога (научный руководитель, администрация),
  • обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и
  • социализации детей (психолог, родители, волонтеры)

Техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды

 Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата) сложен.  Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?  Как помочь им познать свое ≪Я≫, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата) сложен.

Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?

Как помочь им познать свое ≪Я≫, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

 Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.  Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления: арт-терапевтическое арт-педагогическое

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления:

арт-терапевтическое

арт-педагогическое

Арт-педагогика - инновационное, практико-ориентированное направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, её коррекция осуществляется средствами  искусства. Арт-педагогика подразумевает совместное творчество педагога  и воспитанника «вплетённое» в самые разнообразные виды образовательной деятельности.

Арт-педагогика - инновационное, практико-ориентированное

направление в педагогике, где воспитание, образование,

развитие личности, её коррекция осуществляется средствами

искусства.

Арт-педагогика подразумевает совместное творчество педагога

и воспитанника «вплетённое» в самые разнообразные виды

образовательной деятельности.

Её задачи и функции отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что в процессе обучения и воспитания не ставится цель научить ребенка рисовать («правильно», «похоже» и т.д.). Методы и приемы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.

Её задачи и функции отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что в процессе обучения и воспитания не ставится цель научить ребенка рисовать («правильно», «похоже» и т.д.).

Методы и приемы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.

Сущность арт-педагогики в воспитании, обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Сущность арт-педагогики

в воспитании, обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Задачи арт-педагогики 1.Развить внутреннюю свободу,  способность к самоопределению,  самореализации, чувство  собственного достоинства 2. Приобщить к системе культурных  ценностей, отражающих богатство  общечеловеческой культуры своего  Отечества, народа. 3. Активизировать потенциальные  возможности проявлений детей.

Задачи арт-педагогики

1.Развить внутреннюю свободу,

способность к самоопределению,

самореализации, чувство

собственного достоинства

2. Приобщить к системе культурных

ценностей, отражающих богатство

общечеловеческой культуры своего

Отечества, народа.

3. Активизировать потенциальные

возможности проявлений детей.

 Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них.  В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них.

В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

Основная цель применения арт-терапии — создание условий для эмоционального благополучия детей, раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.

Основная цель применения арт-терапии — создание условий для эмоционального благополучия детей, раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.

Виды арт-терапии и их коррекционное терапевтическое воздействие. Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства музыка — музыкотерапия  изобразительное искусство — изотерапия  театр, образ — имаготерапия литература, книга — библиотерапия танец, движение — кинезитерапия В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.

Виды арт-терапии и их коррекционное терапевтическое воздействие.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства

музыка — музыкотерапия

изобразительное искусство — изотерапия

театр, образ — имаготерапия

литература, книга — библиотерапия

танец, движение — кинезитерапия

В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.

Арт-терапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства. имаготерапия (от лат. imago — образ) - театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973) куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции» изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно ) либропсихотерапия - лечебное чтение (В. М. Бехтерев ) библиотерапия - терапия через книгу ( В. Н. Мясищев) сказка-терапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000)

Арт-терапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства.

имаготерапия (от лат. imago — образ) - театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973)

куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции»

изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно )

либропсихотерапия - лечебное чтение (В. М. Бехтерев )

библиотерапия - терапия через книгу ( В. Н. Мясищев)

сказка-терапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000)

Техники , применяемые в изотерапии С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы. Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.) Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.

Техники , применяемые в изотерапии

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы.

Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.)

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. Развивает сенсорно-перцептивную сферу, воображения, оригинальность мышления, творческое самовыражение. Рисование пластилином Снижение тревожности и страхов, снятие мышечных зажимов. Развитие мелких мышц руки, пространственные ориентации, координация в системе «глаз-рука». Формирование чувства успеха, эмоционального и творческого удовлетворения.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. Развивает сенсорно-перцептивную сферу, воображения, оригинальность мышления, творческое самовыражение.

Рисование пластилином

Снижение тревожности и страхов, снятие мышечных зажимов. Развитие мелких мышц руки, пространственные ориентации, координация в системе «глаз-рука». Формирование чувства успеха, эмоционального и творческого удовлетворения.

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности. Техника «Мандала» Эбру является особенной техникой рисования, когда вместо обычной бумаги используется особенная вода и краски, которые имеют специальную натуральную основу. В итоге рисунки получаются крайне интересными и красивыми, а повторить их практически невозможно. С помощью такой техники можно развивать воображение и творческие навыки, а это очень важно для каждого малыша. Техника Эбру

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания

человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Техника «Мандала»

Эбру является особенной техникой рисования, когда вместо обычной бумаги используется особенная вода и краски, которые имеют специальную натуральную основу. В итоге рисунки получаются крайне интересными и красивыми, а повторить их практически невозможно. С помощью такой техники можно развивать воображение и творческие навыки, а это очень важно для каждого малыша.

Техника Эбру

Виды арт-терапии в работе с детьми с проблемами в развитии Песочная терапия Невербальная форма психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Игротерапия Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Виды арт-терапии в работе с детьми

с проблемами в развитии

Песочная терапия

Невербальная форма психокоррекции, где

основной акцент делается на творческом

самовыражении ребёнка, благодаря которому

на бессознательно-символическом уровне

происходят отреагирование внутреннего

напряжения и поиск путей развития.

Игротерапия

Игра оказывает сильное влияние на развитие

личности, способствует созданию близких

отношений между участниками группы, помогает

снимать напряженность, повышает самооценку,

позволяет поверить в себя в различных ситуациях

общения, снимая опасность социально значимых

последствий.

Самая распространенная техника коллажа — нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки — как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка. Коллаж Расширяет и обогащает чувственный опыт, знания и представления об объектах окружающего мира; развивает познавательные процессы и приёмы познавательной деятельности (умственной и практической), формирует осознанность и произвольность поведения и деятельности, возможность реализоваться в кругу бытия, развивает любознательность, формирует положительную мотивацию. Тканевая

Самая распространенная техника коллажа — нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки — как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка.

Коллаж

Расширяет и обогащает чувственный опыт, знания и представления об объектах окружающего мира;

развивает познавательные процессы и приёмы познавательной деятельности (умственной и практической), формирует осознанность и произвольность поведения и деятельности, возможность реализоваться в кругу бытия,

развивает любознательность, формирует положительную мотивацию.

Тканевая

У детей, в отличие от взрослого, существует теснейшая связь  телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, изображают то, Что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики или этики. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития.  Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

У детей, в отличие от взрослого, существует теснейшая связь

телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты.

Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства.

Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, изображают то,

Что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения

эстетики или этики.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является

важным элементом его развития.

Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования.

Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155  2. Инклюзивное образование, 3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011 4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с. 5. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: речь, 2008. – 160 с. 6.  Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг. - М., 1997. 7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. 8.Копытин А.И. Основы Арт-терапии. — СПб., 1999. 9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995. 10. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. — М., 2000.  

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155

2. Инклюзивное образование, 3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011

4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.

5. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: речь, 2008. – 160 с.

6. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг. - М., 1997.

7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.

8.Копытин А.И. Основы Арт-терапии. — СПб., 1999.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995.

10. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. — М., 2000.