СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения.Обобщающий урок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект обобщающего урока по теме "Бессоюзные сложные предложения". Углубление и систематизация  знаний учащихся о БСП; совершенствование их  пунктуационных навыков по данной теме.ПоОГЭдготовка к 

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения.Обобщающий урок.»

Тема. Бессоюзные сложные предложения

(обобщающий урок в 9 «Б» классе по русскому языку)

учитель Габараева Л.И.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: проектор, компьютер

ХОД УРОКА

I.Организационный момент


— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.

Сегодня мы с вами также подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Прежде чем запишем тему урока, решим небольшой кроссворд

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.



Б



Е



С



С



О



Ю



З



Н



О



Е

Морфемы или части слова

1. В слове бессердечный возьмите приставку

2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения.

3. В слове каменный возьмите суффикс.

4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа. (доброе, милое )

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока и запишите в тетради

Запись темы и эпиграфа в тетрадь:

Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

II. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Лучше добрым на свете быть: злого в мире

и так довольно. (Л. Н. Толстой)

Задание к эпиграфу:

Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания. (Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным.)

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Счастья достигает не тот, кто только мечтает стать всесторонне грамотным человеком, а тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Люди, служившие добрыми делами другим, запоминаются надолго. Наверное догадались, что наш разговор на уроке будет о добре.

1.Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.

обродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

Составьте словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта - присущая человеку, бескорыстное чувство )

2. Актуализация уже имеющихся знаний.

А). Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

Б).Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(последовательность, перечисление, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

В).Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)


3. Творческий диктант:


Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Поставьте соответствующие смыслу знаки препинания.

1 Пробираться сквозь чащу было трудно, потому что колючие кусты разрослись очень густо.(двоеточие)

2.Лето припасает, а зима поедает.(тире)

3.Если хочешь достичь цели, не отступай перед трудностями.(тире)
Увидел грача, следовательно, весну встречай. (тире)

4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление

5. Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина


4) Определи­те смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, рас­ставьте и объясните знаки препинания в них.


  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро.

  2. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.

  3. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

  4. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.

  5. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.

  6. Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.

  7. Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.

  8. Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу.

  9. Желаешь себе добра ()не делай зла другому.

  10. Самый светлый талант () доброта.

  11. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.

  12. Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.

  13. Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру.

  14. Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.

  15. Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)


Ответы


  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)

  2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.) условие

  3. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение

  4. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление

  5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. условие ,построить схему

  6. Доброта как солнце — без нее не­мыслима сама жизнь. (следствие)

  7. Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину.) причина

  8. Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)

  9. Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)

  10. Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)

  11. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства: радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев. . Обобщающее слово

  12. Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(условие)

  13. Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)

  14. Ум, доброта, душевное тепло – словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру. Обобщающее слово

  15. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) (спп предложение)







Какие предложения вы не выписали? Объясните. 13,14,17,19


6. Физминутка.

IV. Работа с текстом (текст распечатан на листочках) Подготовка к ОГЭ

1)Мы живем в мире, в котором, к сожа­лению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько силь­но в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловеч­ного, что, кажется, и нет в ней места доб­роте. 3)Но это не так: именно доброта оп­ределяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим во­круг много зла и почти не замечаем про­явления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на сво­ем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бро­дит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеж­дая зло добром. 9)И начинать надо с само­го себя, с корнем вырывая из души сво­ей сорняки злобы, себялюбия, высокоме­рия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки под­линной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доб­роты человек начинается!


Задание к тексту:

  1. найдите БСП (3,6,10,13)

  2. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)

  3. назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)

  4. сколько грамматических основ во 2 предложении (2)

  5. в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)

  6. сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение

  7. назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)

  8. назовите спп с определительным придаточным (1)

  9. определите вид придаточного во 2 предложении (степень)






V. Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доб­роты человек начинается!»



Закончить урок мне хочется словами А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем.


Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства!

Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил!

Помните: с доб­роты человек начинается!»