СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа внеурочной деятельности "Образовательные экспедиции как основа предпрофильной подготовки школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  представляет  форму организации образовательной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий, предпрофильной подготовки учащихся и социализации школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа внеурочной деятельности "Образовательные экспедиции как основа предпрофильной подготовки школьников"»









Программа внеурочной деятельности школьников

«Образовательная экспедиция как

результат социального творчества подростков»








Автор: Плотникова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№5», п.Айхал, РС(Я)












2022г.







Пояснительная записка

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта меняются формы организации образовательной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий. Задача школы – создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, успешной социализации школьников.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе сегодня является включение учащихся в социально-образовательные экспедиции. Данный вид деятельности определяется как личными мотивами школьников, так и социальными, имеющими значимость для других. Социально-образовательные экспедиции являются формой социального творчества учащихся, направленной на достижение воспитательных и образовательных результатов.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Программа экспедиции основана на организации совместной деятельности школьников, педагогов и социальных партнеров в условиях реализации муниципальной «сквозной» программы корпоративного воспитания школьников «АК АЛРОСА: уверенность, перспектива, развитие». Это один из видов поддержки культурно-образовательных инициатив обучающихся образовательных учреждений района, направленный на вовлечение учащихся в реальный социальный контекст,в процесс формирования информационного общества, выявления и поддержки одаренных детей в области информационных технологий.

Цель:

Создание условий для социального творчества (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия) школьников через организацию надпредметного сообщества учащихся в рамках интеграции системы основного и дополнительного образования.

Задачи:

  • Организация освоения необходимых способов и средств социального проектирования, эффективных командных способов работы;

  • Повышение интереса учащихся к использованию дистанционных форм обучения и формирование информационной компетентности;

  • Создание условий для социальной активности молодежи и развития молодежной политики;

  • Привлечение руководителей градообразующего предприятия поселка к совместной деятельности с целью дальнейшего социального партнерства;

  • Профессиональная ориентация подрастающего поколения;

  • Создание продукта совместной деятельности в ходе образовательной экспедиции.




Принципы:

  • Востребованность и социальная значимость результатов, возможность оценить её эффективность;

  • Доступность, как возможность организации самостоятельной работы;

  • Содружества: коллективно-распеределенный характер деятельности, кооперация с «внешними» социальными партнерами;

  • Участия: участие подростка в создании замысла, тематики экспедиции, включая анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;

  • Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы на ПК, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ как активный пользователь).


Предполагаемый продукт социально-образовательной экспедиции:

Включение старших школьников в социальное проектирование позволит рационально объединить теоретические знания краеведческой, IT-направленности и их практическое применение для решения воспитательных и образовательных задач. Продуктом данного образовательного проекта станет дистанционная олимпиада по истории края на блоге школьной библиотеки, созданная инициативной группой учащихся в сотрудничестве с ведущими социальными партнёрами (администрация поселка, горно-обогатительного комбината акционерной компании «АЛРОСА», геологоразведочная экспедиция, Мирнинское авиапредприятие и др.)

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов

Партнеры: педагоги, родительская общественность, социальные партнёры, представители отдела администрации поселка по молодежной политике.

Формы сотрудничества:

  • круглый стол

  • поход

  • экспедиция

  • творческий практикум

  • проектирование

  • анкетирование

  • рефлексивный анализ

  • работа в малых группах

Количество часов:

Общий объем деятельности в образовательной экспедиции – 34 часа. Из них на подготовительный этап отводится 3 часа, на остальных этапах время распределяется участникам экспедиции в зависимости от интенсивности, значимости, оперативности, слаженности работы малых групп.





Этапы проекта:

Социально-образовательная экспедиция состоит из V этапов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида деятельности старшеклассников и направлен на решение своих педагогических задач.

Этапы

Кол-во часов

Действия

Результат

(освоенные умения)

I.Под-

готови-тельный

3ч.

Постановка участниками экспедиции образовательной задачи, определение средств её реализации («снаряжение» экспедиции), разработка схемы маршрута, составление паспорта проекта (Приложение№1) распределение обязанностей.

Сформированы экспедиционные группы; спланирован маршрут; подобрано оборудование; обговорена форма конечного продукта.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Коммуникативные УУД: интеграция в группу, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

II.

Экспеди-

ционный

10 ч.

-Путешествие по маршруту : виртуальном (Интернет) и реальном (поход на производство, встреча с социальными партерами) ,

-Сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений.

Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные УУД: Умение принимать решения.

Регулятивные УУД: фиксация результатов.

Коммуникативные УУД: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение вести переговоры.

III.

Исследо-

ватель-ский

10 ч.

-Обработка и систематизация материалов, собранных в образовательной экспедиции.

-Составление олимпиады по возрастным группам (для 1-4 5-8, 9-11кл.)

Познавательно- исследовательские умения: оформлять результат продуктного типа;

Регулятивные УУД: умение обсуждать и оценивать полученные результаты; умение классифицировать.

Коммуникативные УУД: организовать деятельность в группе.

IV.

Практи-

ческий

6 ч.

-Разработка Положения (Приложение № 2) о дистанционной олимпиаде.

-Создание шаблона ответной формы и размещение олимпиадына сайте школы.

IT-умения: оформление дизайна ответной формы , умение работать с технологией Google –документами.

Познавательные УУД: умение структурировать знание, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

V.Рефлесивный

5 ч.

Определение каждым участником экспедиции личностной значимости уровня реализации своей образовательной задачи

Рейтинг участников олимпиады, наличие отзывов из ОУ района как показатель эффективности дистанционной формы проведения олимпиады.

Личностные УУД: Самооценка деятельности учащегося.


Список литературы:

  1. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор».

  2. С.А.Федорова «Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС»

  3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г,Асмолова.

Приложение №1.


Социально-образовательная экспедиция «Романтики неба»


Паспорт проекта

(заполняется участниками экспедиции на I подготовительном этапе)


1.Название проекта

Социально-образовательная экспедиция по истории края «Романтики неба»

2.Школа, представляющая проект (полное название)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

3.Куратор (кураторы) проекта

Фамилия, имя отчество

Должность

Плотникова Наталья Анатольевна

учитель



4. Данные куратора для оперативной связи

Сотовый телефон: 8-ХХХ –ХХХ -ХХ

E-mail: [email protected]

5.Учащиеся – авторы проекта

Фамилия, имя

Класс

Возраст




6. Организации – партнеры проекта*

Мирнинское авиапредприятие п.Айхал


7. Сроки реализации проекта

Начало проекта

Окончание проекта

Общее количество часов на все мероприятия проекта



34 часа

8. География проекта (где реализуется)

Сеть интернет, блог школьной библиотеки http://biblshkola5.blogspot.com/p/blog-page_28.html

9. Краткая аннотация проекта

9.1. На решение какой проблемы направлен проект?

Проект создан в рамках программы корпоративного воспитания АК «АЛРОСА», является сетевым и представляет собой один из видов поддержки культурно-образовательных инициатив обучающихся образовательных учреждений района и направлен на вовлечение учащихся в процесс формирования информационного общества, выявление и поддержку одаренных детей в области информационных технологий.

9.2. Какова цель проекта?

Активизация творческого потенциала и совершенствование навыков работы учащихся с применением компьютерных технологий и Интернет-ресурсов; расширение кругозора в области авиации, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края.

9.3. Каковы основные задачи проекта?

-Привлечение учащихся к изучению деятельности Мирнинского авиационного предприятия компании «АЛРОСА» на российском и международном рынках воздушных перевозок;

-Профессиональная ориентация подрастающего поколения на специальности, связанные с наукой и техникой в области авиации, проектирования, конструирования, производства, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов;

-Привлечение руководителей и представителей авиапредприятия п.Айхал к совместной деятельности с целью дальнейшего сотрудничества в рамках профориентационной работы;

-Повышение интереса учащихся к использованию дистанционных форм обучения и формирование информационной компетентности.

9.4. В чем вы видите конечный результат проекта?

Практическая значимость деятельности Образовательной экспедиции заключается в создании интернет-проекта (дистанционной олимпиады), который станет инструментом в реализации программы корпоративного воспитания АК «АЛРОСА». Проект предоставляет новые образовательные возможности для получения профессионального образования; вовлекает большее количество учащихся в процесс изучения истории родного края с точки зрения доступности и территориальной удаленности; повысит интерес к истории родного края и использованию дистанционных форм обучения.

9.5. Как результат проекта будет представлен общественности, как будет происходить информирование общественности о проекте?

Результаты Образовательной экспедиции (ОЭ) будет реализован в рамках Районной декады информатизации. Положение разработано участниками ОЭ совместно с представителями Мирнинского авиационного предприятия и представителями отдела по молодежной политики п.Айхал. Олимпиада будет размещена на блоге школьной библиотеки.

