СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка календарно-тематического планирования по русскому языку в начальных классах на основании ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЮО ЛИДЛДРДЛАРПДРщшрплрав длврамдлаврдлаврдлав  у ра рара ллавравловоаоамоамиоы иламиоамилоаи лаомиламилоа ил а илоаилав илпитло лр плрдилр длподлаво длпо 

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка календарно-тематического планирования по русскому языку в начальных классах на основании ФГОС»


Технологическая карта

Организационная информация

Тема урока

Обобщение знаний о составе слова.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

Школа России

Методическая информация

Тип урока

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи

Русский язык

Литературное чтение

Формы работы

Фронтальная

Работа в группах.

Индивидуальная

Работа в парах

Цели урока

Обобщить знания учащихся о частях слова (морфемах)

Задачи урока

  • Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»

  • Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу

  • Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова

  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы

  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку

Ресурсы


Учебник «Русский язык», ч. 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

ПрезентацияMicrosoftOfficePowerPoint, раздаточный материал.

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.


Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта второго поколения.

Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.




Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей. Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умение слушать и понимать речь других;строить связные высказывания в устной форме; выражать свои мысли.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

















Конспект урока

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

момент

Личностные: формирование навыков самоорганизации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Приветствие гостей

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Повернемся к ним лицом.

- Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать!

Настроение

- Давайте обозначим свое настроение, с помощью карточек, которые находятся у вас на столах


  • Обучающиеся настраиваются на работу.

  • Проверяют готовность рабочего места

  • Обозначают свое настроение в начале урока

2.

Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Целеполагание.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Словарная работа

- А для разминки давайте разгадаем веселый кроссворд.

Картинки из словарных слов.



-Кто заметил особенность слов в нашем кроссворде?

-Какие слова называют словарными?



-Какое слово у нас получилось?

- Знания по какой теме будем обобщать?

- Чем будем заниматься?

- Какая раздел русского языка изучает состав слова?

- Из каких частей состоит слово?

- Какую цель мы себе поставим?



Работа в парах

-Подберите к части слова её обозначение и определение



Приставка

это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Корень

это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Суффикс

это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Окончание

изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа

это часть слова без окончания.

Проверка:

Каждая пара выходит к доске и презентует выполненную работу. Закрепляет значок части слова на магнитной доске. Остальные пары оценивают работу с помощью сигнальных карточек.



На магнитной доске получается схема частей слова.



- Правильно ли мы составили схему?

-Чего не хватает?

-Что такое основа слова?





Разгадывают кроссворд




- Все слова словарные


- Слова, написание которых необходимо запомнить



- ОБОБЩЕНИЕ

-СОСТАВ СЛОВА


-МОРФЕМИКА



-Работают с парах












Презентуют работу

Оценивают работу одноклассников













-Отвечают на вопросы учителя


-Добавляют основу слова на схему

3.

Физкультминутка.

Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.

Предлагаю сделать небольшую зарядку

Делают физкультминутку.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение строить связные высказывания в устной форме.

Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы.

учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.


- Сегодня на столе я обнаружила письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано.


Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Буратино. Меня создал замечательный русский писатель Алексей Толстой. Мне очень любопытно знать всё, что связано с его творчеством. Однажды я нашёл его высказывание о русском языке. Но я не смог его прочитать, так как в нём не хватает некоторых слов. Помогите мне обнаружить, пропущенные слова и прочитать это высказывание.

С уважением, ваш Буратино


-Давайте поможем Буратино найти недостающие слова и прочитать высказывание Алексея Толстого.

- Для того чтобы найти недостающие слова, нужно выполнить задания.


Русский ______________ создал русский язык - яркий, как___________________________ после весеннего ливня, меткий, как _________________________, певучий и богатый, как песня над _________________________ .


Первое задание.

- Вы получаете карточки с заданием. Нужно выполнить задание, работая в парах.

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «Вода»

Проверка по эталону.

- Проверьте свою работу.

