Неделя русского языка и литературы
Библиографичская игра
«В гостях у словарей»
Цели: познакомить ребят со словарями, справочниками по русскому языку, научить ими пользоваться.
С помощью занимательного материала пробудить в учащихся интерес к изучению русского языка.
Оборудование: выставка словарей, справочников по русскому языку, словари на столах.
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие к сокровищам родного слова. Вас, конечно же, интересует: что это за сокровища и где они находятся?
Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык оберегали от порчи и засорения. Сотни поколений старались сделать его таким, чтобы он мог хорошо служить людям. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А. С. Пушкин. Многие русские поэты и писатели также говорили о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства. Итак, в путь, в чудесную Страну Слов.
Приветствие команд
В игре участвуют 2 команды (команды представляют капитанов, название и девиз)
Знакомство с выставкой словарей
Нашими помощниками в пути будут различные словари и справочники, которые стоят на выставке: «О словарях разнообразных – одинаковых, но разных»
Цитата к выставке:
«Уважаемый государь,
По призванию Словарь,
Даже Пушкин,
Я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю»
Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь была красивой, надо знать много слов.
Конкурсы
Конкурс «Грамотеи» предполагает проверить свой словарный запас. Каждая команда получает карточку со словом «Грамотеи». За 1 минуту нужно составить из него как можно больше слов. Это должно быть нарицательное имя существительное, единственного числа, именительного падежа.
За каждое слово – 1 балл
Ребята, вы убедились, что слов у вас в запасе немало. А можем ли мы правильно написать эти слова?
С помощью какой книги мы можем проверить свою грамотность? (Орфографический словарь)
Используя словарь, напишите правильно:
Команда 1: анн…тация, вс…ча…но
Команда 2: в…г…тарианец, ан…малия
А для того, чтобы объяснить значение любого слова, существуют толковые словари (учитель показывает те толковые словари, которые есть в библиотеке)
Команды получают карточки
1) Дрязги, дублировать, огульный;
2) Размолвка, скопом, тоска.
Объясните значение слов, затем проверьте по словарю правильность ответа.
А сейчас мы с вами оказались в неизвестном городе. Попробуем угадать его название, послушав разговор двух людей, здесь живущих.
- До каких пор ты будешь бить баклуши?
- Да нет, я стараюсь. У меня уже ум за разум заходит.
- У тебя получается все шиворот-навыворот!
- Я просто не в своей тарелке. И не кричи ты во всю Ивановскую.
Догадались, что это за город? Правильно, это город крылатых слов-фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык. А как появились они в нашей речи?
3 ученика рассказывают истории возникновения некоторых фразеологизмов.
А теперь найдите фразеологизмы в этих стихах, объясните их значение. В помощь возьмите фразеологический словарь.
Команда 1:
За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова,
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Команда 2:
Оказался молодец,
Смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
Вешать можно на гвоздь
Полотенце или трость,
И веревку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешай носа в беде.
На воротах следующего города написано «Богат наш язык, велик и могуч!» Люди, живущие в этом городе, рассказывают сказки, играют, поют. Они следуют совету А. М. Горького, который говорил: «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен» А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Конкурс «Кто больше?»
А можете ли вы произнести скороговорки?
1) Чищу щучью чешую.
2) Желтый жирный жадный жук спрятал денежки в сюртук.
Следующий город – «Тавтология»
Пропуском в город будет служить отгадывание кроссворда и ответ на вопрос: что означает слово «Тавтология»
Задание: вписать в клетки недостающие буквы, чтобы получилось название дерева, кустарника.
1 команда отгадывает первые 5 букв.
2 команда отгадывает следующие буквы.
Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит кроссворд.
Итак, кроссворд мы отгадали и оказались внутри этого города , жители которого очень часто употребляют тождественные по смыслу слова. Как вы думаете – хорошо это или плохо? Верно, тавтология, если это неоправданный стилистический прием, делает нашу речь невыразительной. Но с тавтологией можно бороться. Достаточно внимательно следить за своей речью и читать больше хороших книжек.
На пути у нас «Салон иностранных слов»
Многие иностранные слова пришли к нам так давно, что стали совсем своими. Появились они с новыми вещами и понятиями. Если в предложении «Франт в калошах идёт по бульвару в театр» заменить все слова, пришедшие из других языков, на русские, получится вот что: «Хорошилище в мокроступах идет по гульбищу на позорище». Как видите, богатство, самобытность и красота нашего языка от такого «гостеприимства» не пострадали. Но очень часто иноязычные слова употребляются без надобности, например:
Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
На последних состязаниях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско.
«Употреблять иностранное слово, - писал Белинский, - когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Используя словарь иностранных слов, замените иностранные слова русскими.
Станция «Говори по-русски, а не по-вятски, не по-балахански». Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». Русский язык богат народными говорами: житель северных мест может произнести такую фразу, которую не поймут в Липецке или в Орле.
Один остроумный литератор, чтобы показать своеобразие местных русских говоров, написал «Элегию» на вятском наречии
Все бахорили , что я детина
окчиной, важной. Где я,
там всегда бывало сугатно.
А теперь? Уж я не вертечой,
Как пожка!.. О когда, когда
Закрою шары свои и на меня посадят варежник!
Как вы думаете, могут ли писатели использовать в своих произведениях такие непонятные диалектные слова? Конечно, нет. Писать надо на правильном литературном языке, а не на диалектах. Конечно, это не значит, что на диалектные слова положен строгий запрет. Нет, художники слова искусно используют выразительные диалектизмы, чтобы показать особенности речи героев, отразить местный колорит при описании быта. К диалектным источникам обращались многие выдающиеся мастера слова – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. А. Шолохов, И. С. Тургенев и др.
Если вам в тексте встретятся непонятные диалектные слова, то где вы сможете узнать их значение? Правильно, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.
Перед вами карточки с предложениями, в которых есть диалектные слова. Вы должны с помощью словаря Даля определить их значение.
1) Что ты, лесное зелье, плачешь?
2) По общему заулку спустилась она к Ангаре.
3) За городьбой виднелась крыша бани.
4) Она перелезла через заплот.
И последняя наша остановка в небольшом городке «Жаргонизмы». Мы находимся у школы. Послушаем, о чём говорят ребята из 8 класса.
- Димка, ну что, ты завалил? Что там? Рассказывай.
Димка облегчённо вздохнул и сказал:
- Заметано!
Но ребята не унимались.
- Что делает Сам?
- Режет всех подряд…
- А Русалка?
- Топит.
- Ну, а этот, их ассистент?
- Этот? Засыпает!
- А как же ты?
- Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
- А Васька?
- Плавает на шпорах.
Вам понятно, о чём речь?
Это – жаргон, разновидность речи, используемой в узком кругу посвящённых. Это обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка. И в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.
IV. В заключение хочется напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя – просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».
Вот и закончилось наше путешествие в мир языка. Сегодня мы узнали много нового интересного об удивительной Стране Слов. Но путешествие на этом не закончено, перед каждым из вас открыты широкие возможности самостоятельно продолжить его. Не забывайте о своих помощниках – словарях, справочниках по русскому языку. А теперь подведём итоги соревнования команд и поздравим победителей.