Классный час на тему:
«Мы за здоровый образ жизни!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни школьников;
профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Задачи: Формировать у учащихся представления о положительных и отрицательных факторах влияющих на организм человека, о негативных последствиях употребления алкоголя, наркотических средств, табака; дать разъяснение понятию «здоровье».
План проведения классного часа
Сообщение темы и цели классного часа.
Слово учителя о вредных привычках. Выступление учащихся по данному вопросу.
Информационный лекторий.
Экскурсия по музею восковых фигур.
Сценка «Я презираю сигарету»
Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Учитель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие ребята, гости. Приветствуем всех на нашем мероприятии «Мы за здоровый образ жизни».
Давайте обсудим, что вы вкладываете в понятие «здоровый образ жизни»….
После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:
Отказ от курения.
Отказ от наркотиков.
Отказ от алкогольных напитков.
Занятия физкультурой.
Рациональное питание.
Отказ от алкогольных напитков.
Информационный лекторий Учитель: Ребята нашего класса приготовили нам краткую информацию о питании, дыхание и двигательной активности человека.
а) Правильное дыхание. С дыхания начинается жизнь. Первое действие ребенка, появившегося на свет — это глубокий глоток воздуха. От дыхания зависит функционирование наших органов и систем. Правильное дыхание облегчает работу сердца, усиливает дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы и стимулируют внесердечный механизм кровообращения. Оно укрепляет сразу все органы человеческого тела, связанные с дыханием (голосовой аппарат, легкие и диафрагму). Благодаря правильному дыханию восстанавливается нормальная деятельность нервной системы, увеличивается жизненная емкость легких, кровь и ткани активно насыщаются кислородом, что влияет на значительное улучшение общего состояния и работоспособности. Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется
б) Рациональное питание. Питание является неотъемлемой частью жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Рациональное питание - питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.
Здоровое рациональное питание — это система употребления пищи, в основе которой лежит разумный и тщательный отбор продуктов, в соответствии с потребностями организма. Большинство людей в наше время выбирают продукты исключительно по одному критерию: вкусно или не вкусно. А вкусы очень часто испорчены с детства чрезмерным употреблением сладостей и прочих малополезных веществ Пища должна содержать витамины! Свежие овощи, фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма.
в)Двигательная активность
Для нормального развития нашего организма, поддержания здоровья каждый человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой.
Физическая активность позволяет человеку не только поддерживать свое здоровье, но и повышать работоспособность, справляться со всеми нагрузками, которые преподносит жизнь. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека. Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
Учитель: А сейчас познакомимся с факторами, негативно влияющими на здоровье человека. Сценка «В музее восковых фигур»
Экскурсовод: Дорогие друзья! Сегодня мы побываем в «Музее восковых фигур» (четыре фигуры стоят неподвижно: Никотин, Алкоголь, Наркомания, СПИД).
В этом зале собраны исчадья зла.
Стоят здесь те, кому не может быть пощады.
Вот Никотин и Алкоголь. Здоровье губят.
А большинство людей их очень любят.
Вот Наркомания. Дурманит разум.
А это СПИД. Болезнь страшна, опасна.
Экскурсовод дотрагивается до экспоната. Никотин оживает.
Никотин: (поет на мотив песни «Я – водяной, я – водяной»)
Я – Никотин, я – Никотин.
Давай с тобою подымим.
Ведь у меня подружки –
Все пьянки да пирушки.
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка!
А ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне курить, а мне курить,
А мне курить охота!
Экскурсовод: Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.
Экскурсовод дотрагивается до экспоната. Алкоголь оживает.
Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени
Опьянение – главная причина бытового и уличного травматизма. Большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Цирроз печени и алкогольный психоз, деградация личности – вы этого хотите?
Экскурсовод дотрагивается до экспоната. Наркомания оживает.
Наркомания: (поет на мотив песни «Александра»)
Наркоманчик, наркоманчик!
Этот шприц для нас с тобою.
Мы живем одной иглою,
Ты вглядись в мое лицо.
Не пугайся, не пугайся!
Поскорее ты ширяйся,
Чтобы стала эта доза
Твоим сладостным концом!
Экскурсовод: Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней.
Экскурсовод дотрагивается до экспоната. СПИД оживает.
СПИД: (поет на мотив песни «Как много девушек хороших»)
Как много девушек хороших,
Не помню даже их имен.
Но лишь одно меня тревожит,
Унося покой и сон, - кто заражен!
А СПИД нечаянно нагрянет,
Когда его совсем не ждешь.
И каждый день и вечер станет
На ужас и кошмар похож.
