Утверждаю
Директор МКУДО «ЦВР»
________________Л.А.Жулина
«___»______________2016г.
Авторская программа объединения
«Вокальный ансамбль»
педагога дополнительного образования
подросткового клуба «Юпитер»
Ярославцевой Татьяны Петровны
Реализация программы рассчитана на 3года
Пояснительная записка
Музыка обладает наибольшей из всех видов искусств силой эмоционального воздействия на человека, поэтому так велика её роль в формировании эмоционального строя ребёнка. Человеческий голос можно назвать самым живым, неповторимым и интересным среди всех музыкальных инструментов.
-Живой, потому что он является частью нас самих. Пение – самое первое естественное отражение нашего внутреннего состояния, настроения, самочувствия.
-Неповторимый, потому что нет двух абсолютно одинаковых по тембру, диапазону, силе звучания голосов. Если мы видим выходящего на сцену незнакомого скрипача или пианиста, то мы всё равно представляем окраску звучания инструмента, который предстоит услышать. Если же на сцене появляется новый певец, то его голос до начала исполнения для нас остаётся полной загадкой.
-Интересный, потому что возможности звучания голоса солиста и вокального ансамбля многогранны, разнообразны и всегда являются моментами живого, непосредственного общения певцов со слушателями, поэтому так велика сила воздействия пения.
Недаром вокальная деятельность в настоящий момент является одной из наиболее актуальных и востребованных направлений работы с детьми. Но для того, чтобы петь красиво, радуя слушателей, нужно иметь кроме музыкального слуха и голоса, музыкальную культуру, вокальные навыки и, конечно же, артистизм. Поэтому главной задачей своей вокальной работы считаю привить детям музыкальную культуру в работе со звуком, формирование вокальных навыков, формирование музыкального вкуса, развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка и способности продуктивно работать в коллективе.
Цель программы: формирование музыкального вкуса детей, развитие природных вокальных данных.
Данная программа является модифицированной. Она разработана на основе изученного и практически апробированного опыта выдающихся деятелей культуры в области вокала: В.Соколова, О. Стуловой, А.Н.Стрельниковой, А.Г.Менабени, Н.Б.Гонтаренко. Одним из основных постулатов в вокальной работе с детьми данные авторы считают бережную и профессионально грамотную работу с детским голосом, обязательно учитывающую возрастные и индивидуальные голосовые возможности каждого ребёнка. Поэтому работа над развитием вокальных данных детей должна быть индивидуализирована, даже в работе с вокальным ансамблем групповые занятия должны чередоваться с индивидуальными. Тем не менее существует ряд задач, выполнение которых является необходимым условием достижения поставленной цели программы.
Задачи программы:
1.Научить правильному звукоизвлечению, которое является необходимым условием формирования красивого певческого голоса (пение на опоре)
2.Развитие чёткой, ясной артикуляции, дикции, владения разными видами голосоведения ,необходимыми при исполнении песен.
3.Приучить детей к кропотливой работе над произведением, как технической, так и образно – эмоциональной. Добиваться качества исполнения и донесения замысла произведения до слушателей.
4.Выработка умения держаться на сцене, двигаться, работать с микрофоном.
5.Одна из главных задач, чтобы процесс вокальной работы доставлял удовольствие ребёнку. Для этого необходимо подбирать репертуар, исходя из взаимных предложений и учитывая вокальные возможности ребёнка на данный момент.
6.Формирование музыкального вкуса детей.
7.Развитие в ансамбле чувства коллективизма и ответственности каждого за общий результат.
Объект программы:
Программа объединения рассчитана на детей, как младшего, среднего, так и старшего школьного возраста, посещающих объединение «вокальный ансамбль» подросткового клуба «Юпитер» центра дополнительного образования
Срок реализации данной программы – 3года. На каждом из этапов ставятся все задачи, выдвинутые в программе, но на разном уровне сложности. Постановка в учебном плане разных лет схожих задач даёт возможность корректировать состав ансамблей по уровню вокального развития детей.
Формы занятий: групповая (ансамбли) два раза в неделю по два часа и индивидуальная (солисты) раз в неделю по графику в старшей группе.
