Бирюк – личность цельная, но трагичная
Работа ученицы 7 “к” класса Зубовой Ольги МБОУ “СОШ №3”
Прочтем отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» и обратим внимание на выделенные слова.
— Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.
— Чего тебе?
— Отпусти… с голодухи… отпусти.
— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.
— Отпусти, — твердил мужик, — приказчик… разорены, во как… отпусти!
— Разорены!.. Воровать никому не след.
— Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.
— А ты все-таки воровать не ходи.
— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то… один живот и есть… отпусти!
— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.
— Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, — на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей …»
Лесник обернулся.
— Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!
— Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением лесник. — С ума сошел, что ли?
— Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!
— Ах ты… да я тебя!..
— А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все… А до тебя, погоди, доберемся!
Бирюк приподнялся.
— Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза.
— Полно, полно, Фома, — закричали, — оставь его… Бог с ним.
— Не стану я молчать, — продолжал несчастный. — Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику…
— Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.
Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.
— Убирайся к черту с своей лошадью , — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня!..
Он вернулся в избу и стал копаться в углу.
- Поймав в лесу мужика, который рубил барский лес, Бирюк его не сразу, но отпускает.
Может ли поступок лесника повлиять на его судьбу?
Сначала попробуем ответить на вопрос: Почему Бирюк отпускает мужика. Как объяснить психологически его поступок, чем он должен быть мотивирован?
- Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком, но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое "баловство" от нужды. Подспудно чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и "голодухой" мужика, своя правда.
- Легко ли было беречь барский лес? Может, не стоило Бирюку так враждовать с местными крестьянами, стоило бы быть более снисходительным, лучше понимать своего брата мужика? Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя.
Я тоже человек подневольный:
с меня взыщут».
- В том-то и дело, что взыщут, да ещё как взыщут.
- В комментарии
к одному из изданий «Записок охотника» прочитаем: «Лесник,
не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания
вплоть до ссылки в Сибирь».
А мужицкие угрозы «сжить со свету», то есть убить, могли быть исполнены?
- Вполне. Ведь уже читали об этом в рассказе «Бежин луг». На вопрос Кости, что же так жалостливо стонало в бучиле, нагоняя страх, Павел замечает: «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится».
- Бывший крепостной Тургенева, а впоследствии сельский учитель Ардалион Иванович Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника", не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...»
- Вот такая она, служба лесника. И какой же завязывается клубок социальных проблем.
- Воровать — грех, к тому же воровство — преступление, лес-то барский.
И.Левитан. Владимирка
- А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Крестьянская семья середины 19 века
И.И.Пчёлко.
«Сквозь строй»
- Потакать крестьянам — взыщут по всей строгости, угодишь в ссылку или в солдатчину, семья пойдёт по миру. Не давать «баловать» в лесу мужику — «добрые люди» сживут со свету.
Каков же выход из этой ситуации?
- Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведёт и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.