Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1
Маслянинского района Новосибирской области
Аннотация к рабочей программе
учебного курса «Я и мой мир»
Рабочая программа учебного курса «Я и мой мир» разработана в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС ООО1 и реализуется 1 год в 3Г классе.
Рабочая программа разработана учителем технологии и изобразительного искусства Бадер Л.А. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определенному учебному курсу.
Рабочая программа учебного курса «Я и мой мир» является частью ООП ООО, определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно- методической работе МБОУ Маслянинской СОШ №1
Дата 25.08 2022г.
АДМИНИСТРАЦИЯ МАСЛЯНИНСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАСЛЯНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПРИНЯТО решением кафедры технологии протокол № от 25 августа 2022г | УТВЕРЖДАЮ__________________________ Директор ОУ ___________________________ Ф.И.О. (печать) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я и мой мир»
базовый уровень
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год
| Автор: Бадер Любовь Артемьевна, Учитель технологии и ИЗО |
р. п. Маслянино, 2022 г.
Содержание.
Раздел1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка……………………………………….….4
Цели и задачи программы……………………………………….6
Содержание программы………………………………………….7
Планируемые результаты………………………………………..8
Контроль планируемых результатов……………………………9
Календарное планирование……………………………….……10
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1 Календарно учебный график……………………………….….12
2.2 Условия реализации программы………………………………12
2.3 Оценочные материалы…………………………………………13
2.4 Методические материалы……………………………………...13
Список литературы……………………………………………….15
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20;
6. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
8. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 8 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы).
Направленность программы.
Коррекционно-развивающая программа с элементами арт- терапии позволит дополнить и закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
Актуальность программы
Данная программа актуальна, так как стабилизирует эмоциональное состояние детей, развивает коммуникативные навыки. Арт-терапия – это способ развития творческой личности, основанный на творчестве и игре.
Методы арт-терапии, помогают развивать привычку задавать вопросы для получения информации, анализировать полученные данные, делать выводы, выдвигать различные гипотезы решения вопросов, то есть содействуют развитию универсальных и коммуникативных компетенций.
Отличительная особенность
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей школьного возраста с помощью методов Арт – терапии.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в использовании современных психологических разработок и педагогических технологий для комплексного развития творческой и психологически здоровой личности.
В данной образовательной программе используются элементы следующих современных педагогических технологий:
Личностно-ориентированная;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения;
Педагогика сотрудничества;
Технология коллективной творческой деятельности;
Технология проектного обучения;
Здоровье сберегающие технологии.
Объем и срок реализации программы:
Объем программы 34 часа. Программа рассчитана на 1 год.
В рамках реализации программы предусмотрена выставка творческих работ и защита проектов.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю . Наполняемость от 15 до 30 человек.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается согласно допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Формы проведения занятий:
Практическое занятие
Беседа
Самостоятельная работа
Защита проекта.
Опыты и эксперименты.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная – при показе, беседе, объяснении;
- групповая, в том числе работа в парах – при выполнении практического задания, упражнений и работе над творческим проектом.
Цели и задачи программы.
Цель программы:
Дополнение и закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии окружающего мира с помощью методов арт – терапии.
Задачи:
Образовательные:
1.Способствовать умению развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые, ощущения.
2. Способствовать умению бережного отношения к своему телу, здоровью физическому и психическому.
3.Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами как со средствами художественной выразительности.
Развивающие:
1.Развить творческие способности учащегося по средствам изобразительных искусств;
2.Способствовать развитию наблюдательности, внимания, образного мышление и пространственного воображения.
3.Содействовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1.Воспитать ценностное отношение к творческой деятельности;
2.Способствовать социализации обучающихся путем приобщения их к
совместной работе.
3.Способствовать воспитанию способностей к самореализации и саморазвитию.
1.3. Содержание программы.
В ходе изучения программы предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, работа над проектами, различные упражнения и эксперименты. Комплексно развивая органы чувств , обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, одновременно развивая коммуникативные, социальные навыки.
Учащиеся так же должны научиться делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, поиск идей и замысла и разработка задания.
Формы обучения:
сценарии занятий выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";
активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях;
формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы, работа в парах.
комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).
Методы обучения:
эмоционально-художественное "погружение",
художественно-творческое и образное мышление,
активизация воображения и творческого представления,
сравнение и сопоставление,
импровизация,
субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),
дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от частного к общему и от общего к частному ).
1.4. Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
Уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
Овладевать навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, с помощью выразительных возможностей различных художественных материалов.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, жизни, родине, природе, семье;
Проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
Принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Метапредметные:
Проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений искусства;
Овладевать способностями, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;
Обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;
Овладевать художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;
Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
1.5. Контроль планируемых результатов.
Форма отслеживания результата, это участие в конкурсах и выставках, наблюдения, заполнение индивидуальных листов учета достижений.