Требования к уровню подготовки:
К концу обучения в вокальной студии у обучающихся должны быть:
-Расширены жизненно - музыкальные впечатления в процессе общения с вокальной музыкой разных стилей, национальных и композиторских школ;
- Сформировано умение эмоционально откликаться на музыкальное произведение; развит музыкальный вкус; умение давать личностную оценку музыке.
-Сформирована и развита потребность общения с музыкой, искусством в целом.
-Сформированы и развиты основные вокальные навыки .
К основным вокальным навыкам, которыми должен овладеть в той степени, которую подразумевает год обучения ребёнка, можно отнести:
- Правильное звукоизвлечение - пение на «опоре», на дыхании.
-Чистота интонации, ритмическая чёткость в исполнении.
-Чёткая артикуляция и дикция.
- Знание и применение разных видов звуковедения.
-Слуховой контроль (включая ансамбль в партии)
-Осмысленная фразировка.
-Работа с минусовыми фонограммами и микрофоном.
-Артистизм в передаче образов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
В основном вокальная работа строится на двух формах работы: групповой (ансамбль) и индивидуальной (соло) Эти две формы вокальной работы являются взаимодополняющими. При индивидуальной форме работы наиболее ясно видны все положительные и отрицательные стороны вокалиста на данный момент, (а у каждого ребёнка они сугубо индивидуальны), есть возможность эффективно развивать положительные моменты и бороться с негативными, акцентируя постоянно на них внимание в работе (носовой звук, дикционные пробелы буквы «Р» «Ч», вялое дыхание, преобладание жёсткой или придыхательной атаки звука ,грязная интонация и др.) Групповая (ансамблевая) форма вокальной работы помогает развить у детей гармонический слух, вырабатывает навык пения на цепном дыхании, развивает чувство коллективизма, поддерживает тонус в работе, развивает чувство ответственности каждого за общий результат.
В занятиях теоретическая и практическая формы находятся в тесной взаимосвязи. Вокальные правила сразу же начинают закрепляться в форме практической выработки того или иного навыка. На начальном этапе (в первый год обучения) теория занимает достаточно большой объём от общего времени занятий. В последующие годы всё больше преобладает практика. Особенность вокальной работы заключается в том, что каждый из необходимых для пения навыков вырабатывается не сиюминутно, а очень медленно и постепенно (причём у каждого ребёнка выработка одного и того же навыка занимает разные временные промежутки). Поэтому очень сложно заранее определить, какое время потребуется для освоения того или иного вокального навыка, особенно в группе детей с разными начальными вокальными данными и уровнем их развития. В такой работе необходимо использовать разные методы работы, подбирая наиболее приемлемые в каждый данный момент.
Основными методами и приёмами в моей работе являются:
- от простого к сложному путём постоянного закрепления уже полученных вокальных навыков на пройденном более лёгком и новом более сложном музыкальном материале.
- метод наглядности: сравнение путём показа правильного и неправильного вариантов исполнения одного и того же музыкального элемента.
-использование игровых моментов (особенно в работе с младшими школьниками) для того, чтобы проще было объяснить достаточно сложные моменты и понятия (например, использование в дыхательной гимнастике упражнений – игр «Кошечки», «Здравствуй! Я любимый», «Гармошка» и т.д.).
- метод пластического интонирования, где рука является как бы зеркалом голоса и её движение помогает создать необходимое звуковедение, показать направление движения мелодии, сделать большой скачок и т.д.
- опора в работе ансамбля на детей более продвинутых в вокальном отношении, не акцентируя этого для самих детей (например: «чисто» интонирующих поставить между интонирующими слабо, для повышения слуховой ориентации таких детей в группе поющих и т.д.)
-чередование форм работы с сочетанием: теории и практики, пассива и актива, логичестого и образного мышления во избежание переутомления и сохранения тонуса в работе.
