ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1. Авторская песня – «поющаяся позия» XX века………………………......5
1.1.Истоки возникновения жанра авторской песни…………………………5
1.2.Классик жанра Юрий Визбор……………………………………………….8
1.3.Государство и барды……………………………………………………….13
1.4. Булат Окуджава: эволюция жанра………………………………………..14
1.5. Авторская песня сегодня…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………24
Приложение 1………………………………………………………………….. 25
Приложение 2……………………………………………………………………26
Приложение 3……………………………………………………………………27
Приложение 4…………………………………………………………………….28
Приложение 5……………………………………………………………………29
Приложение 6……………………………………………………………………30
Приложение 7……………………………………………………………………31
Введение
Есть залы, которые собирают сотни зрителей. Есть стадионы, где певца приветствует тысячная аудитория. А можете ли вы представить сцену, которая бы объединила вокруг себя одновременно 100 000 единомышленников?! Плавучая сцена-гитара Грушинского фестиваля ежегодно приветствует любителей авторской песни! (Приложение 1)
Во второй половине пятидесятых - начале шестидесятых годов XX века в общественно-культурной жизни СССР появилось новое самостоятельное направление. Его создали авторы стихов и музыки собственных песен, одновременно и их же исполнители. Сразу же начались споры о том, как назвать новое общественно-художественное явление. Появились разные вариации: «самодеятельная песня», «студенческая», «туристская», «экспедиционная», «гитарная»… Однако самым общепринятым с середины 1960-х гг. стало выражение «авторская песня». С терминологией можно поспорить, поскольку «авторскими» являются все песни (за исключением фольклорных), так как у них есть авторы музыки и стихотворного текста. Термин «авторская песня» был, по-видимому, предложен В. С. Высоцким с определенной целью: подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной сцене, так и от непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкой компании.
Объектом исследования является как совокупность текстов авторской песни ряда авторов-исполнителей, так и исторические условия появления песни, особая среда её исполнения.
Предмет данного исследования - звучащая нефольклорная русская поэзия второй половины XX века, по традиции именуемая авторской песней.
Цель работы: выявить стержневые особенности жанра, позволяющие её трактовать как «поющуюся поэзию».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить истоки возникновения авторской песни, исторические условия её появления;
- рассмотреть особенности творчества классика авторской песни Юрия Визбора;
- выявить особенности творчества Б.Окуджавы;
- рассмотреть характер отношений государства и бардов;
- выявить отличительные особености современной авторской песни;
-обосновать авторскую песню как вид современной «поющейся поэзии»
Методы исследования: метод описания, методы наблюдения, обобщения и сравнения.
Гипотеза: авторская песня – особый жанр искусства, который можно характеризовать как «поющаяся поэзия».
Основой исследования стали, прежде всего, произведения «классиков» жанра, чьё творчество уже апробированно временем, устойчивостью общественного признания (Ю.Визбора, Б.Окуджавы). Также привлекаются творческие работы современных, но менее известных широкой аудитории создателей авторской песни (М. Щербакова), тексты и способ подачи материала которых также имеют познавательную ценность.
1. Авторская песня – «поющаяся позия» XX века
1.1.Истоки возникновения жанра авторской песни
В культуре всех народов мира встречается такое явление как поэзия в музыкальном сопровождении. На Руси таких поэтов называли гуслярами, на Украине — кобзарями, в среднеазиатских странах — акынами, в Древней Греции лириками. В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название «барды». В древности так называли народных певцов кельтских племен. Современных авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре.
В Советском Союзе отдельные произведения жанра мы можем обнаружить ещё в 1930-е годы. Самым известным стала романтическая песня «Бригантина», сочинённая П. Коганом и Г. Лепским.
Надоело говорить и спорить
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса [5.с.35].
Проанализируем исторические условия появления песни. В СССР полным ходом шла индустриализация: разрабатывались пятилетние планы, возводились заводы – гиганты. Профессиональные поэты-песенники слагали бодрые марши: советский народ с подъёмом воспринимал «Марш физкультурников», «Марш энтузиастов», «Авиамарш». И вдруг «Бригантина»… От песни так и веяло пиратской романтикой! Авторами оказались молодые люди: Павел Коган - студент-первокурсник и Георгий Лепский – ученик средней школы. Почему им пришла идея «в буднях великих строек» сочинить песню о дальних морях, путешествиях? Что стало источником вдохновения? Можно только догадываться, что стимулом могла стать прошедшая с триумфом в кинотеатрах страны экранизация "Детей капитана Гранта" и "Острова сокровищ" – классических приключенческих романов. А, может, в такой форме молодые люди героического поколения пытались нащупать историческую связь сильных духом людей прошлого и современности.
