СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Путь к творчеству"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель программы: научить правильно, точно и логично  воспроизводить прочитанный текст, анализировать текст, а также выражать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Путь к творчеству"»




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Путь к творчеству»

(название программы)






______________7-10__лет____________

адресат программы (возраст участников программы)


___3 года______________

срок реализации программы






Петрова Елена Игоревна,

учитель начальных классов___

ФИО, должность разработчика программы












___г. Окуловка 2018_______


«Путь к творчеству» Пояснительная записка


Развитие письменной речи – важнейшая задача обучения родному языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы дети свободно и правильно выражали свои мысли в устной и письменной форме. Все речевые умения между собой связаны.


В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие:

-умения получать информацию для высказывания;

-умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план и передавать его содержание в устной и письменной форме;

-умения правильно строить текст, формулировать вводную и заключительную части текста;

-использовать языковые средства.


Изложения и сочинения

являются традиционными видами работы по развитию связной речи учащихся.


Изложение и сочинение как виды работы по развитию связной речи представляют собой два взаимосвязанных речемыслительных процесса:

1) восприятие первичного текста и его воспроизведение (изложение);

2) самостоятельная письменная работа как средство самовыражения личности школьника (сочинение).


Изложение

как вид письменного упражнения в развитии связной речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста –

-используется для обучения логике и композиции создаваемого текста по образцу;

-для обогащения словаря;

-для обучения типам речи – повествованию, описанию и рассуждению;

-стилям речи – художественному, публицистическому, научному;

-для обучения жанрам речи – басне, рассказу и др.;

-для использования в создаваемом по образцу тексте изучаемых языковых средств.


Сочинение

– самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений; упражнение в развитии связной речи, в построении текста.

Сочинение является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.

Цель занятий :


-научить школьников правильно, точно, логично, образно воспроизводить прочитанный текст,

- анализировать текст, а также выражать свои мысли в самостоятельных текстах в зависимости от речевой ситуации.


Речевые задачи, : -дают четкую установку на вид работы; -требуют от учащихся самостоятельности в отборе языковых средств в соответствии с целями речевого оформления; -позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств, выбора варианта использования языковых средств в создаваемом тексте; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и др.).


Формы контроля:

Для определения результативности образовательного процесса применяются входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.

Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).

Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи «контрольных заданий», составленных в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.

Итоговый: Выставка детских творческих работ, в которой принимают участие все кружковцы. Она позволяет не только оценить знания, умения учащихся, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов, на 3 года обучения.

На реализацию курса отводится 72 часа в год ( 2 часа в неделю)

С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В 1 год обучения у детей формируются начальные знания, умения и навыки: анализировать текст, определять тему и основную мысль текста, определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте, излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения.

На 2-м году обучения продолжается работа по закреплению полученных знаний умений и навыков. Дети учатся: логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения, передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями), определять тему сочинения, его основную мысль, отбирать и систематизировать материал.

На 3-м году обучения продолжается работа по закреплению полученных знаний умений и навыков. Дети учатся: определять стиль и тип речи, передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями), составлять простой и сложный план текста сочинения; совершенствовать написанный текст сочинения.




Содержание программы


Тема 1.Текст: тема, основная мысль, признаки текста

Озаглавливание частей и целого текста.

Связь между частями текста с помощью слов «вдруг, однажды, до, потом…»

Средства связности (повтор, синонимы, союзы, местоимения и др.)

Соответствие заголовка теме и основной мысли.


Тема 2. Стилевая принадлежность текста

Анализ языковых средств текстов разных стилей речи.

Речевая норма


Тема 3. Определенные закономерности и типологические модели построения текстов

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Тема 4.Композиционные схемы текстов разных типов речи .

Подтемы, микротемы текста.

Составление плана текста.


Тема 5. Виды письменных изложений .

-по полноте передачи содержания и языковых средств – полные (подробные), близкие к тексту образца, выборочные и сжатые;

-по типам – повествовательные, описания, рассуждения;

-по стилю – художественные, публицистические, научные;

-с творческими и языковыми заданиями.

Особенности содержания, композиции, языковых средств каждого вида изложения.

Способы подготовки написания различных изложений: анализ текста-образца (содержания, композиции, языковых средств) определенной типологической структуры и стилевой принадлежности; работа над составлением плана на основе учета типологической схемы; отбор языковых и выразительных средств для использования в тексте изложения.

Написание обучающих изложений.


Тема 6. Типы сочинений .

-по характеру материала - на основе личных наблюдений учащихся (по материалам экскурсии), по картинам;

-по типам речи – повествование, описание, рассуждение;

-по жанрам – миниатюра, рассказ, басня, сказка;

-по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему;

-по стилю – художественные, разговорные, публицистические, научные

Написание обучающих сочинений.


Ожидаемые результаты

на 1 год обучения


  • анализировать текст

  • определять тему и основную мысль текста;

  • определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

  • излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

на 2 год обучения


  • логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

  • передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

  • определять тему сочинения, его основную мысль, отбирать и систематизировать материал;

на 3 год обучения


  • определять стиль и тип речи;

  • передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

  • составлять простой и сложный план текста сочинения; совершенствовать написанный текст сочинения.


Литература

    1. Дьячкова Г. Т. Русский язык 2-4 классы сочинения и изложения.

    2. Максимум Н.Н. Сборник текстов для изложений 2-4 классы.

    3. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

    4. Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы. «Русский язык в школе». 2006, № 4.

    5. Методика развития речи на уроках русского языка /Под ред. Т.А.Ладыженской, - М., 1980.

    6. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.

    7. Мурина Л.А. Методика проведения обучающих и контрольных изложений. Подробное изложение. «Русский язык и литература в школе», 2003, № 2.

    8. Мурина Л.А. Методика проведения изложений с дополнительным заданием. «Русский язык и литература в школе», 2003, № 4.