Методическое обеспечение:
В отборе методов и приёмов вокальной работы я опираюсь на уже опробованные методики известных специалистов в данном направлении таких как: А.Н. Стрельникова «дыхательная гимнастика»; О.Стулова «Основы вокально - хоровой работы»; В. Соколов «Школа хорового пения»; А.Г. Менабени «методика обучения сольному пению»; Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение» и др.
Дидактический материал, техническое оснащение:
Программа реализуется в помещении школы, которое имеет допустимый уровень освещения, влажности, тепла.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр с микрофонами, компьютер, видеозаписи конкурсных и концертных выступлений. В вокальной работе используются и авторские плюсовые и минусовые фонограммы. Кроме написания фонограмм к дополнительным видам деятельности относятся совмещение работы вокалиста - руководителя и концертмейстера, а так же помощь участникам ансамбля в создании сценических костюмов к выступлениям.
Формы подведения итогов:
Основными формами подведения итогов на каждом из этапов вокальной работы остаются: аттестация в конце учебного года, а так же концертные и конкурсные выступления, в которых наиболее отчётливо видны как позитивные сдвиги, так и недостатки в исполнении и сценическом поведении, как ансамблей, так и солистов.
Но далеко не все произведения выставляются на концерты и конкурсы. Некоторые песни изначально берутся с расчетом на развитие того или иного вокального навыка, а не как концертный номер. Отработка таких песен и попевок носит прикладной «технический» характер. Именно по качеству их звучания можно судить об овладении ребёнком тех или иных вокальных н Развитие личностных качеств можно особенно чётко проследить по уровню развития взаимоотношений каждого учащегося вокального ансамбля в коллективе. Основные качества личности, которые формируются у обучающихся в процессе работы в вокальном ансамбле – это:
-Чувство коллективизма, ответственности за общий результат работы;
- Доброжелательность в общении с участниками ансамбля и преподавателем;
-Взаимопонимание, умение выслушать мнение другого участника ансамбля, а не навязывать своё мнение всем;
-Уважение личности другого человека, исключение в общении оскорбительных высказываний в адрес других участников ансамбля;
-Готовность прийти на помощь, поддержать друг друга.
Только при наличии или планомерном развитии данных качеств можно надеяться на продуктивную и результативную работу ребёнка в вокальном ансамбле не один год.
Содержание дополнительной образовательной программы:
1.Вводные занятия.
-Организационное мероприяпие .
1год: Знакомство с детьми, детей друг с другом Организационные вопросы: разъяснения формы работы, порядка работы, необходимых действий со стороны детей, составление расписания занятий. (теория)
2год: Знакомство детей друг с другом при частичной смене состава. Организационные вопросы: уточнение целей занятий, текущих задач по реализации данных целей, порядка, формы работы; составление расписания занятий. (теория)
3год: Организационные вопросы: уточнение порядка, формы работы, целей, путей их достижения; составление расписания занятий. (теория)
- Прослушивание. Прослушивание каждого ребёнка проводится в начале
каждого года обучения, тем самым выявляется уровень вокальлного развития на данный момент, фиксируется индивидуальные особенности тембра, диапазона, силы звучания, возрастные изменения, намечается направление работы над развитием вокальных данных в текущем учебном году. Попутно несколькими вопросами выявляется уровень общего музыкального развития на данный момент для вновь прибывших . Разъяснение плана дальнейших занятий.
(теория и практика)
Разъяснение техники безопасности.
Два раза в год на каждом году обучения учащиеся проходят ознакомление с инструкцией по противопожарной безопасности; охране голосового аппарата( разъяснение или закрепление норм и правил, которые необходимо соблюдать при вокальной работе для сохранения голосового аппарата в здоровом состоянии) (теория)
2.Постановка голоса.
-Правильное певческое дыхание.
1год: раскрытие роли правильного певческого дыхания для выработки красивого пения. Упражнения, разработанные А.Н. Стрельниковой для выработки певческого дыхания (теория и практика)
2год: повторение роли правильного певческого дыхания для выработки красивого пения, закрепление навыка в упражнениях (по комплексу А.Н. Стрельниковой) (практика)
3год: закрепление навыка правильного певческого дыхания в упражнениях (по комплексу А.Н. Стрельниковой) (практика)
-Разные типы атаки звука.