Через два года началась Великая Отечественная война, которую Г. Лепский встретил солдатом срочной службы. Павел Коган ушёл добровольцем на фронт, в 1942 году погиб под Новороссийском. Георгий Лепский вернулся с войны в звании младшего сержанта. Он стал студентом Московского государственного педагогический институт. «Там еще не было ни Визбора, ни Якушевой, звание "Московский поющий" МГПИ получил несколько позже», [5.с.29] – вспоминал Георгий Соломонович многие годы спустя. И, конечно, авторы не могли предположить, что их "Бригантину", написанную изначально для узкого круга романтиков, спустя десятилетия будут распевать во многих вузах как народную песню.
Классикой авторской песни считается и «Баксанская» — песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года. Чтобы понять специфику зарождающегося жанра, рассмотрим условия её появления. Летом 1942 года немецкие войска развернули наступление на Северном Кавказе. Им удалось проникнуть в высокогорные районы Главного Кавказского хребта и, в частности, водрузить фашистские флаги на самой высокой точке Европы — Эльбрусе. В самые первые дни 1943 года был получен приказ узнать расположение огневых точек противника в верхней части Баксанского ущелья. Для выполнения этого приказа военные альпинисты Андрей Грязнов и Любовь Коротаева взошли на расположеный на трёхкилометровой высоте гребень, соединяющий вершины гор Малый Когутай и Донгуз-Орун. После того как они нанесли на карту сведения о расположении немецких подразделений и техники, Грязнов предложил оставить на гребне послание для будущих альпинистов. Записку вложили в гранату, предварительно удалив из неё запал, а затем обложив её камнями. В записке значилось: «В дни, когда враг побежал под ударами Красной армии, мы поднялись сюда без верёвок и палаток, в шубах и валенках, по суровым стенам Донгуз-Оруна, чтобы указать путь наступающим войскам». Были там и такие слова: «Ребята, мы сейчас бьёмся с фашистами. Нам тяжело. Мы вспоминаем костры, которые горели здесь во время восхождения, песни у костров и нашу счастливую довоенную жизнь…»[5.с.31].
В начале 1943 года Грязнов и Коротаева (Приложение 2) вошли в состав группы опытных альпинистов, которым было поручено снять немецкие штандарты с вершин Эльбруса и водрузить там советские флаги. Любовь Коротаева вспоминала: «Ночью, невзирая на тяжёлый переход, нам не хотелось спать. Мы вышли на веранду, откуда открывалась чудесная панорама. Все горы были залиты лунным светом. Был виден и гребень, где мы оставили гранату. Андрей что-то тихо насвистывал, а потом пропел: «Помнишь гранату и записку в ней, на скалистом гребне для грядущих дней?» [5.с.32]. Эти строки, пропетые на мотив популярного в то время танго «Пусть дни проходят» композитора Б. Терентьева, и ознаменовали собой рождение новой песни. Постепенно участники восхождения на Эльбрус добавляли к ней новые строки — таким образом, помимо А. Грязнова и Л.Коротаевой, соавторами песни стали и их товарищи Н. Персиянов, Б. Грачёв, А.Немчинов, Г.Сулаквелидзе и Н. Моренец.
Помнишь, товарищ, белые снега,
Стройный лес Баксана, блиндажи врага,
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней?
Помнишь, товарищ, вой ночной пурги,
Помнишь, как бежали в панике враги,
Как загрохотал твой грозный автомат,
Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд? [5.с.33].
Как мы видим, необходимым условием появления первых авторских песен «Бригантина» и «Баксанская» стала неординарная ситуация, реальная или придуманная, но создающая экстремальную обстановку подвига. Но, в любом случае, в отличие от традиционной песни, рассчитанной на масового слушателя, авторская предполагает очень высокий уровень взаимопонимания между бардом и слушателем, доверительное обращение к определенному кругу единомышленников.
