Урок словесности и ИЗО. 8 класс.
Детали портрета. Глаза.
Учитель: Ярош Е.Б.
Викберг Н.В.
… Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами, щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой.
Одним хорош Мишка – глазами . Из узеньких прорезей высматривают они, голубые, плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда. Вот за глаза-то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец.
М. Шолохов «Нахаленок».
Глаз – есть окно человеческого тела, через которое человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без него эта человеческая темница – пытка.
/Леонардо да Винчи./
Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира.
/В. Г. Короленко
Повесть «Слепой музыкант»./
Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира.
/В. Г. Короленко
Повесть «Слепой музыкант»./
Проверь себя .
А : « П.»
Владимир Галактионович Короленко в повести «Слепой музыкант» писал: «Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира.»
«П», - а.
«Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира»,- писал Владимир Галактионович Короленко в повести «Слепой музыкант ».
Портрет А.П. Струйской Художник Ф.С. Рокотов
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаз – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий.
Выразительные средства в стихотворении «Портрет»
- Метонимия (перенос наименования части на целое) : глаза – лицо,портрет и даже вся жизнь героини.
- Сравнение,параллелизм : глаза – «как два тумана, два обмана»
- Метафорический эпитет : «души изменчивой»
- Метафора : глаза «со дна души моей мерцают»
Синтаксический, пунктуационный и орфографический разборы
Пр..красные глаза Струйской это прон..кнове(н,нн)ая повесть о неул…вимой внутре(н,нн)ей жизн… женщины испытавш…й «мглу неудач(?)».
Проверь себя .
Пр е красные глаза Струйской – это прон и кнове нн ая повесть о неул о вимой внутре нн ей жизн и женщины , испытавш е й «мглу неуда ч ».
Глаза
По цвету
По форме,
размеру
Качество личности
(Характер)
Состояние героя
Детали портрета.Глаза.
Рабочие материалы
По цвету
Бесцветные,блеклые, выцветшие, водянистые, темные,иссиня-черные,дымчатые,карие, серые,стальные, голубые, ультрамариновые, изумрудные, сердоликовые.
По форме, по размеру
Большие, круглые,широкие, маленькие, суженные, миндалевидные, раскосые, глубокие, бездонные, запавшие.
Определения, передающие особенности характера, состояние человека.
Азартные, бедовые, беззаботные, безумные,внимательные,веселые,
беспечные,бесшабашные,востор-
женные,вызывающие,горящие, грозные,грустные,дерзкие,добрые,
доверчивые,мудрые, озорные, печальные, плутовские, удивленные, строгие,…
Еще не видно лица на портрете.
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Художник не отрывает взора
От натурщицы, от полотна.
- Можете шевелиться, синьора,
Ваша скованность мне вредна.
Смуглая женщина в свете зыбком,
Прост и чудесен ее наряд.
Неуловима ее улыбка,
Не объясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор посередке гладко
И пропадет тропой среди гор.
… Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда.
Леонардо пишет портрет.
Н.Озеров.
Техника рисования глаза
Игра в «портреты».
Чернильная душа(чиновник, бюрократ) – грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь.
Игра в «портреты»
Добрейшей души человек, радушный хозяин, балагур, скорый на ногу(быстрый, подвижный), весельчак.
Работа по карточкам. 1 вариант.
Найти в описаниях глаз эпитеты и сравнения:
- Выцветшие,когда-то голубые глаза, холодные, крупные, выпуклые, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы.
- Павлик вяло улыбнулся слипшимися, как вареники, глазами.
- Она запустила в садок пятерню и уставилась на мальчика круглыми глазами, черными и синими, как виноград изабелла!
- Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
Работа по карточкам. 2 вариант.
Определить, какие качества личности передают сравнения и эпитеты.
1. Ясные очи горели приветливо,будто звездочки.
2.Она поглядела на меня своими холодными птичьими глазами.
3. Тыбурций в одну секунду оглядел нас своими острыми рысьими глазами.
4. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами.
Работа по карточкам. 3 вариант.
Определить, какое состояние героя проявляется в описании глаз.
- Глаза сверкали оживлением и любопытством.
- Старик стал вспоминать что-то, должно быть свою молодость, потому что глаза его заискрились.
- Отчаянные, веселые глаза жарко блестели под побелевшими бровями.
- «Я, тетенька, их только чуть-чуть хотел попробовать»,- сказал Павлик, невинно глядя на разгневанную тетю широко открытыми, янтарными от слез глазами.
Творческий практикум (работа в группах)
Создать мини-проекты:
- « Глаза моего учителя»
- «Глаза моих одноклассников»
- Опишите глаза в момент, когда герой испытывает какое-нибудь чувство (сердится, удивляется, радуется и т.д.) или занят любимым делом.
- Проиллюстрируйте свое описание.
- Используйте все материалы, имеющиеся в вашем распоряжении.
Рефлексия
Коэффициент личного участия в уроке
Полезность проведенного урока
- 2 балла – активный участник
- 1 балл – участвовал в отдельных эпизодах урока
- 0 баллов – присутствовал, но участия не принимал
- 3 балла – очень полезно и интересно
- 2 балла – полезно частично и интересно
- 1 балл – не полезно, но интересно
- 0 баллов – не полезно, не интересно
Домашнее задание
- Создать мини-проект «Глаза моей мамы…».