1год: Разъяснение понятия «атака звука», её типов. Разъяснение необходимости правильного звукоизвлечения, показ правильного и неправильного вариантов. Упражнения на активизацию вдоха - «свечки», «кошечка» и др. (теория и практика)
2год: Понятие опертого звука. Работа в упражнениях над выработкой мягкой атаки звука (теория и практика)
3год: Разные типы атаки звука (твёрдая, мягкая, придыхательная) и возможности использования каждой из них в дальнейшей работе. Упражнения на выработку нужного типа атаки звука по плану работы (теория и практика)
-Роль гласных и согласных при пении .
1год: Роль гласных (распевание) и согласных (чёткий и короткий проговор) при пении. Роль хорошей артикуляции и дикции при пении (возможность выхода звука наружу при хорошем открывании рта, внятное произнесение слов). Отработка в распевании «уж как шла лиса»
2год: Закрепление «скок, скок»-средние», старшие - по выбору.) (теория и практика)
3.Артикуляция и дикция.
-Упражнения, подготавливающие звукоизвлечение. Роль диафрагмы для формирования правильного звукоизвлечения. Установочные упражнения (на одном звуке 2коротких и один длинный на гласной «У» по П.Огородникову) (теория и практика)
-Звуки на губах, языке. Подчёркнуто чёткое произнесение согласных в дикционных упражнениях на разные буквы на губах и на языке, а так же смешанные: «бык тупогуб» , «от топота копыт», «бобр добр до бобра» и др.
(теория и практика)
-Буква «р» в упражнениях. Особое положение буквы «р» в ряду других согласных, значение, особенности произнесения. Отработка в упражнениях («пара барабанов», «бобр добр до бобра», «Кража» и др.)
(теория и практика)
-Шипящие в упражнениях. Отработка в упражнениях краткости шипящих с быстрым переходом в следующий звук «как на пишущей машинке» и др. (теория и практика)
-Произнесение согласных в окончаниях. Обучение навыку «закрывать слова» на согласную букву через дополнительно пропетую гласную. («полё-от», «Идё- от» и т.д.) Обучение навыку соединения двух согласных и разделения двух гласных на границе между словами (теория и практика)
4.Различные виды звуковедения.
- Приёмы «legato», «non legato», «staccato».Объяснить три основных вида звуковедения : поступенное, скачками и на одном звуке, и три основных приёма звуковедения: «legato»– связно, «non legato»- не связно и «staccato»- отрывисто. Добиваться в упражнениях ровности звуковедения в поступенном движении на «legato» и точности интонирования «non legato» и «staccato» в скачках. Фразировка и дикция при пении на одном звуке в упражнениях «барашеньки, крутороженьки» и др. (теория и практика)
- Смешанное звуковедение. Упражнения на соединение разных видов звуковедения попарно, всех трёх в упражнениях (теория и практика)
5. Работа над произведениями.