1.2.Классик жанра Юрий Визбор
Всплеск самодеятельного авторства пришёлся на конец 1950-х- начало 1960-х годов. Чем же можно объяснить данное культурное явление? На наш взгляд, изменились исторические условия: за периодом напряжённого послевоенного восстановления наступил более экономически и политически спокойный период, не требующей запредельной мобилизаци всех ресурсов. Государство в лице нового (несталинского) руководства смягчило цензурные рамки творчества. Международный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года в Москве, «гагаринская улыбка», успешные выступления советских атлетов на Олимпийских играх и многие другие явления вносили в советское общество открытость. Появились возможности, не спеша, «без лозунгов», обсуждать спектакли, фильмы, знакомиться с зарубежной литературой, в институтах наступило время «капустников» - творческих вечеров близких по духу друзей, сопровождаемое розыграшами, постановками.
Эпицентром нового жанра искусства становится Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Из его стен вышла целая плеяда самодеятельных авторов-исполнителей – Ада Якушева, Юлий Ким, Вероника Долина, Вадим Егоров, Борис Вахнюк.
Одним из «птенцов» МГПИ был и Юрий Визбор. На наш взгляд, именно он стал основателем современной звучащей лирики. Попытаемся это доказать.
«Романтик старого века» Ю.Визбор родился в Москве. В детстве Юрий мечтал связать свою жизнь с футболом или авиацией, однако по окончании школы поступил в МГПИ. Несомненно, души послевоенной молодёжи, взращённой на подвигах своих отцов, будоражил вопрос, чуть позднее озвученный в одной из песен В.Высоцкого: «На что проверяются люди, если войны уже нет?» Поэт сам же и отвечал на него:
Вполях обезврежены мины,
Но мы не на поле цветов,-
Вы поиски, звезды, глубины
Не сбрасывайте со счетов.
Поэтому слышим нередко
Сейчас, как тогда:
"Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?" [4.с.23].
Юрий Визбор - это олицетворение молодёжи конца 50-х, внезапно открывшей для себя горы, дороги, тайгу, моря и океаны, романтических флибустьеров и реальных геологов, экзотический Мадагаскар и подмосковную осень... Воображение рисовало картины суровой природы, ночь и отсветы огня на лицах; краткий отдых мужественных людей во время трудного похода. И над всем этим витал дух истинного дружества.
Следуя повальному увлечению студенчества «рюкзачной романтикой» Визбор участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Магнитофонные ленты, передаваемые из дома в дом, и живые голоса, подхватывающие песню от костра к костру, были словно отражением облика самого Визбора, веселого, круглолицего парня в ковбойке, который не то пел, не то рассказывал:
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край. [3.с.12].
Юрию Визбору суждено было создать самую знаменитую из альпинистских песен – «Домбайский вальс» (Приложение 3).
Срочную службу Ю. Визбор проходил на севере, в Мурманской области. Стал радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа. Именно тогда он сочинил первую песню на собственную музыку — «Синие горы» («Я помню тот край окрылённый…»). Он на всю жизнь полюбил Север, куда впоследствии возвращался и по журналистским делам, и к друзьям. В 1962 Визбор принял участие в создании радиостанции "Юность». По заданиям редакции объездил всю страну и стал родоначальником нового музыкального жанра «песни-репортажа»: в № 1 звукового журнала «Кругозор» в 1964 году прозвучала первая такая песня — «На плато Расвумчорр».
На плато Расвумчорр не приходит весна,
На плато Расвумчорр все снега да снега,
Все зима да зима, все ветров кутерьма,
Восемнадцать ребят, три недели пурга.
Мы сидим за столом, курим крепкий табак,
Через час вылезать нам на крышу Хибин
И ломиться сквозь вой, продираться сквозь мрак,
Головой упираясь в проклятье пурги. [3.с.43].
Блестящее остроумие и необыкновенное обаяние автора стали естественным достоянием его песен. В этом одна из главных причин поразительной притягательности песен Юрия Визбора. Плюс поэтическая точность, умение найти фразу, которая станет потом почти лозунгом. "Не верь разлукам, старина!" или "Зато мы делаем ракеты». И, конечно, музыка - изящная, легко запоминающаяся. Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его легкой руки пошло уже поветрие и явились менестрели следующих поколений — почин был подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая ее частью.
Лежит мое сердце на трудном пути,
Где гребень высок, где багряные скалы,
Лежит мое сердце, не хочет уйти,
По маленькой рации шлет мне сигналы. [3.с.74].
