СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская статья " ПРИЁМ «ИНСЕРТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская статья " ПРИЁМ «ИНСЕРТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" (презентация)»

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила студентка 20П-3 группы: Рыбакова Ксения Дмитриевна Научный руководитель: Осипова Марианна Сергеевна

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила студентка 20П-3 группы: Рыбакова Ксения Дмитриевна

Научный руководитель: Осипова Марианна Сергеевна

ФГОС НОО Чтение

ФГОС НОО

Чтение

«Чтение имеет первостепенное значение для повышения уровня образованности, профессиональной компетентности граждан, общекультурного потенциала страны; для сохранения ее территориальной целостности и суверенитета за счет совершенствования системы внутренних коммуникаций; для выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для повышения качества жизни; для повышения престижа российского общества в мире». «Национальная программа поддержки и развития чтения»

«Чтение имеет первостепенное значение для повышения уровня образованности, профессиональной компетентности граждан, общекультурного потенциала страны; для сохранения ее территориальной целостности и суверенитета за счет совершенствования системы внутренних коммуникаций; для выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для повышения качества жизни; для повышения престижа российского общества в мире».

«Национальная программа поддержки и развития чтения»

Динамика уровня сформированности читательской компетентности 2022 года

Динамика уровня сформированности читательской компетентности 2022 года

Читательская компетентность Сложнейшая функциональная система, «ядром» которой является способность читателя или слушателя превращать закодированные в тексте авторские смыслы в свой личный познавательный и творческий опыт. (Е. Л. Гончарова)

Читательская компетентность

Сложнейшая функциональная система, «ядром» которой является способность читателя или слушателя превращать закодированные в тексте авторские смыслы в свой личный познавательный и творческий опыт.

(Е. Л. Гончарова)

Читательская компетентность младших школьников характеризуется: •  ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме; •  наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; •  знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии; •  умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; •  наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения. ( Н. Е. Колганова)

Читательская компетентность младших школьников характеризуется:

• ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме;

• наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений;

• знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии;

• умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;

• наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения.

( Н. Е. Колганова)

Читательская компетентность подразумевает владение:   техникой чтения;   приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;   знанием книг и умением их самостоятельно выбирать   сформированностью духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания;   осознанием себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования. (ФГОС НОО)

Читательская компетентность подразумевает владение:

 техникой чтения;

 приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

 знанием книг и умением их самостоятельно выбирать

 сформированностью духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания;

 осознанием себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

(ФГОС НОО)

Процессуальные составляющие читательской компетенции: образовательная; коммуникативная; гедонистическая; социальная; развивающая.

Процессуальные составляющие читательской компетенции:

  • образовательная;
  • коммуникативная;
  • гедонистическая;
  • социальная;
  • развивающая.
Основная задача в условиях ФГОС создание и организация условий, инициирующих детское действие

Основная задача в условиях ФГОС

создание и организация условий, инициирующих детское действие

«Инсерт» Прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией. (Педагогическая энциклопедия)

«Инсерт»

Прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

(Педагогическая энциклопедия)

Значение букв в определении «INSERT»: I — interactive (интерактивная)  N — noting (познавательная)  S — system for (система для)  E — effective (эффективного)  R — reading and (чтения и)  T — thinking (размышления)

Значение букв в определении «INSERT»:

I — interactive (интерактивная) N — noting (познавательная) S — system for (система для) E — effective (эффективного) R — reading and (чтения и) T — thinking (размышления)

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

2. Заполняется таблица.

2. Заполняется таблица.

Пример заполнения таблицы «Инсерт» на уроке русского языка по теме «Имя существительное»: V + Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет 1.Одушевленные и неодушевленные имена существительные. — 2.Как склоняются. ? Слова «кукла» и «снеговик» к какой группе отнести? Имя существительное может быть любым членом предложения.

Пример заполнения таблицы «Инсерт» на уроке русского языка по теме «Имя существительное»:

V

+

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет

1.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

2.Как склоняются.

?

Слова «кукла» и «снеговик» к какой группе отнести?

Имя существительное может быть любым членом предложения.

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).  Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.  4. Повторное чтение текста.  Переводит урок уже в этап осмысления.  5. Рефлексия.  Обсуждаются записи, внесенные в таблицу.

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).

Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста.

Переводит урок уже в этап осмысления.

5. Рефлексия.

Обсуждаются записи, внесенные в таблицу.

Работа «Инсерта» на этапах урока: Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Открытие новых знаний. Закрепление нового материала.

Работа «Инсерта» на этапах урока:

  • Актуализация знаний.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Открытие новых знаний.
  • Закрепление нового материала.
Приём «Инсерт» Старшая школа Средняя школа Начальная школа (10 – 11 класс) (5 – 9 класс) (1 – 4 класс)

Приём «Инсерт»

Старшая школа

Средняя школа

Начальная школа

(10 – 11 класс)

(5 – 9 класс)

(1 – 4 класс)

Результаты приёма «Инсерт» владениетехникой чтения стойкая привычка душевная и духовная потребность к чтению грамотный читатель понимание прочитанного

Результаты приёма «Инсерт»

владениетехникой чтения

стойкая привычка

душевная и духовная потребность

к чтению

грамотный читатель

понимание прочитанного

Список литературы

1. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. / Е. Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2007;

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Пособие «Развитие критического мышления на уроке» [Электронный ресурс], Режим доступа: http://school2-obl.ru/wp-content/uploads/2016/04/.pdf;

3. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова [Электронный ресурс], Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2896/;

4. Красноярский край, ЦОКО «Центр оценки качества образования» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://coko24.ru/wp-content/uploads/2022/04/КДР4_ЧГ_2022_краткий-отчет-с-ИОУ.pdf;

5. Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). [Текст] // Школьная библиотека. — 2006. — № 9−10. С. 20−43;

6. Оробий С. П., Кутейникова Н. Е. Пособие "Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века", серия "Учимся с «Просвещением», «Просвещение» — учителю" [Электронный ресурс], Режим доступа: https://vk.com/wall-104168412_881;

7. Популяризация критического мышления: Пособие II / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М.,1997;

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?ysclid=lb7vefhvb7674580696.