СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа кружка "Литературное краеведение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно,  расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду произведения, красоту языка,  глубину мыслей и чувств.

Посещение мест воспетых писателем, вызывает обострённое чувство красоты природы.

Кружок «Литературное краеведение» объединяет учащихся 8-9 классов, которые проявляют интерес к изучению своего родного края.  В методике изучения кружковых занятий сочетаются как коллективные работы учителя со своей группой кружковцев, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.

Используются разнообразные формы работы кружка:

  • Лекционные (обзорные лекции, беседы).
  • Семинарские.
  • Экспедиционные (сбор материалов).
  • Научно – исследовательские (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка рефератов).
  • Индивидуально – групповые.

Методы:

  1. Словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов).
  2. Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций).
  3. Практические методы (работа над рефератом).
  4. Объяснительно – иллюстративные (выступления на конкурсах).
  5. Частично – поисковые методы (работа в библиотеках города, в интернет залах).
  6. Исследовательские методы (самостоятельная творческая работа ученика).

Практическая направленность реализуется за счёт введения в каждую тему практических занятий:

  • Экскурсии.
  • Встречи.
  • Описания.
  • Разработки и защиты текстов.
  • Презентации.
  • Показ видеофильмов.

 

Цели кружка:

  1. Создание условий для формирования реальных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах Калмыкии.
  2. Формирование представления об основных тенденциях развития литературного процесса; помочь учащимся увидеть объёмную картину литературной жизни Калмыкии.
  3. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитания общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения.

Задачи кружка:

  1. Образовательные:
  • Способствовать овладению учащимися русской литературной культуры.
  • Обучать навыкам литературного мастерства.
  • Сформировать систему знаний, умений, навыков по литературному краеведению.
  1. Развивающие:
  • Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей.
  • Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения.
  • Развитие интереса к жизни и творчеству писателей и поэтов Республики Калмыкия.
  • Привитие учащимся любви к родной литературе; формирование их художественного вкуса.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание у молодого поколения патриотического качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие города.
  • Учить ребят эстетически переживать прочитанное.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружка "Литературное краеведение"»

Авторская программа

кружка «Литературное краеведение»



Пояснительная записка.


Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду произведения, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест воспетых писателем, вызывает обострённое чувство красоты природы.

Кружок «Литературное краеведение» объединяет учащихся 8-9 классов, которые проявляют интерес к изучению своего родного края. В методике изучения кружковых занятий сочетаются как коллективные работы учителя со своей группой кружковцев, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.

Используются разнообразные формы работы кружка:

  • Лекционные (обзорные лекции, беседы).

  • Семинарские.

  • Экспедиционные (сбор материалов).

  • Научно – исследовательские (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка рефератов).

  • Индивидуально – групповые.

Методы:

  • Словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов).

  • Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций).

  • Практические методы (работа над рефератом).

  • Объяснительно – иллюстративные (выступления на конкурсах).

  • Частично – поисковые методы (работа в библиотеках города, в интернет залах).

  • Исследовательские методы (самостоятельная творческая работа ученика).

Практическая направленность реализуется за счёт введения в каждую тему практических занятий:

  • Экскурсии.

  • Встречи.

  • Описания.

  • Разработки и защиты текстов.

  • Презентации.

  • Показ видеофильмов.


Цели кружка:

  1. Создание условий для формирования реальных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах Калмыкии.

  2. Формирование представления об основных тенденциях развития литературного процесса; помочь учащимся увидеть объёмную картину литературной жизни Калмыкии.

  3. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитания общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения.

Задачи кружка:

  1. Образовательные:

  • Способствовать овладению учащимися русской литературной культуры.

  • Обучать навыкам литературного мастерства.

  • Сформировать систему знаний, умений, навыков по литературному краеведению.

  1. Развивающие:

  • Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей.

  • Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения.

  • Развитие интереса к жизни и творчеству писателей и поэтов Республики Калмыкия.

  • Привитие учащимся любви к родной литературе; формирование их художественного вкуса.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание у молодого поколения патриотического качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие города.

  • Учить ребят эстетически переживать прочитанное.

Предполагаемый результат:

  • Участие в конференции НОУ «Малая академия».

  • Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

  • Участие в конференции исследовательских краеведческих работ «Бичкн Торскм».

  • Помощь школьному музею в оснащении раздела истории культуры родного края.

Знание истории родного края является неотъемлемой частью формирования полноценной личности и гражданина занимает важное место в воспитательной работе нашей школы. Над этой проблемой мы работаем уже много лет. Одной из важнейших сторон краеведения является ознакомление с литературным наследием нашего города.