Если посмотреть на более поздний период, то кажется, что Визбор немного потерялся в лавине, им самим вызванной. Аудитория множилась и дробилась; из студенческой среды новый песенный стиль взлетел в профессиональную литературную сферу, где немедленно воцарился Булат Окуджава; новая песенная культура пробудила далёкий от студенчества народ, который вскоре покорит Владимир Высоцкий. Юрий Визбор уступал первому в чистоте тона, второму — в темпераменте, в остроте и резкости; он оставался, прежде всего, певцом студенчества, романтиком послевоенного поколения. Он остался поэтом товарищества. Его символы — тропа, уходящая в туман, тропа, по круче взбирающаяся к солнцу. Никакой торжественности, все почти по-домашнему просто: лыжи у печки, качнувшийся вагон, намокшая палатка... Романтическая мечта выношена не в воображении джеклондоновского героя, а в сознании реального послевоенного студента из тех самых детей войны, что выжили в страшные годы, «безотцовщина с улиц горбатых», а потом, выучившись, освоив книжные премудрости, закинули за плечи рюкзаки и пошли осваивать эту землю. Визбор с его нехитрыми, покоряющими мелодиями, с его душевностью, с его улыбающимся компанейским обликом — романтик и «классик» поколения конца 50-х – начала 60-х годов…
Снова нас ведут куда-то,
И не ясен нам маршрут,
Видно, горы виноваты
- Не сидим ни там, ни тут.
Снова в гору и по тропам
С рюкзаками за спиной.
Груз под силу лишь циклопам!
- Мама, я хочу домой! [3.с.53].
Можно констатировать, что на этом, «романтическом» этапе, «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы и дорогами практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» или в магнитофонных записях, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «капустниках», на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия была адресована далеко не всем и каждому. Отношения автора-исполнителя со слушателями вряд ли можно назвать концертными: бард не просто исполняет песни, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в души», - говорил В.Высоцкий. Центральные образы песни этого периода - дружбы и дороги, пути как линии жизни. По нему уходили в бессмертие мальчики Б.Окуджавы и шел на взлет визборовский Серега Санин, мчался в боях хлопец из «Гренады» В. Берковского, карабкались из последних сил альпинисты В.Высоцкого, плыли бригантины. Песня странствий была пронизана единым эмоциональным посылом:
Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги,
Где ветер рвёт горизонты и раздувает рассвет[2.с.65].
1.3.Государство и барды
Что касается власти, то она поначалу почти не обращала на авторскую песню внимания, считая её безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни, сначала в Москве, а потом и в других городах Советского Союза. В 1968 году в новосибирском Академгородке состоялся Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака». Неожиданно обнаружилось то, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций. В периодике развернулись нешуточные дискуссии, касающиеся авторской песни. В качестве примера субъективного отношения к жанру авторской песни можно указать на статью замечательного композитора В. Соловьёва-Седого, опубликованную в газете «Советская Россия» (1968, 15 ноября): «Модно - не значит современно». В этой статье Соловьёв-Седой писал: «Когда столичный молодой актёр, удачно сыгравший роль в кино или театре, ездит по городам и весям со своим доморощенным репертуаром, распевая сомнительные песенки об антисказках и блатной дружбе, - это стихийное бедствие. Доколе же можно петь о грязи и ненастье, о туманах и буранах, о гробах и поминках и не видеть жизни, радости, солнца? Я симпатизирую Высоцкому как актёру, но ведь, как говорится, симпатия к человеку не в состоянии отменить «приговор истории над его делом». Я возражал и возражаю самым решительным образом против пропаганды самоделок».
В то же время, благодаря «магнитиздату», авторскую песню знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной. Более того, как раз в эти годы «поющая поэзия» обрела зрелость и жанровую определенность, поднялась до явления высокой культуры, оставив далеко позади породившую ее самодеятельную песню. Официально ее как бы не существовало: она не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. Лишь изредка прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли. Широко звучала она и публично, собирая подчас многотысячные аудитории как на традиционных уже лесных фестивалях, напоминавших, впрочем, глубоко законспирированные дореволюционные маевки, так и на неофициальной, теневой, левой эстраде - за плотно закрытыми от посторонних дверями клубов, институтов и Дворцов спорта.
1.4. Булат Окуджава: эволюция жанра
Лирика авторов - «шестидесятников» иная, нежели у героев Ю.Визбора. В работах большинства исследователей указывается на особую роль бардов-поэтов с явно выраженными индивидуальными стилями (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Галич, М. Анчаров). В отличие от «классической» бардовской песни, авторской по происхождению, но народной по бытованию, песни этих поэтов, по-особому исполняемые авторами, так и остались в восприятии людей именно «авторскими», т.е. принадлежащими тому или иному барду-поэту.
