Программа внеурочной деятельности школьников
«Образовательная экспедиция как
результат социального творчества подростков»
Автор: Плотникова Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№5», п.Айхал, РС(Я)
2022г.
Пояснительная записка
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта меняются формы организации образовательной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий. Задача школы – создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, успешной социализации школьников.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе сегодня является включение учащихся в социально-образовательные экспедиции. Данный вид деятельности определяется как личными мотивами школьников, так и социальными, имеющими значимость для других. Социально-образовательные экспедиции являются формой социального творчества учащихся, направленной на достижение воспитательных и образовательных результатов.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Программа экспедиции основана на организации совместной деятельности школьников, педагогов и социальных партнеров в условиях реализации муниципальной «сквозной» программы корпоративного воспитания школьников «АК АЛРОСА: уверенность, перспектива, развитие». Это один из видов поддержки культурно-образовательных инициатив обучающихся образовательных учреждений района, направленный на вовлечение учащихся в реальный социальный контекст,в процесс формирования информационного общества, выявления и поддержки одаренных детей в области информационных технологий.
Цель:
Создание условий для социального творчества (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия) школьников через организацию надпредметного сообщества учащихся в рамках интеграции системы основного и дополнительного образования.
Задачи:
Организация освоения необходимых способов и средств социального проектирования, эффективных командных способов работы;
Повышение интереса учащихся к использованию дистанционных форм обучения и формирование информационной компетентности;
Создание условий для социальной активности молодежи и развития молодежной политики;
Привлечение руководителей градообразующего предприятия поселка к совместной деятельности с целью дальнейшего социального партнерства;
Профессиональная ориентация подрастающего поколения;
Создание продукта совместной деятельности в ходе образовательной экспедиции.
Принципы:
Востребованность и социальная значимость результатов, возможность оценить её эффективность;
Доступность, как возможность организации самостоятельной работы;
Содружества: коллективно-распеределенный характер деятельности, кооперация с «внешними» социальными партнерами;
Участия: участие подростка в создании замысла, тематики экспедиции, включая анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы на ПК, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ как активный пользователь).
Предполагаемый продукт социально-образовательной экспедиции:
Включение старших школьников в социальное проектирование позволит рационально объединить теоретические знания краеведческой, IT-направленности и их практическое применение для решения воспитательных и образовательных задач. Продуктом данного образовательного проекта станет дистанционная олимпиада по истории края на блоге школьной библиотеки, созданная инициативной группой учащихся в сотрудничестве с ведущими социальными партнёрами (администрация поселка, горно-обогатительного комбината акционерной компании «АЛРОСА», геологоразведочная экспедиция, Мирнинское авиапредприятие и др.)
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов
Партнеры: педагоги, родительская общественность, социальные партнёры, представители отдела администрации поселка по молодежной политике.
Формы сотрудничества:
круглый стол
поход
экспедиция
творческий практикум
проектирование
анкетирование
рефлексивный анализ
работа в малых группах
Количество часов:
Общий объем деятельности в образовательной экспедиции – 34 часа. Из них на подготовительный этап отводится 3 часа, на остальных этапах время распределяется участникам экспедиции в зависимости от интенсивности, значимости, оперативности, слаженности работы малых групп.
Этапы проекта:
Социально-образовательная экспедиция состоит из V этапов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида деятельности старшеклассников и направлен на решение своих педагогических задач.