Обращение фактам культуры нашего города на занятиях литературного краеведения вызывает у учащихся по началу удивление, а затем радость открытия. А в конечном итоге – любовь к своему городу, гордость за свою страну.

Материалы, собранные в ходе работы кружка могут в последствии быть использованы и другими учителями нашей школы, поскольку они осознают, что сегодня нельзя учить детей не обращаясь к региональному материалу, не извлекая из него всё лучшее, не формируя бережного отношения к национально – культурным ценностям.



Учебно – тематический план кружка «Литературное краеведение»

Программа кружка (содержание)

  1. Роль и место литературы в жизни народа.

Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью.

  1. Писатели и другие деятели культуры и наш край.

Пребывание писателей, художников, композиторов в нашем городе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Потомки писателей.

Практическое занятие: Знакомство с литературно – памятными местами города. Составление картотеки писателей и других деятелей культуры.

  1. Наш город в художественной литературе.

Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы.

Практическое занятие: чтение художественных произведений, связанных с местным краем.

  1. Современная литературная жизнь нашего города.

Литературные объединения, кружки. «Литературные страницы» в местных газетах. Местные литературные музеи, их деятельность.

Практическое занятие: Встречи с местными писателями. Проведение конференций. Составление презентаций.

  1. Навыки литературно – краеведческой деятельности.

Поисково – исследовательская работа, запись воспоминай. Умение работать с книгой, в библиотеках города; конспектировать описание собранного материала, написание работы. Анализ собранного материала. Умение выразительно читать по памяти материал.

Практическое занятие: запись материала со слов рассказчика. Работать над рефератом.

Тематический план

Тема

Всего

Теоретические

занятия

Практика в классе

Практика на на местности

1

Роль и место литературы в

жизни народа

2

2

-

-

2

Писатели и другие

деятели культуры и наш

край.

8

4

2

2

3

Наш город в художественной

литературе.

8

3

3

2

4

Современная литературная

жизнь нашего города.

10

4

3

3

5

Литературные музеи.

Их роль в собрании, охране и

изучении культурного

наследия.

8

2

3

3

6

Навыки литературно

- краеведческой деятельности.

36

6

15

15


Итого:

72

21

26

25


Предлагаемый тематический план работы кружка рассчитан на 4 года занятий с учащимися 8 – 9 классов. В кружок принимаются все желающие заниматься литературной и краеведческой работой. Члены кружка являются и экскурсоводами школьного музея.

Занятия проводятся два раза в неделю (по четвергам и пятницам), 2 часа.

Методическое обеспечение

  1. Организация кабинета литературного краеведения.

Содержание

1

Книги, статьи по литературному краеведению

2

Карты, справочная литература о родном крае

3

Фотографии и рисунки

4

Презентации

5

Портреты писателей, поэтов нашего города

6

Методическая литература


  1. Формы работы с учащимися.

Содержание

Классы

Сроки

1

Уроки литературного краеведения.

5-11

См. программу

«Литературное

краеведение»

2

Работы кружка краеведческой направленности.

8-9

2 раза в неделю

3

Литературно – краеведческие вечера.

9-11

Раз в полгода

4

Конференция по книгам местных авторов.

9-11

Раз в год

5

Встречи с писательской интеллигенцией.

8-11

Раз в полгода

6

Книжные выставки.

4-11

Каждую четверть в библиотеке

7

Исследования (проектная деятельность).

8-9

(конкурсы)

Февраль, март, апрель






Тематическое планирование


Раздел

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

Дата

1

Роль и место литературы в

жизни народа.

1.Вводное занятие.

Литература как

отражение жизни

народа. Понятие об

истории литературы.

2. Связь литературы с

общественной жизнью Калмыкии.

2

Лекционный

обзор,

беседа



2

Писатели и другие деятели

культуры и наш край.

1.Калмыкия литературная. Экскурсия в музей имени Н. Очирова.

2.Д. Кугультинов.

3.М. Хонинов

4. С. Каляев

5. А. Балакаев

6. В.Шуграева

7.Р. Ханинова

8. Э.Эльдышев

8


Знакомство с литературно – памятными

местами города

(экскурсии).

Составление

картотеки.


3

Наш город в художественной литературе.

8


Чтение

Художественных

произведений,

связанных с

местным краем.


4

Современная литературная

Жизнь Калмыкии.

10


Встреча с

местными

писателями.

Проведение конференций. Составление презентаций.


5

Литературные музеи.

8


Экскурсии в музеи города.


6

Навыки литературно –

краеведческой деятельности.

30+2

Запись материалов

со слов рассказчика.

Работа над

рефератом.




2 часа – экскурсионные поездки по городу и окрестностям