ПРИЁМ «ИНСЕРТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила студентка 20П-3 группы: Рыбакова Ксения Дмитриевна
Научный руководитель: Осипова Марианна Сергеевна
ФГОС НОО
Чтение
«Чтение имеет первостепенное значение для повышения уровня образованности, профессиональной компетентности граждан, общекультурного потенциала страны; для сохранения ее территориальной целостности и суверенитета за счет совершенствования системы внутренних коммуникаций; для выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для повышения качества жизни; для повышения престижа российского общества в мире».
«Национальная программа поддержки и развития чтения»
Динамика уровня сформированности читательской компетентности 2022 года
Читательская компетентность
Сложнейшая функциональная система, «ядром» которой является способность читателя или слушателя превращать закодированные в тексте авторские смыслы в свой личный познавательный и творческий опыт.
(Е. Л. Гончарова)
Читательская компетентность младших школьников характеризуется:
• ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме;
• наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений;
• знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии;
• умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;
• наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения.
( Н. Е. Колганова)
Читательская компетентность подразумевает владение:
техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
сформированностью духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания;
осознанием себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
(ФГОС НОО)
Процессуальные составляющие читательской компетенции:
- образовательная;
- коммуникативная;
- гедонистическая;
- социальная;
- развивающая.
Основная задача в условиях ФГОС
создание и организация условий, инициирующих детское действие
«Инсерт»
Прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
(Педагогическая энциклопедия)
Значение букв в определении «INSERT»:
I — interactive (интерактивная) N — noting (познавательная) S — system for (система для) E — effective (эффективного) R — reading and (чтения и) T — thinking (размышления)
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
2. Заполняется таблица.
Пример заполнения таблицы «Инсерт» на уроке русского языка по теме «Имя существительное»:
V
+
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет
1.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
—
2.Как склоняются.
?
Слова «кукла» и «снеговик» к какой группе отнести?
Имя существительное может быть любым членом предложения.
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).
Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста.
Переводит урок уже в этап осмысления.
5. Рефлексия.
Обсуждаются записи, внесенные в таблицу.
Работа «Инсерта» на этапах урока:
- Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Открытие новых знаний.
- Закрепление нового материала.
Приём «Инсерт»
Старшая школа
Средняя школа
Начальная школа
(10 – 11 класс)
(5 – 9 класс)
(1 – 4 класс)
Результаты приёма «Инсерт»
владениетехникой чтения
стойкая привычка
душевная и духовная потребность
к чтению
грамотный читатель
понимание прочитанного
Список литературы
1. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. / Е. Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2007;
2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Пособие «Развитие критического мышления на уроке» [Электронный ресурс], Режим доступа: http://school2-obl.ru/wp-content/uploads/2016/04/.pdf;
3. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова [Электронный ресурс], Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2896/;
4. Красноярский край, ЦОКО «Центр оценки качества образования» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://coko24.ru/wp-content/uploads/2022/04/КДР4_ЧГ_2022_краткий-отчет-с-ИОУ.pdf;
5. Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). [Текст] // Школьная библиотека. — 2006. — № 9−10. С. 20−43;
6. Оробий С. П., Кутейникова Н. Е. Пособие "Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века", серия "Учимся с «Просвещением», «Просвещение» — учителю" [Электронный ресурс], Режим доступа: https://vk.com/wall-104168412_881;
7. Популяризация критического мышления: Пособие II / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М.,1997;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?ysclid=lb7vefhvb7674580696.