- У кого были ошибки?

- В каких словах?

- Почему они не подходят?

- Какое лексическое значение в этом (этих) слове(ах)?


- Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают первое слово.


Второе задание


Составьте 5 новых слов при помощи приставок от слова ХОДИТЬ.

Фронтальная проверка

- Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают второе слово.



Третье задание.

- Вы получаете карточки с заданием. Нужно выполнить задание, работая в парах.

Образуйте новые слова при помощи приставок и суффиксов от слов, данных в скобках. Разберите слова по составу.

За __________ ский (море)

Под ________овик(береза)

Со__________ник (беседа)

Без _________ ник (дело)

Проверка

- Проверяем. Называем части слова, которые выделили.

Учитель выделяет части слова, названные учениками

- У кого также ставьте «+»

- Проверьте свою работу.

- У кого были ошибки?

- В каких словах?

- Почему они не подходят?

- Молодцы! С заданием справились, поэтому обе группы получают третье слово.


Четвертое задание.


- Переходим к четвертому заданию.

- Третьеклассники из одной московской школы записали слова в четыре столбика соответственно схемам.

- Давайте проверим, все ли правильно они выполнили? Работу выполняем в группах.



Фронтальная проверка

- В 1 столбик ребята записали слова шум, вылет, домики

- Во второй столбик – порез.

- В третий столбик – хлебный, посадка.

- В четвертый – пробежка, мир.


Учащиеся получают четвертое пропущенное слово.


Пятое задание

- Задание выполняем в группах.

  1. Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Морковка, , подводный, вылет, дорога, умная

Укажи части слова


приставка

корень

суффикс

окончание

Морковка


морков

к

а

подводный

под

вод

н

ый

вылет

вы

лет



дорога


дорог


а

умная


ум

н

ая



Фронтальная проверка


- Давайте теперь попробуем прочитать высказывание Алексея Толстого, подставьте слова, которые нашли, выполняя задания.


Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью.






Один ученик зачитывает письмо.
























Выполняют задание в парах.























Проверяют с эталоном на доске.

Отвечают на вопросы, анализируют.




Учащиеся получают первое пропущенное слово.



Каждый учащийся называет слово, составленное с помощью приставок.

Учащиеся получают второе пропущенное слово.




Выполняют задание в парах.







Учащиеся называют части слова.

Проверяют с эталоном на доске.

Отвечают на вопросы, анализируют.



Учащиеся получают третье пропущенное слово.











Выполняют задания в группах.









Отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек.








Выполняют задания в группах.

















Учащиеся получают текст высказывания.



Составляют высказывание.

7.

Домашнее задание.

Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности.

Познавательные: понимать учебную задачу.

Регулятивные: контролировать свои действия.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью.

Предлагаю домашнее задание на карточках:


Разбери слова по составу:

Вылет, ёлочные, ёлочка, вырез, пробежка, хлебный, посадка, кораблик, завязка, приход, машинный, излом, подарок, звёздочка, река, ночной, облака, побежит, домики, полёты, рука, слонята, подъезды, волны, полетим, кошечка, капустный.


Записывают домашнее задание в дневник

8.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Личностные: развитие способности к самооценке.

Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Составьте предложение по схеме.


- Давайте вспомним, какое настроение у вас было в начале урока. Кто-нибудь хочет поменять карточку?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Учащиеся составляют предложения по схеме.











Меняют карточку с настроением ( по желанию)



Резерв.

Ответьте на вопросы ДА или Нет

Да – зеленая карточка

НЕТ- красная карточка.

  1. Морфемика изучает звуки речи. (нет)

  2. В состав слова входит приставка, корень, суффикс, основа и окончание. (да)

  3. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (да)

  4. Корень – это главная значимая часть слова. (да)

  5. Основа – это часть слова без окончания. ( да)

  6. Приставки со словами пишутся раздельно. (нет)

  7. Основа может быть твердой или мягкой. (нет)

  8. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (да)