-Прослушивание и выявление характерных особенностей , предполагаемых трудностей. Прослушивание всего произведения от начала до конца для получения общего представления о характере музыки, смысле слов, основных возможных трудностей при разучивании. Данный разбор проводится совместно со всеми участниками ансамбля (теория)
-Разучивание мелодии и текста. Разучивание мелодии и слов проходит или одновременно по фразам в сопровождении фортепиано, или (особо трудные места) на слоги «лё», «па», а уже потом соединяются с текстом (практика)
-Работа над произведением по фразам. Устранение путём отдельной отработки возникающих в процессе работы дикционных, интонационных и других трудностей. Отработка ясной артикуляции, дикции, работа над динамикой, развитием внутри фразы (теория и практика)
6.Ансамбль
-Работа над чистотой интонации в унисон. Данное направление работы является одним из важнейших, базовых навыков, без развития которого невозможно представить хорошее пение. «Грязная» интонация практически перечёркивает любые положительные наработки в других направлениях. Поэтому, работа над чистотой интонации в унисон (а затем и в двух, трёхголосии) ведётся практически постоянно как в упражнениях распевания, так и в работе над произведениями (теория и практика)
-Работа над красивым звуковедением заключается в выработке навыка пения естественным полётным звуком всех трёх видов звуковедения всеми участниками ансамбля, без динамического выделения отдельных голосов из ансамбля (теория и практика)
- Единая фразировка. Создание ясного, выверенного всеми участниками ансамбля образа . Работа над образом путём выстраивания фразировки, акцентов, выявления кульминации в развитии произведения на основе музыкально - текстовой логики (теория и практика)
-Развитие умения слышать себя и соседа, а так же гармонического слуха, работа над 2х, 3х голосием Разъяснение необходимости постоянного слухового контроля во время работы над ансамблем (ни один голос не должен выделяться из общего звучания). Развитие внутреннего слуха путём «пропевания про себя» части фразы, пение куплета «по цепочке» всеми участниками ансамбля. Выработка данных навыков ведётся на протяжении всех лет обучения в упражнениях и в процессе работы над произведениями с постепенным усложнением задач (теория и практика)
7. Работа с микрофонами, подготовка к концертному выступлению
-Правила пения с микрофоном. Объяснение правил работы с микрофоном, закрепление их на практике. Наработка опыта сольного пения с микрофоном
(индивидуальная работа) и ансамблевого пения на один микрофон (групповая работа) при условии того, что произведение уже практически выучено (теория и практика)
-Создание сценического образа с использованием: движений рук, корпуса мимики, возможно танцевальных движений (со второго года обучения) при необходимости в пределах целесообразности, удобства и посильной сложности для каждой возрастной группы (практика)
8. Концертная деятельность.
-Предконцертная подготовка номеров. Организация совместных репетиций – прогонов для того, чтобы все участники смогли привыкнуть к работе на публику. Это способствует формированию позитивного отношения участников ансамбля друг к другу, руководителю и окружающим, преодолению возможного у некоторых детей чувства боязни сцены, развитие чувства дружбы и взаимопомощи между участниками ансамбля, а так же является своеобразным промежуточным контролем в работе. Очень эффективной формой предконцертной подготовки практически готового произведения является запись на видео с последующим разбором положительных и отрицательных моментов исполнения. Это же относится к разбору концертных и конкурсных выступлений (практика)
-Участие в школьных концертах, праздниках, отчетных, тематических вечерах
-Выступления на районных и городских мероприятиях включают в себя участие в концертах и конкурсах лучших номеров, которые так же являются показателем результативности вокальной работы и своеобразным стимулом к дальнейшему совершенствованию исполнительских навыков. (практика)
9. Воспитательная работа.
-Развитие коллективизма включает в себя выработку позитивного настроя участников ансамбля друг к другу, развитие ответственности каждого за общий результат, стремление к эмоционально окрашенному осознанному исполнению (теория и практика)
-Беседы. Темы воспитательных бесед возникают в процессе работы для преодоления возникающих трудностей поведенческого характера, ведутся как в целом с ансамблем, так и с отдельными участниками (теория)
Так же проводятся беседы патриотической тематики. Развитие чувства патриотизма ведётся и за счёт включения в репертуар соответствующих произведений (теория и практика)
Проводятся беседы для расширения общего музыкального кругозора, знакомство с разными вокальными жанрами и выдающимися произведениям и исполнителями в данных направлениях. Периодически предлагается детям самим приготовить небольшое сообщение по заинтересовавшей их теме.
-Совместные посещения концертов с участием певцов - вокалистов и ансамблей с последующим обсуждением вырабатывает критическое мышление и развивает вокальный вкус, а так же способствует развитию коллективизма и взаимопонимания (практика).