Этапы | Кол-во часов | Действия | Результат (освоенные умения) |
I.Под- готови-тельный | 3ч. | Постановка участниками экспедиции образовательной задачи, определение средств её реализации («снаряжение» экспедиции), разработка схемы маршрута, составление паспорта проекта (Приложение№1) распределение обязанностей. | Сформированы экспедиционные группы; спланирован маршрут; подобрано оборудование; обговорена форма конечного продукта. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Коммуникативные УУД: интеграция в группу, планирование учебного сотрудничества. Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. |
II. Экспеди- ционный | 10 ч. | -Путешествие по маршруту : виртуальном (Интернет) и реальном (поход на производство, встреча с социальными партерами) , -Сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений. | Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Личностные УУД: Умение принимать решения. Регулятивные УУД: фиксация результатов. Коммуникативные УУД: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение вести переговоры. |
III. Исследо- ватель-ский | 10 ч. | -Обработка и систематизация материалов, собранных в образовательной экспедиции. -Составление олимпиады по возрастным группам (для 1-4 5-8, 9-11кл.) | Познавательно- исследовательские умения: оформлять результат продуктного типа; Регулятивные УУД: умение обсуждать и оценивать полученные результаты; умение классифицировать. Коммуникативные УУД: организовать деятельность в группе. |
IV. Практи- ческий | 6 ч. | -Разработка Положения (Приложение № 2) о дистанционной олимпиаде. -Создание шаблона ответной формы и размещение олимпиадына сайте школы. | IT-умения: оформление дизайна ответной формы , умение работать с технологией Google –документами. Познавательные УУД: умение структурировать знание, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
V.Рефлесивный | 5 ч. | Определение каждым участником экспедиции личностной значимости уровня реализации своей образовательной задачи | Рейтинг участников олимпиады, наличие отзывов из ОУ района как показатель эффективности дистанционной формы проведения олимпиады. Личностные УУД: Самооценка деятельности учащегося. |
Список литературы:
Д.В.Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор».
С.А.Федорова «Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС»
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г,Асмолова.
Приложение №1.
Социально-образовательная экспедиция «Романтики неба»
Паспорт проекта
(заполняется участниками экспедиции на I подготовительном этапе)
1.Название проекта |
Социально-образовательная экспедиция по истории края «Романтики неба» |
2.Школа, представляющая проект (полное название) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия) |
3.Куратор (кураторы) проекта |
Фамилия, имя отчество | Должность |
Плотникова Наталья Анатольевна | учитель |
| |
4. Данные куратора для оперативной связи |
Сотовый телефон: 8-ХХХ –ХХХ -ХХ | E-mail: [email protected] |
5.Учащиеся – авторы проекта |
Фамилия, имя | Класс | Возраст |
| | |
6. Организации – партнеры проекта* |
Мирнинское авиапредприятие п.Айхал |
|
7. Сроки реализации проекта |
Начало проекта | Окончание проекта | Общее количество часов на все мероприятия проекта |
| | 34 часа |
8. География проекта (где реализуется) |
Сеть интернет, блог школьной библиотеки http://biblshkola5.blogspot.com/p/blog-page_28.html |
9. Краткая аннотация проекта |
9.1. На решение какой проблемы направлен проект? |
Проект создан в рамках программы корпоративного воспитания АК «АЛРОСА», является сетевым и представляет собой один из видов поддержки культурно-образовательных инициатив обучающихся образовательных учреждений района и направлен на вовлечение учащихся в процесс формирования информационного общества, выявление и поддержку одаренных детей в области информационных технологий. |
9.2. Какова цель проекта? |
Активизация творческого потенциала и совершенствование навыков работы учащихся с применением компьютерных технологий и Интернет-ресурсов; расширение кругозора в области авиации, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края. |
9.3. Каковы основные задачи проекта? |
-Привлечение учащихся к изучению деятельности Мирнинского авиационного предприятия компании «АЛРОСА» на российском и международном рынках воздушных перевозок; -Профессиональная ориентация подрастающего поколения на специальности, связанные с наукой и техникой в области авиации, проектирования, конструирования, производства, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов; -Привлечение руководителей и представителей авиапредприятия п.Айхал к совместной деятельности с целью дальнейшего сотрудничества в рамках профориентационной работы; -Повышение интереса учащихся к использованию дистанционных форм обучения и формирование информационной компетентности. |
9.4. В чем вы видите конечный результат проекта? |
Практическая значимость деятельности Образовательной экспедиции заключается в создании интернет-проекта (дистанционной олимпиады), который станет инструментом в реализации программы корпоративного воспитания АК «АЛРОСА». Проект предоставляет новые образовательные возможности для получения профессионального образования; вовлекает большее количество учащихся в процесс изучения истории родного края с точки зрения доступности и территориальной удаленности; повысит интерес к истории родного края и использованию дистанционных форм обучения. |
9.5. Как результат проекта будет представлен общественности, как будет происходить информирование общественности о проекте? |
Результаты Образовательной экспедиции (ОЭ) будет реализован в рамках Районной декады информатизации. Положение разработано участниками ОЭ совместно с представителями Мирнинского авиационного предприятия и представителями отдела по молодежной политики п.Айхал. Олимпиада будет размещена на блоге школьной библиотеки. |
9.7. Как предполагается осуществлять анализ результатов проекта? |
Анализ результатов проекта подведен в технологии «Google документы» по возрастным номинациям, а также по количеству комментариев, просмотров. |
Приложение№2
ПОЛОЖЕНИЕ
о районной дистанционной олимпиаде «Романтики неба»
для учащихся 2 -11 классов
1. Общие положения
1.1. Районная дистанционная олимпиада по истории Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» «Романтики неба» (далее – Олимпиада) является одним из видов поддержки культурно-образовательных инициатив обучающихся образовательных учреждений района и направлена на вовлечение учащихся в процесс формирования информационного общества, выявление и поддержку одаренных детей в области информационных технологий.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения, статус, цели и задачи Олимпиады, условия участия в ней, порядок определения победителей Олимпиады.
