2. | Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:осуществлять анализ, синтез, сравнение. | Словарная работа - А для разминки давайте разгадаем веселый кроссворд. Картинки из словарных слов. -Кто заметил особенность слов в нашем кроссворде? -Какие слова называют словарными? -Какое слово у нас получилось? - Знания по какой теме будем обобщать? - Чем будем заниматься? - Какая раздел русского языка изучает состав слова? - Из каких частей состоит слово? - Какую цель мы себе поставим? Работа в парах -Подберите к части слова её обозначение и определение Приставка | это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. | Корень | это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов. | Суффикс | это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. | Окончание | изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. | Основа | это часть слова без окончания. | Проверка: Каждая пара выходит к доске и презентует выполненную работу. Закрепляет значок части слова на магнитной доске. Остальные пары оценивают работу с помощью сигнальных карточек. На магнитной доске получается схема частей слова. - Правильно ли мы составили схему? -Чего не хватает? -Что такое основа слова? | Разгадывают кроссворд - Все слова словарные - Слова, написание которых необходимо запомнить - ОБОБЩЕНИЕ -СОСТАВ СЛОВА -МОРФЕМИКА -Работают с парах Презентуют работу Оценивают работу одноклассников -Отвечают на вопросы учителя -Добавляют основу слова на схему |
4. | Обобщение и систематизация знаний. | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение строить связные высказывания в устной форме. Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы. учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | - Сегодня на столе я обнаружила письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино. Меня создал замечательный русский писатель Алексей Толстой. Мне очень любопытно знать всё, что связано с его творчеством. Однажды я нашёл его высказывание о русском языке. Но я не смог его прочитать, так как в нём не хватает некоторых слов. Помогите мне обнаружить, пропущенные слова и прочитать это высказывание. С уважением, ваш Буратино -Давайте поможем Буратино найти недостающие слова и прочитать высказывание Алексея Толстого. - Для того чтобы найти недостающие слова, нужно выполнить задания. Русский ______________ создал русский язык - яркий, как___________________________ после весеннего ливня, меткий, как _________________________, певучий и богатый, как песня над _________________________ . Первое задание. - Вы получаете карточки с заданием. Нужно выполнить задание, работая в парах. Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «Вода» Проверка по эталону. - Проверьте свою работу. - У кого были ошибки? - В каких словах? - Почему они не подходят? - Какое лексическое значение в этом (этих) слове(ах)? - Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают первое слово. Второе задание Составьте 5 новых слов при помощи приставок от слова ХОДИТЬ. Фронтальная проверка - Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают второе слово. Третье задание. - Вы получаете карточки с заданием. Нужно выполнить задание, работая в парах. Образуйте новые слова при помощи приставок и суффиксов от слов, данных в скобках. Разберите слова по составу. За __________ ский (море) Под ________овик(береза) Со__________ник (беседа) Без _________ ник (дело) Проверка - Проверяем. Называем части слова, которые выделили. Учитель выделяет части слова, названные учениками - У кого также ставьте «+» - Проверьте свою работу. - У кого были ошибки? - В каких словах? - Почему они не подходят? - Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают третье слово. Четвертое задание. - Переходим к четвертому заданию. - Третьеклассники из одной московской школы записали слова в четыре столбика соответственно схемам. - Давайте проверим, все ли правильно они выполнили? Работу выполняем в группах. Фронтальная проверка - В 1 столбик ребята записали слова шум, вылет, домики - Во второй столбик – порез. - В третий столбик – хлебный, посадка. - В четвертый – пробежка, мир. Учащиеся получают четвертое пропущенное слово. Пятое задание - Задание выполняем в группах. Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам. Морковка, , подводный, вылет, дорога, умная Укажи части слова | | приставка | корень | суффикс | окончание | Морковка | | морков | к | а | подводный | под | вод | н | ый | вылет | вы | лет | | | дорога | | дорог | | а | умная | | ум | н | ая | Фронтальная проверка - Давайте теперь попробуем прочитать высказывание Алексея Толстого, подставьте слова, которые нашли, выполняя задания. Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью. | Один ученик зачитывает письмо. Выполняют задание в парах. Проверяют с эталоном на доске. Отвечают на вопросы, анализируют. Учащиеся получают первое пропущенное слово. Каждый учащийся называет слово, составленное с помощью приставок. Учащиеся получают второе пропущенное слово. Выполняют задание в парах. Учащиеся называют части слова. Проверяют с эталоном на доске. Отвечают на вопросы, анализируют. Учащиеся получают третье пропущенное слово. Выполняют задания в группах. Отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек. Выполняют задания в группах. Учащиеся получают текст высказывания. Составляют высказывание. |
7. | Домашнее задание. | Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности. Познавательные: понимать учебную задачу. Регулятивные: контролировать свои действия. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью. | Предлагаю домашнее задание на карточках: Разбери слова по составу: Вылет, ёлочные, ёлочка, вырез, пробежка, хлебный, посадка, кораблик, завязка, приход, машинный, излом, подарок, звёздочка, река, ночной, облака, побежит, домики, полёты, рука, слонята, подъезды, волны, полетим, кошечка, капустный. | Записывают домашнее задание в дневник |