И когда Булата Окуджаву относят к патриархам жанра, этому утверждению можно возразить. С одной стороны, песням Окуджавы свойственен характерный для авторской песни лиризм, искренность, но герой песен уходит от повседневной жизни не в горы или тайгу, а в романтизированное прошлое. Предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало века, чьи герои – «господа юнкера», оставшиеся на полях германской войны; и времена Гражданской войны с их героиней – «комсомольской богиней».
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта,
Пулею пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
Нас осталось мало - мы, да наша боль.
Нас - немного и врагов - немного.
Живы мы, покуда, фронтовая голь
А погибнем - райская дорога. [7.с.12].
Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве (Приложение 4). В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. В карагандийский лагерь была сослана мать, самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. Был награждён медалями «За оборону Кавказа». Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы. Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спалось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая, «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»), была написана в 1946 году. Переехав в Москву, заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». К этому периоду (1956-1967г.г.) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы », «Песенка о комсомольской богине». Сквозной темой в песнях проходит многовековая российская история. Перед слушателем - портреты исторических деятелей, сюжетные зарисовки исторических событий, и панорамные обобщения пройденного Россией пути с его национальной спецификой.
На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны, для тех, кто понимает,
Все наши глупости, и мелкие злодейства,
На фоне Пушкина, и птичка вылетает [7.с.37].
У солдата Великой Отечественной Булата Окуджавы - обширная военная тематика: «До свидания, мальчики», « Песня о пехоте», «О солдатских сапогах», «О Лёньке Королёве», «Старинная солдатская песня», «Счастливый жребий». Кого из нас, современников XXI века, не трогает горькое и гордое окуджавовское:
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим! [7.с.19].
Вместе с композитором И. Шварцем Булат Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные среди них — «Ваше благородие, госпожа Удача» (фильм «Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда ( кинофильм «Звезда пленительного счастья»). В общей сложности его песни прозвучали почти в 80 советских фильмах.
Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, А.И. Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции. Владимир Высоцкимй называл Булата Окуджаву своим духовным учителем.
Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары.
И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары.
Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке.
Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке. [7.с.57].
Песня «Возьмёмся за руки, друзья…» стала гимном многих слётов КСП и фестивалей.
На примере творчества Окуджавы можно заметить, что авторская песня стала в его транскрипции более философской, академичной, но как и диктует жанр, ей присущи те же принципы, что и более раннему периоду – душевность, искренность, неофициозность, прямой контакт со слушателем.
1.5. Авторская песня сегодня
С середины 80-х гг., после непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число поющих поэтов и их исполнительское мастерство, множится количество концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски. Оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: «Домашний концерт», «Гнездо глухаря». Концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура». Появилась тенденция: и ветераны, и более молодые барды А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты Т. и С. Никитины, А. Иващенко и Г. Васильева, Вадим и Валерий Мищуки внешне все больше превращаются в эстрадных исполнителей.
Сегодня даже мэтр авторской песни A.M. Городницкий в своей книге с грустью пишет о том, что «литературно-музыкальный жанр, возникший в нашей стране где-то в начале 60-х годов … стремительно и невозвратно уходит в прошлое». И далее: «Теперь, когда прошла мода на пение под гитару на московских кухнях и у таёжных костров, когда сам собой умер запретный ещё недавно «магнитофоноиздат», а пластинки с песнями Галича, Кима, Высоцкого заполнили прилавки магазинов, авторская песня во многом стала уже историей». Может, наступил творческий кризис авторской песни?
Но анализ творчества современных авторов-исполнителей, таких безусловных лидеров А. Иващенко и Г. Васильева, М. Кочеткова, Л. Сергеева, а также более молодых, заявивших о себе успехами на различных фестивалях, позволяет утверждать следующее:
- во-первых, возрастает интеллектуальность поэтического текста;
- во-вторых, в авторской песне наблюдается значительной рост музыкальной культуры;
- в-третьих, появляются авторы, вообще не пишущие стихов для бумаги.