И ты умрешь…
Экскурсовод: угроза заражения ВИЧ представляет большую опасность для всех. Современная медицина не располагает ни лекарствами, ни вакциной против ВИЧ. Единственная мера защиты – профилактика!
Закончить нашу экскурсию по «Музею восковых фигур» я хочу словами:
Ученик:
Не хочу я смириться с судьбой и скажу всем девчонкам,
Мальчишкам: «Постой! Эти игры со смертью к беде приведут и для жизни, для счастья ничего не дадут».
И совет мой, наверное, очень простой, скажем дружное «НЕТ» этой смерти пустой. Будет счастлив по своему каждый из Вас, чтоб костер этой жизни никогда не погас.
Ученик:
- Как страшно жить в кромешной тьме! Свой путь ты правильно найди.
- Чтобы всегда тебе и мне был свет надежды впереди.
- У всех есть выбор: быть или не быть –
Земля в цветах или огонь в потемках.
- Нельзя нам так бездушно хоронить то, что на свете вверено потомкам!
- «И мы повторим на всех языках: «Тревога! Проснитесь, люди!
- Спасенье планеты в наших руках – Другого шанса не будет!»
Учитель: Вашему вниманию представляется сценка: «Я презираю сигарету»:
Мозг. Многогранен мир природы, человек - творенье,
Гортань. То, что делает с собой лишь одно мученье:
Легкие. Курит, пьет, болезни лечит, спорит он с природой.
Сердце. Сделал курево, как культ и почти что модой!
Желудок. Вы послушайте рассказ про куренье, дети.
Ноги. Мы покажем на показ недостатки эти.
Автор . Как-то раз Табак пришел и сказал он гордо:
Табак. Покури меня, дружок - сдружимся мы твердо!
Сигарета:
Мое имя – сигарета, я красива и сильна.
Я знакома с целым светом ,очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю молодым и старикам.
Скажем прямо – слабакам..
Мозг. Может, правда, покурить? Это же ведь травка.
Автор. К губкам только он поднес,
Чиркнула вдруг спичка, с едким запахом дымок потянулся лично.
Стал Дымок - продукт сигар – в путь свой отправляться:
В Носоглотку и Гортань начал продвигаться.
К Легким ринулся и тут - тошнота и рвота,
И круженье головы чувствуется что-то. Сердце стало вдруг стучать часто и тревожно, а гортань кашлять, кашлять, Думать стало сложно.
Мозг. Разве это дружба, раз кашляет и болит в горле так натужно?
Автор. Но Табак ему в ответ:
Табак. Ты не понял, друг меня,
Повтори еще разок и поймешь, что свой я. Ну, попробуй, что, слабак? Или друг не нужен?
Ты подумай, вроде нам не будет вместе хуже.
Автор. Мозг пред ним не устоял, Затянулся снова и почувствовал вдруг «кайф», теплоту, истому.
Автор. Задурманенный дружку отвечает:
Мозг. Я не знал, что будет так здорово с друзьями.
Автор. Но коль скоро время шло,
Дружба не погасла, но пришла Беда сюда,
Как она ужасна.
Легкие. Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас люди: «А вы курите зачем?»
По утрам ужасный кашель раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет, чтобы стать здоровым вновь?
Сердце. Мне так плохо, я так устало, И нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Мозг. Иссушил меня проклятый злодей. нет больше светлых идей Я теперь и за долгий срок не Могу выучить данный урок, и внимания, и памяти нет – все от этих проклятых сигарет. Как же бросить мне курить?
Ученик: Запомни – человек не слаб.
Рождён свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету и презирая сигарету.
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен сильным быть!».
Рефлексия
- Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные сегодня?
- Какие выводы для себя сделали?
Дорогие ребята! Я предлагаю вам сделать свой выбор.
Перед вами «Дерево жизни» и 2 листика – зеленый и желтый. Выразите свое отношение к здоровому образу жизни. Если вы выбираете здоровье – прикрепите на дерево зелёный листик. Пусть наше дерево будет вечно зелёным, здоровым. Если вы считаете, что вредные привычки, о которых мы с вами сегодня говорили, не влияют на ваше здоровье - прикрепите желтый листик.
Дерево с увядающей листвой.
Помните, ваше здоровье - в ваших руках! 
Ожидаемые результаты:
1. Помочь ребёнку создать целостное представление о здоровом образе жизни;
2. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;
Список литературы:
1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008;
2.Журнал «Браво»;
3.Резервы сети Интернет
http://narkotiki.ru
http://ugrainform.ru
http://myheartbeat.ru
http://forums.goha.ru