Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр технического творчества
г. Ликино-Дулево
Авторская разработка
«Из опыта работы»
П,д.о. Бочарова Алла Владимировна
Являясь наиболее доступным для детей старшего дошкольного возраста, начальное техническое моделирование, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира.
На занятиях по начальному техническому моделированию мы работаем над изготовлением поделок из разных материалов - это увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, ручной труд влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи, что особенно важно для детей с недостатками в речевом развитии.
Из доступных, легко обрабатываемых материалов дети могут сделать много интересных и полезных вещей.
Обучение строится на основе программы «Город мастеров»
Свою работу планирую на год с определенным материалом: природным, бросовым, тканью, бумагой, картоном, нитками.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью провожу беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов. Их перечень и объём предусматриваю заранее – сбор некоторых из них зависит от сезонных условий. Такие материалы как листья, веточки, небольшие корни, каштаны и др., можно собирать во время экскурсий.
На каждом занятии стараюсь приучать детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены. Поэтому знакомлю детей с «Правилами рабочего человека», раскрывающих технику безопасности при работе с бумагой, картоном, с природным, бросовым материалом и инструментами.
При обучении детей созданию поделок из различных материалов особое внимание обращаю на освоение основных приемов, но и не исключаю творческие задания, часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
При обучении различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т.е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна, и использование художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогают преодолевать возникающие трудности. Игровые приемы положительно влияют на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей. На наших занятиях к детям часто приходят Мастерилка, Самоделкин, Всезнайка или Незнайка с просьбами помочь или научить. Да, и художественное слово всегда кстати.
Во время работы использую народную классическую и инструментальную музыку, что является хорошим фоном для практической деятельности, способствует созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.
Коллективная форма проведения художественного и ручного труда помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, влияющие на нравственно-эстетическое развитие ребенка, воспитывают умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогая друг другу в сложных ситуациях.
На занятиях использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе.
Я учу детей самостоятельно анализировать свою поделку, высказываться о работе товарища, давать советы, делиться мнением. Очень важно научить доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и достоинствах, не обижаться на критику. Важно показать детям, что его работа не безразлична педагогу.
И все это помогает созданию комфортной среды общения, развитию способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Работа в кружке, как никакая другая, удовлетворяет познавательную
активность ребенка, способствует развитию технического мышления.