Все эти тенденции, с одной стороны, свидетельствуют о появлении в авторской песне признаков элитарности, но, с другой, подтверждают ее статус звучащей поэзии. Думаю, примером барда «нового типа» является Михаил Щербаков. При знакомстве с его творчеством, на первый взгляд, кажется, что слово «бард» к Михаилу Щербакову, не очень-то применимо. «Конечно, в первую очередь, это поэт. И его отношение к делу называется очень высоким и очень, мне кажется, точным словом: «служение». Это понятие своего дела как некоторой миссии, с очень высокой ответственностью и с очень высоким требованием к качеству этого дела», - таково суждение о поэте метра авторской песни Юлия Кима. [9.с.38].
Анализировать творчество М. Щербакова сложно. Он ведёт непубличный образ жизни, никогда не даёт интервью, не вступает ни в какие сообщества, не участвовует в конкурсах или фестивалях. Михаил Щербаков закончил филфак МГУ, т.е. имеет академическое образование. Как вспоминает сам автор песен, ему очень хотелось писать, но изначально это было как-то «от балды», как сам он выразился. Окружающая его компания была достаточно серьёзной. Именно они и дали понять начинающему барду, что его никто из них не будет воспринимать всерьёз и не станет общаться с ним на равных до тех пор, пока он не закончит университет. Жанр, в котором работает Щербаков, сам он называет просто «песня», не вдаваясь в такие понятия, как «авторская песня» или «самодеятельная песня». Правильнее, на наш взгляд, его можно было бы назвать Поэтом, который служит делу Поэзии.
За суетность и тщетность наших лет пустынных
За то, что так томительно и так темно в них,
Совсем бы не хотелось осудить невинных,
Когда б была возможность отыскать виновных .
Удивительно, что при таких сложных стихах у Щербакова огромное количество почитателей. Щербаков не раз говорил, что начинал писать, находясь под влиянием Юлия Кима. Но его песня заключает в себе немало всякого рода исторических реалий – имён, географических приурочений, упоминаний о действительных исторических событиях, что не роднит его, пожалуй, ни с одним из бардов. Исторические экскурсы— от античности («праматери Эллады») до наших дней создают в авторской песне особую атмосферу, в которой «виден свет миров и слышен гул столетий» Исторические представления помогают осознать своё время в цепи времён. Но главная его тема – это смысл жизни, любовь и смерть. Текст его песен невозможно пересказать короче, чем это написал автор, а его мелодии практически невоспроизводимы. Язык Щербакова богат на изысканные архаичные обороты прошлого и позапрошлого веков, и эта связь с русской классикой ощутима.
- Ах, я бы не клял этот удел окаянный,
Но - ты посмотри, как выезжает на плац
Он, наш командир, наш генерал безымянный,
Ах, этот палач, этот подлец и паяц!
В пользу востребованности авторской песни сегодня говорят многочисленные и разнообразные фестивали, собирающие сотни тысяч авторов и просто любителей музыкального разговора «по душам». Самый мощный – это, конечно, Грушинский фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. На встечу с авторской песней в 2000 году на Мастрюковские озёра прибыло около 210 тысяч человек из 139 городов. В разные годы председателямии жюри фестиваля являлись великие барды Александр Городницкий, Алексей Иващенко, Вадим Егоров, Юрий Визбор. Среди моршанцев и тамбовчан также намало тех, кто побывал и даже выступал на «Груше». В нашей Тамбовской области авторская песня, хотя и элитарное явление, но фестивали под её «знаменем» проходят регулярно: в Тамбове (ежегодно в декабре), в Мичуринске, в Котовске, под Тамбовом на так называемой Лысой Горе (Приложение 7). В области есть замечательные авторы и исполнители собственных песен под гитару. Это Сергей и Наталья Желтовы, Алексей Енин, Юрий Литовко, Ирина Косякова.
Заключение
Итак, на основании изучения истории авторской песни, творчества её представителей, можносделать вывод: бардовская песня представляет собой современный жанр поющейся поэзии.
М. Анчаров, известнейший бард, писал: «Менестрельная песня это не музыкальное явление - это музыка со словом. Слово здесь главенствует. Ради слова песня и пишется.» «Для меня прежде всего всегда важен был Поэт. Поэт, который исполняет некоторые свои стихи под свою же мелодию», - настаивал Б. Окуджава. «Авторская песня – явление поэтического ряда, и в этом ее основная ценность», - вторит ему А. Городницкий. А К.И. Чуковский охарактеризовал его творчество так: «Гитаризованная поэзия!» Данный вид поэзии практически не имеет аналогов в европейской литературе последних пяти столетий.