Учебно - тематический план первого года обучения:
№ | Раздел | Название темы | Кол-во Часов теории | Кол-во Часов практики | Всего часов по разделу |
1 | Вводные занятия | -Организационное мероприятие -Знакомство с детьми, прослушивание. -Разъяснение техники безопасности | 1 1 1 | 2 | 1 3 1 |
2 | Постановка голоса | -Правильное певческое дыхание. -Разные типы атаки звука. -Роль гласных и согласных в процессе звукообразования и пения. | 1 1 1 | 4 2 2 | 5 3 3 |
3 | Артикуляция, дикция. | -Упражнения, подготавливающие звукоизвлечение. -Звуки на губах (б, п…), упражнения - Звуки на языке ( д, т…), упражнения. - Буква «р» в упражнениях -Шипящие в упражнениях -Произнесение согласной в окончаниях. | 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 3 |
4 | Разные виды звуковедения | -Плавное, поступенное legato в упражнениях -скачками и поступенное non legato, staccato -Смешанное (соединение 2х видов в разном сочетании) | 1 1 1 | 4 4 4 | 5 5 5 |
5 | Работа над произведениями | -Прослушивание и выявление характерных особенностей, предполагаемых трудностей. -Разучивание мелодии, текста. -Работа по каждой фразе над: звуковедением, Артикуляцией, дикцией, динамикой, внутренним развитием и т.д. | 3 4 | 14 18 | 3 14 22 |
6 | Ансамбль | -Работа над чистотой интонации в унисон. -Работа над красивым звуковедением в унисон. -Единая фразировка. -Создание ясного, выверенного образа всеми участниками ансамбля, как единого целого. -Развитие умения слышать себя и соседа. -Проба 2х, 3х- голосных эпизодов внутри произведения и в упражнениях - Развитие гармонического слуха в работе над 2х, 3х голосьем -развитие коллективизма, позитивного настроя , ответственности каждого за общий результат. | 1 1 1 2 1 1 1 1 | 4 4 4 4 4 4 4 | 5 5 5 6 5 5 5 1 |
7 | Концертная деятельность | -Участие в мероприятиях клуба. -Выступления на районных и городских мероприятиях. | | 10 4 | 10 4 |
8 | Воспитательная работа | - Беседы -Совместные посещения концертов. | 2 | 3 | 2 3 |
| | Всего: | 33 | 111 | 144 |
Учебно - тематический план второго года обучения:
№ | Раздел | Название темы | Кол-во Часов теории | Кол-во Часов практики | Всего часов по разделу |
1 | Вводные занятия | -Организационное мероприятие - Прослушивание, деление на партии -Разъяснение техники безопасности | 2 2 | 2 | 2 2 2 |
2 | Постановка голоса | -Правильное певческое дыхание в упражнениях - Понятие «опёртого» звука при пении; упражнения, подготавливающие звукоизвлечение. | 2 | 6 4 | 6 6 |
3 | Артикуляция, дикция. | -Артикуляционные упражнения -Звуки на губах (б, п, м ), выравнивание звонких и глухих упражнениях - Звуки на языке ( д, т,л), выравнивание звонких и глухих в упражнениях. - Буква «р» в упражнениях -Шипящие в упражнениях -Произнесение согласной в окончаниях. | | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 |
4 | Разные виды звуковедения в унисон и двухголосно | -Плавное, поступенное legato в упражнениях в унисон и в терцию - non legato в поступенном движении и скачками -staccato-отработка в упражнениях -Смешанное (соединение 3х видов в разном сочетании в упражнениях) | | 4 2 2
4 | 4 2 2 4 |
5 | Работа над произведениями | -Прослушивание и выявление характерных особенностей, предполагаемых трудностей. -Разучивание мелодии, текста. -Работа по партиям в многоголосии, соединение по 2 голоса. -Работа по каждой фразе над: звуковедением, артикуляцией, дикцией, динамикой, внутренним развитием и т.д. | 6 | 10
10
6 | 6 10 10 6 |
6 | Ансамбль | -Работа над чистотой интонации в унисон и в двухголосии (умение слышать свою и соседнюю партии) -Работа над красивым звуковедением . -Работа над ансамблем в двухголосии - Развитие гармонического слуха в работе над 2х, 3х голосьем -Единая фразировка. -Создание ясного, выверенного образа всеми участниками ансамбля, как единого целого. | | 4