9.7. Как предполагается осуществлять анализ результатов проекта?

Анализ результатов проекта подведен в технологии «Google документы» по возрастным номинациям, а также по количеству комментариев, просмотров.


Приложение№2


ПОЛОЖЕНИЕ

о районной дистанционной олимпиаде «Романтики неба»

для учащихся 2 -11 классов

1. Общие положения

1.1. Районная дистанционная олимпиада по истории Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» «Романтики неба» (далее – Олимпиада) является одним из видов поддержки культурно-образовательных инициатив обучающихся образовательных учреждений района и направлена на вовлечение учащихся в процесс формирования информационного общества, выявление и поддержку одаренных детей в области информационных технологий.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения, статус, цели и задачи Олимпиады, условия участия в ней, порядок определения победителей Олимпиады.

1.3. Организацию и проведение конкурса осуществляет МКОУ «СОШ №5».

2. Цели и задачи

Цель проведения Олимпиады – активизация творческого потенциала и совершенствование навыков работы учащихся с применением компьютерных технологий и Интернет-ресурсов; расширение кругозора в области авиации, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края.

Основными задачами Олимпиады являются:

  • Привлечение учащихся к изучению деятельности Мирнинского авиационного предприятия (далее МАП) компании «АЛРОСА» на российском и международном рынках воздушных перевозок ;

  • Профессиональная ориентация подрастающего поколения на специальности, связанные с наукой и техникой в области авиации, проектирования, конструирования, производства, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов;

  • Привлечение руководителей и представителей авиапредприятия п.Айхал к совместной деятельности с целью дальнейшего сотрудничества в рамках профориентационной работы.

  • Повышение интереса учащихся к использованию дистанционных форм обучения и формирование информационной компетентности;

3. Условия Олимпиады

    1. Олимпиада проводится для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений.

    2. Победители определяются членами жюри среди 2-11 классов в каждой возрастной группе по номинациям:

«Звёздочка»- 2-4 классы

«Высота» - 5-8 классы

«Млечный путь» - 9-11 классы.

4. Сроки проведения Олимпиады

Олимпиада проходит в дистанционной форме в три этапа:

1 этап - регистрация участников

2 этап - ответить на задания олимпиады на блоге школьной библиотеки «Книжкин дом» по адресу: http://biblshkola5.blogspot.com/

3 этап- подведение итогов

5. Организация Олимпиады

5.1. Для организации и проведения олимпиады формируется оргкомитет в составе представителей Образовательной экспедиции МКОУ «СОШ №5», МАП «АЛРОСА» в п.Айхал , администрации МО «Посёлок Айхал»:

1.ФИО, директор МОУ СОШ№5

2.ФИО., зам.директора по УМР и ИКТ

3….

Функциями оргкомитета являются:

  • определение условий проведения Олимпиады;

  • разработка Положения проведения Олимпиады;

  • организация работы Олимпиады;

  • подбор заданий Олимпиады и обеспечение ее реализации;

  • привлечение для работы в жюри независимых экспертов, являющихся специалистами в области авиации, владеющими высоким уровнем компетентности по информационно-коммуникационным технологиям;

  • рассмотрение конфликтных ситуаций, возникших при проведении Олимпиады;

  • подведение итогов и награждение победителей;

  • разработка необходимой документации по организации и проведению Олимпиады, обобщение аналитических материалов жюри по результатам Олимпиады.

5.2.Обязанностью Оргкомитета является создание равных условий для всех участников Олимпиады.

5.4. Для оценки и подведения итогов Олимпиады формируется жюри:

1.ФИО …

2. ФИО…

Основными функциями жюри являются:

  • оценка олимпиадных заданий

  • подготовка представлений в оргкомитет на награждение;

  • предоставление в оргкомитет итоговых протоколов работы жюри и аналитических материалов по итогам проведения Олимпиады.

5.5. Жюри Олимпиады несет ответственность за объективность и качество оценки результатов выполнения конкурсных работ.


6. Подведение итогов Олимпиады

Победители определяются Оргкомитетом конкурса не позднее 20 апреля.

Все участники получают сертификаты Олимпиады. Участники - победители Олимпиады награждаются дипломами I,II,III степени. Учителям – руководителям победителей Олимпиады вручаются Благодарственные письма. Информация об участниках и победителях Олимпиады будет помещена на сайте школы.