Контроль планируемых результатов
Планируемые результаты | Контроль |
регулятивные | Декабрь Май |
познавательные |
коммуникативные |
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение новых знаний, опыта в решении творческих задач, умение противостоять трудностям. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Результат выражается в понимании детьми сути творческой деятельности, как самовыражение собственных эмоций. | Предполагает позитивное отношение детей ко всему, что их окружает в жизни. Активное самопознание. Результат проявляется в использовании различных материалов для личного творчества и в самостоятельном их выборе. | Предполагает умение сотрудничать и работать в группе, договариваться с ребятами в ходе творческой деятельности. Самостоятельно заниматься творчеством, фантазировать и организовывать свое творческое пространство. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации мини проектов, участие в конкурсах и выставках в разных творческих номинациях. |
1.6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
№ п/п | Тема занятия | Кол- во час. | Деятельность ученика | Форма организации деятельности | Материалы |
1. | Я открываю для себя этот чудесный мир. | 1 | Вводное занятие. 5 чувств. Упражнение: «Прищепка». Конфеты. Практическая работа: рисуем солнышко. | Индивид. работа | 30 прищепок,3 круга, конфеты, Цветные карандаши. |
2. | Прекрасный сад. | 1 | Упражнение: Знакомство с цветком (5 чувств). Любознательность открывает нам новое! Практическая работа: Рисуем цветок на формате А4. Вырезаем и крепим на общее панно, создавая прекрасный сад. | Коллектив. работа | Гуашь, кисть, лист А4, ножницы, клей. |
3.4 | Руки (тактильное восприятие) | 2 | Упражнение: Открой заново свои руки. Они разные нежные, грубые, теплые, холодные…Массаж рук, разминка.. Практическая работа: Обводим руку и расписываем ее по желанию. | Индивид. работа и работа в парах. | Крем, влажные салфетки. маркеры |
5. | Пуговицы (зрительное и тактильное восприятие) | 1 | Практическая работа: Аппликация «Дерево». Выбираем пуговицы для кроны.(маленькие, большие). Упражнение: с закрытыми глазами, с помощь рук «рассмотреть» пуговицы. | Индивид. работа | Пуговицы с двумя дырочками, цветной картон, клей. Ножницы. |
6.7 | Портрет на ощупь. | 2 | Упражнение: Закрыть глаза, прикоснуться к своему лицу, «рассмотреть», почувствовать его руками. Практическая работа: рисование автопортрета. | Индивид. работа | Влажные салфетки. Пластилин |
8. | Нарисуй, что слышишь. | 1 | Упражнение: «Отгадай звук» смять бумагу, разорвать бумагу, колокольчик, коробочки из под киндер сюрпризов в них «шум». Практическая работа: Рисуем звук. | Индивид. работа | Газеты и любые предметы издающие шум, можно запись шума. |
9. | Нарисуй аромат. | 1 | Упражнение: «Угадай аромат», в темным стеклом баночках спрятать запахи. Практическая работа: рисуем запахи, выбираем один из нескольких. | Индивид. работа и работа в парах | В комнате несколько запахов. !Можно любой ароматизатор. Любой Художественный материал. |
10.11 | Мандала. | 2 | Практическая работа: Рисуем круг и заполняем его, можно начать с центра, а можно с края. Вопрос: Как назовешь свой круг? | Индивид. работа | Лист А4 альбомный, маркеры, ножницы. |
12. | Рисование кофе. Обоняние. | 1 | Упражнение: Показ особенностей кофейной живописи. Практическая работа: Рисуем кофе. Арома терапия. | Индивид. работа | Растворимый кофе, листА4 альбомный, кисть, баночка, палитра. |
13,14 | Перекресток. | 2 | Практическая работа: Изобрази себя на перекрестке дорог, кто или что влияет на твой выбор пути. Упражнение: «Я могу…» | Индивид. работа | Альбомный лист, цветные карандаши. |
15, 16 | Моя Вселенная. | 2 | Упражнение: «Пластилиновые жгутики». Практическая работа: Изобрази свой вариант Вселенной, можно добавить планеты, сказочных героев… Закончи фразу: « Теперь я знаю….» | Индивид. работа | Пластилин, лист А3, гуашь, баночка, палитра. |
17. | Необычные картины. | 1 | Просмотр картин сюрреалистической живописи канадского художника Роберта Гонсалвеса. Практическая работа: Рисуем картины с двуми смыслами. | Работа в парах. | Лист А3, цветные карандаши |
18. | Рисунок по кругу. | 1 | Практическая работа: Передаем рисунок по часовой стрелке в каждом ряду, рисуем, учитывая мысль товарищей. | Коллектив. работа | Лист А3, черный карандаш |
19, 20 | Планета Творчества | 2 | Практическая работа: Например, город музыки или театра, кино или танца, среди гор, рек, озер, леса. | Коллектив. работа | Лист А3, цветные карандаши |
21. | Звуки природы. | 1 | Закончи фразу: «Любимые звуки это…..» Практическая работа: Объемная лепка звуков природы. Звуки природы самые удивительные и неповторимые. | Работа в парах, в группах. | Пластилин |
22. | Запахи детства | 1 | Какие они запахи детства? Запах пирогов, молока…Обращайте внимание на запахи! Практическая работа: Мы рисуем запахи детства. Вырезаем и складываем их в корзину. | Индивид. Работа. Коллектив. работа | Альбомные листы, маркеры, ножницы, корзина. |
23. | Любимые вкусы | 1 | Какой вкус Вы не можете забыть? Практическая работа: Рисуем любимые вкусы, вырезаем , сервируем стол. | Индивид. работа. Работа в парах. | Альбомные листы, маркеры, ножницы, клей. |