1.3. Организацию и проведение конкурса осуществляет МКОУ «СОШ №5».
2. Цели и задачи
Цель проведения Олимпиады – активизация творческого потенциала и совершенствование навыков работы учащихся с применением компьютерных технологий и Интернет-ресурсов; расширение кругозора в области авиации, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края.
Основными задачами Олимпиады являются:
Привлечение учащихся к изучению деятельности Мирнинского авиационного предприятия (далее МАП) компании «АЛРОСА» на российском и международном рынках воздушных перевозок ;
Профессиональная ориентация подрастающего поколения на специальности, связанные с наукой и техникой в области авиации, проектирования, конструирования, производства, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов;
Привлечение руководителей и представителей авиапредприятия п.Айхал к совместной деятельности с целью дальнейшего сотрудничества в рамках профориентационной работы.
Повышение интереса учащихся к использованию дистанционных форм обучения и формирование информационной компетентности;
3. Условия Олимпиады
Олимпиада проводится для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений.
Победители определяются членами жюри среди 2-11 классов в каждой возрастной группе по номинациям:
«Звёздочка»- 2-4 классы
«Высота» - 5-8 классы
«Млечный путь» - 9-11 классы.
4. Сроки проведения Олимпиады
Олимпиада проходит в дистанционной форме в три этапа:
1 этап - регистрация участников
2 этап - ответить на задания олимпиады на блоге школьной библиотеки «Книжкин дом» по адресу: http://biblshkola5.blogspot.com/
3 этап- подведение итогов
5. Организация Олимпиады
5.1. Для организации и проведения олимпиады формируется оргкомитет в составе представителей Образовательной экспедиции МКОУ «СОШ №5», МАП «АЛРОСА» в п.Айхал , администрации МО «Посёлок Айхал»:
1.ФИО, директор МОУ СОШ№5
2.ФИО., зам.директора по УМР и ИКТ
3….
Функциями оргкомитета являются:
определение условий проведения Олимпиады;
разработка Положения проведения Олимпиады;
организация работы Олимпиады;
подбор заданий Олимпиады и обеспечение ее реализации;
привлечение для работы в жюри независимых экспертов, являющихся специалистами в области авиации, владеющими высоким уровнем компетентности по информационно-коммуникационным технологиям;
рассмотрение конфликтных ситуаций, возникших при проведении Олимпиады;
подведение итогов и награждение победителей;
разработка необходимой документации по организации и проведению Олимпиады, обобщение аналитических материалов жюри по результатам Олимпиады.
5.2.Обязанностью Оргкомитета является создание равных условий для всех участников Олимпиады.
5.4. Для оценки и подведения итогов Олимпиады формируется жюри:
1.ФИО …
2. ФИО…
Основными функциями жюри являются:
подготовка представлений в оргкомитет на награждение;
предоставление в оргкомитет итоговых протоколов работы жюри и аналитических материалов по итогам проведения Олимпиады.
5.5. Жюри Олимпиады несет ответственность за объективность и качество оценки результатов выполнения конкурсных работ.
6. Подведение итогов Олимпиады
Победители определяются Оргкомитетом конкурса не позднее 20 апреля.
Все участники получают сертификаты Олимпиады. Участники - победители Олимпиады награждаются дипломами I,II,III степени. Учителям – руководителям победителей Олимпиады вручаются Благодарственные письма. Информация об участниках и победителях Олимпиады будет помещена на сайте школы.