6
4
6
4
6 | 4 6 4 6 4 6 |
7 | Работа с микрофоном | -Правила пения с микрофоном, практика. - Разучивание сольных песен (с микрофоном) с ансамблевыми вставками (без микрофона) - Отработка ансамблевых песен на один микрофон. | 4 | 2
4
4 | 6 4 4 |
8 | Концертная деятельность | -Выступления на районных и городских мероприятиях. | | 12 | 12 |
9 | Воспитательная работа | -Развитие коллективизма, позитивного настроя, ответственности каждого за общий результат. - Беседы -Совместные посещения концертов. | 4
4 | 6 | 4 4 6 |
| | Всего: | 24 | 120 | 144 |
Учебно - тематический план третьего года обучения:
№ | Раздел | Название темы | Кол-во Часов теории | Кол-во Часов практики | Всего часов по разделу |
1 | Вводные занятия | -Организационное мероприятие - Прослушивание, деление на партии (I и II сопрано,альты) -Повторение техники пожарной безопасности, охраны голосового аппарата. | 1 2 | 3 | 1 3 2 |
2 | Постановка голоса | -Правильное певческое дыхание в упражнениях -Разные типы атаки звука (твёрдая, мягкая, придыхательная) | 2 | 4 4 | 4 6 |
3 | Артикуляция, дикция. | -Артикуляционные упражнения -Звуки на губах (б, п, м ), выравнивание звонких и глухих упражнениях - Звуки на языке ( д, т,л), выравнивание звонких и глухих в упражнениях. - Буква «р» в упражнениях -Шипящие в упражнениях -Произнесение согласной в окончаниях. | | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 |
4 | Разные виды звуковедения в унисон и двухголосно | - legato в упражнениях в унисон, в терцию в поступенном движении и в мелодии со скачками - non legato в поступенном движении и скачками в двухголосных упражнениях. -staccato-отработка в упражнениях в унисон и двухголосно -Смешанное (соединение 3х видов в разном сочетании в упражнениях) | | 4 4 4
4 | 4 4 4 4 |
5 | Работа над произведениями | -Прослушивание и выявление характерных особенностей, предполагаемых трудностей. -Разучивание мелодии, текста. -Работа по партиям в многоголосии, соединение по 2 голоса. -Работа по каждой фразе над: звуковедением, артикуляцией, дикцией, динамикой, внутренним развитием и т.д. | 6 | 8 8
8 | 6 8 8 8 |
6 | Ансамбль | -Работа над чистотой интонации в унисон и в двухголосии, трёхголосии (умение слышать свою и соседнюю партии) -Работа над красивым звуковедением . -Работа над ансамблем в двухголосии - Развитие гармонического слуха в работе над 2х, 3х голосьем -Единая фразировка. -Создание ясного, выверенного образа всеми участниками ансамбля, как единого целого. | | 4
4 4 4 4
4 | 4 4 4 4 4 4 |
7 | Работа с микрофоном
| - Разучивание сольных песен (с микрофоном) с ансамблевыми вставками (без микрофона) - Отработка ансамблевых песен на один микрофон. | | 4
6 | 4 6 |
8 | Создание номеров со сценическими движениями | -Сценические движения, как дополнительное средство раскрытия образа. - Работа над песнями со сценическими движениями | 2 |
10 | 2
10 |
8 | Концертная деятельность | -Выступления на школьных, районных и городских мероприятиях. | | 14 | 14 |
9 | Воспитательная работа | -Развитие коллективизма, позитивного настроя, ответственности каждого за общий результат. - Беседы -Совместные посещения концертов. | 2
4 | 4 | 2 4 4 |
| | Всего: | 20 | 124 | 144 |
Список литературы:
Литература, использованная педагогом:
1) А.Н. Стрельникова «дыхательная гимнастика»,
2) О.Стулова «Основы вокально-хоровой работы»,
3) В. Соколов «Школа хорового пения»,
4) А.Г. Менабени «методика обучения сольному пению».
5) А.Н.Гонтаренко «Сольное пение»
6) Коломейцева Е. И.« Методика работы с детским хором» реферат
Рекомендовано детям:
Подготовка сообщений о жанрах вокальной музыки, певцах, коллективах, детских композиторах с использованием самостоятельного поиска в сети интернет.