Просмотр содержимого документа
«Биология 8 класс. УРОК №53, 54 «Органы равновесия, обоняния, осязания и вкуса»»
УРОК №53, 54 «Органы равновесия,
обоняния, осязания и вкуса»
Задачи:
1. Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов.
2. Показать их взаимодействие и взаимный контроль.
3. Повторить материал о причинах иллюзий.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о строении уха и функциях его структур.
2. Проследить передачу и преобразование звуковых сигналов от воздействия звуковой волны на барабанную перепонку до возбуждения рецепторов внутреннего уха.
3. Показать принципы работы слухового анализатора и механизм стереофонического восприятия звука.
4. Обосновать гигиенические рекомендации, связанные с сохранением слуха, назвать причины заболеваний наружного и среднего уха, рассказать о профилактике заболеваний.
II. Новый материал
Орган равновесия
Полукружные каналы располагаются в плоскостях X, Y, Z.
вызывает
вызывает
возбуждает
возбуждает
Вестибулярные центры связаны с мозжечком, ядрами глазодвигательных нервов, ВНС. Вегетативные рефлексы проявляются в виде укачивания в самолете, на качелях.
Орган обоняния - нос
Вкус, слух, обоняние наиболее обострены между 17 и 19 часами.
Обоняние у женщин на 20% лучше, чем у мужчин.
Орган вкуса - язык
горькое
кислое
соленое
сладкое
Органы осязания
рецепторы
в коже, мышцах, суставах, слизистых оболочках
восприятие
механические, температурные, болевые раздражители
а) кожная чувствительность (тактильные, болевые, температурные раздражения)
б) мышечная чувствительность (изменение мышечного напряжения, растягивание мышц и сухожилий)
зависит ориентация движений и координация положения тела в пространстве
осязание координируется с мышечным чувством = можно определить форму, размер предмета, отличить один от другого.
Кожа наименее чувствительна к уколам в 900 утра.
III. Закрепление
Ответы на вопросы в конце параграфа 52, выполнение задания «!» на стр. 263.
IV. Д/з *52
Вопр. 5 стр. 263 (у)