24. | Волшебные руки. | 1 | Мешочки с наполнителем (понять что внутри с помощью осязания). Упражнение: Лепим с закрытыми глазами. Новые чувства! Практическая работа: Лепим волшебство. | Индивид. работа | Принести то, к чему приятно прикоснуться (мягкую игрушку, сквиш). Мешочки!!! |
25. | Мир звуков вокруг нас. | 1 | Опыт: «Звонкие бутылочки». Звуки города, деревни, леса, моря, Послушать с закрытыми глазами Практическая работа: Рисуем звуки города, деревни. Оформляем коллективное панно. . | Индивид. работа. Коллектив. работа | Бутылочки, лист А4, цветные карандаши, ножницы, клей, коллективное панно |
26. | Шепот. | 1 | Игра: «Испорченный телефон». Практическая работа: Мы фантазеры. | Коллектив. Работа Индивид. работа | Лист А3, цветные карандаши |
27. | Мы рисуем музыку. | 1 | Упражнение: Вспомните любимую песню или романс. Мысленно спойте её. Практическая работа: После прослушивания музыки, нарисовать ее. | Индивид. работа | Акварель или гуашь, лист А3, кисть, баночка под воду. |
28. | Охотники за запахами. | 1 | Упражнение: Вспомни как они пахнут, даны картинки ель, земляника, огурец, кофе шампунь …Можно «стрелять» в картинки мячиками. Практическая работа: Мы лепим запахи. | Индивид. работа | Пластилин |
29. | Я фотограф. | 1 | Упражнение: «Знал о себе сам, а об этом мне сказали другие». Посмотри на себя в зеркало, посмотри на себя со стороны. «Фото» с помощью глаз , зрительно запомнить все до мелочей. Практическая работа: Рисуем «фото» и оформляем галерею. | Индивид. работа Коллектив. работа | Лист А3, цветные карандаши |
30. | Рисуем по памяти. | 1 | Упражнение : Запомнить расположение предметов. На доске в определенном порядке закреплены магниты или предметы. Все закрыли глаза и открыли через некоторое время. Не нарушен ли порядок? Практическая работа: Рисуем по памяти. | Индивид. работа | Карточки с рисунками и узорами у каждого ребенка. Альбомный лист, карандаши, маркеры. |
31, 32 | Котелок эмоций. | 2 | Кладем в котелок те эмоции, которые считаем необходимыми. Практическая работа: Нарисовать картинки, вырезать и наклеить на котелок. Каждый расскажет про свой выбор. | Индивид. работа | Альбомный лист, клей, цветные карандаши, ножницы. |
33, 34 | Реклама. | 2 | Выражаем свои чувства и эмоции. Практическая работа: Рисуем рекламу с коротким текстом. Нарисовать рекламу так, что бы заработали все 5 чувств, чтобы захотелось откликнуться на эти рекламы. . | Работа в парах, в группах. | Лист А3, маркеры, клей , ножницы, материал для декорирования. |
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34 недели, с учетом продолжительности каникул.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Требования к помещению:
помещение для занятий, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
качественное освещение;
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
Оборудование:
компьютер или ноутбук для преподавателя;
проекционное оборудование (экраны) – 1 шт.
Расходные материалы:
Информационное обеспечение:
операционная система (желательно Windows);
поддерживаемые браузеры (для работы LMS): YandexBrowser, Chrome, ChromeMobile, Firefox, Opera, Safari, MobileSafari, Edge, Python;
Оценочные материалы
Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической, творческой работе, в ходе такой деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в различных ситуациях.
2.4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном процессе используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);
проектно - исследовательский; проектно – творческий.
наглядный: эскизы, репродукции картин, использование технических средств просмотр видео.
практический: практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания раздела, степени сложности материала, типа учебного занятия. Вместе с объяснительно-иллюстративным используются, а также становятся ведущими частично-поисковый и проектно-исследовательский методы. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения:
фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;
коллективная – это форма сотрудничества, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе;
групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек, работа в которых регулируется педагогом;
индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. Как правило, данная форма используется в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе;
дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимного обучения; дифференцированного обучения; разно уровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; здоровье сберегающая технология.
Список литературы
Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления «Иматон» для детей 9 – 14 лет», СПб.: ГП «Иматон» , 1999
Гиппенрейтер Ю. Б. «Как общаться с ребенком», Москва, 1995
Лук А.Н. «Мышление и творчество», Москва: Издательство политической литературы, 1976
Крамер Э. «Арт-терапия с детьми», Москва: Генезис, 2014
5.Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
6.Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007
интернет ресурсов:
www.nsportal.ru - коррекционно –развивающая программа «Цветной мир».
www.nsportal.ru/belush-yana- арт- терапия на уроках ИЗО.
1Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
24