Авторская песня представляет собой наглядный пример синтеза искусств: поэтический текст в ней активно взаимодействует не только с музыкой и искусством исполнительской интерпретации.
Отличие авторской песни от книжной поэзии заключается в таких свойствах, как реальное сотворчество автора и слушателя, повышенная динамичность текста. Изучение текстов различных авторов свидетельствует, что авторская песня отталкивается от исторически сложившихся в русской культуре песенных традиций, тяготея к «книжной» поэзии. В отличие от традиционной песни, в извечном стремлении к массовости, не терпящей никакой сложности и замысловатости, авторская песня легко допускает нетипично высокое качество стиха, насыщенность образного ряда и интеллектуальность содержания, предполагающие очень высокий уровень взаимопонимания между бардом и слушателем, доверительное обращение к определенному кругу единомышленников.
Зародившись в предвоенные и первые послевоенные годы в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества, авторская песня набирает силу на рубеже 50-х - 60-х годов, когда появляются общедоступные магнитофоны. Со второй половины 60-х до конца 70-х годов она переживает период максимального расцвета - вступают в пору творческой активности практически все ведущие барды; формируется специфическая субкультура, включающая клубовую систему, проведение слетов, фестивалей. В 80-х годах эта организованная работа сворачивается, и авторская песня постепенно приобретает черты элитарного искусства.
Авторская песня в России сохраняет свою популярность и в нынешних условиях по той же причине, что и пятьдесят лет назад, – она является жанром разговора по душам, который всегда нужен русскому человеку.
Литература
1.Авторская песня: Антология/ Сост. Д.А. Сухарев. Екатеринбург, 2002.
2.Беленький Л.П. Возьмёмся за руки,друзья!(сборник песен) М. «Молодая гвардия.1990.
3.Визбор Ю.И. Верю в семиструнную гитару. М.,1994.
4.Высоцкий В. Нерв. Современник.,1981
5.Люди идут по свету: Книга-концерт/ Сост. Л.П. Беленький и др. М., 1990.
6.Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Песенник/ Сост. Р.Шипов. М, 1989.
7.Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты песен/ Сост. Л.А. Шилов. М., 1989.
8.Среди нехоженых дорог одна моя. Сб. туристских песен. М.,1989.
9.Щербаков М., Другая жизнь/ Сост. И. Грызлов. М., 1997.
.
Приложение1.
Всероссийский фестиваль авторской песни им. В.Грушина.

Приложение 2.
Авторы песни «Баксансая» военные альпинисты А. Грязнов, Л. Коротаева

Приложение 3.
Юрий Визбор – классик жанра авторской песни. Конец 1950-х г.г.

Приложение 4.
Автор и исполнитель Булат Окуджава. 1970-е г.г.

Приложение 5.
Михаил Щербаков - автор и исполнитель. 2000-е г.г.

Приложение 6.
Афиша фестиваля авторской песни. Котовск,Тамбовская обл.

Авторы и исполнители Желтовы Наталья и Сергей. Тамбовская обл
Приложение 7.
08.08.2016, 20:36
Фестиваль бардовской песни
Фестиваль «Там под лысой горой» стал уже доброй традицией, его провели в четвертый раз. С каждым годом он собирает все больше любителей авторской песни, в этот раз на сцену вышли более 30 исполнителей. Причем многие из них уже считаются старожилами фестиваля.
«Основная часть фестиваля происходит в общении у костра, когда можно спеть все, что ты хочешь. И за ночь ты успеваешь спеть большую часть того, что ты натворил. И услышать. Есть очень интересные авторы. Вообще очень здорово, что география достаточно широкая», - сказали Сергей и Наталья Желтовы.
Программа фестиваля не ограничивается только музыкальной частью. Участников и гостей праздника ждали также спортивные игры, народные забавы, театрализованные представления, выставка ремесел, детские игры и угощение традиционными русскими блюдами.
«Если раньше мы уговаривали людей приехать к нам в гости, то сейчас многие из достаточно известных бардов считают за честь к нам приехать, им интересно здесь. Потому что у нас есть многие вещи, которых нет на других фестивалях», - сказал Сергей Кочуков, организатор фестиваля.
Фестиваль бардовской песни стал настоящим праздником, как для участников, так и гостей. Организаторы уверены, что в следующем году он станет еще масштабнее и в будущем станет привлекать в регион туристов. Ну а в этот вечер авторская музыка звучала над Лысыми горами до самого утра.
http://www.vestitambov.ru/
15