Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Блокада Ленинграда»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «кольцо блокады».
- Закреплять навыки аккуратного наклеивания пластилина, учится делить пластилин на части. Развивать мелкую моторику кистей рук. Изобразить салют с помощью размазывания пластилиновых шариков.
Предварительная работа:
1. Беседы о ВОВ
2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам Родины.
3. Чтение художественных произведений по теме.
4. Рассматривание картин о войне.
5. Прослушивание песен и музыки военных лет.
6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
Материалы и оборудование: презентация «Блокада Ленинграда», ноутбук ,проектор , магнитная доска, песня «О подвиге Ленинграда» , цветной картон, пластилин ,салфетки, картинка на которой изображен салют из пластилина.
Словарная работа : блокада ,буржуйка ,Ленинград.
1. Организационный момент.
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Ход НОД
2.Основная часть.
Воспитатель : когда нас с вами еще не было, фашистская Германия напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. Она прошла почти по всем городам и селам.
И сегодня я вам расскажу о блокаде города Ленинграда.
1слайд .
Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.
2 слайд .
Блокада – это, когда враги окружают город со всех сторон, т. е. город попадает в кольцо, и ни в город, ни из города нельзя, ни выйти , ни выехать.
3 слайд.
8 августа 1941 года Ленинград оказался со всех сторон окружён врагами .В это время в городе находилось более трёх миллионов человек , и среди них 400 –то тысяч детей .
Сначала столица оказалась в очень тяжёлом положении , немцам удалось разбомбить склады с продуктами .Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб выдавали только по карточкам .
4 слайд.
Блокадная пайка хлеба составляла 125 граммов на одного человека .
( демонстрация детям 125 граммов хлеба)
Люди бережно относились к каждой крошке.
5 слайд.
Воспитатель : ребята послушайте стихотворение :
Пайка блокадного хлеба .
Мама !Хлебушка дай –ка !
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба-
С жизнью тончайшая нить .
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны позабыть .
Воспитатель : и всё же пайка блокадного хлеба та единственная ниточка , которая соединяла ленинградцев с жизнью !
6,7 слайд.
Первая блокадная зима 1941 года выдалась очень тяжелой и суровой для жителей .
8 слайд.
В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества . Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» .
9 слайд .
«Буржуйки» - небольшие железные печки.
В огонь бросали книги , деревянную мебель, разгромленную во время бомбежек.
10 слайд .
Сотни тысяч людей погибли в ту зиму от холода и голода .Враги обстреливали мирных жителей.
11 слайд
Фашисты бомбили город по нескольку раз в день.
Город был сильно разрушен.
12 слайд.
Дети блокадного Ленинграда, ходили в детский сад.
13 слайд
Ученики ходили в школу на занятия.
14 слайд
Для того, чтобы помочь детям пережить эти страшные дни, взрослые устраивали праздники.
15 слайд
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки - Тани Савичевой.
16 слайд
- Я хочу вам прочитать, что же там писала девочка Таня .
В обычной тоненькой тетради она писала :
«Сегодня умер дедушка ». На следующей странице
«Сегодня умерла мама». День за днем умирали Танины родственники .На последней странице была выведено детской рукой «Умерли все. Осталась одна Таня ».
17 слайд
Воспитатель : ребята этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады. Война исковеркала судьбы миллионов детей ,которые оказались лицом к лицу с жестокой , беспощадной ,злой силой фашизма .Трудные ,голодные и холодные военные годы тяжело достались всему народу ,но особенно страдали дети.
Люди ослабли от голода и холода. Многие умерли. Фашисты хотели, чтобы город сдался.
Но жители боролись, не смотря на страшные испытания.
18 слайд
Воспитатель : Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей . ( ответы детей )
Воспитатель : Зимой Ладожское озеро замёрзло и вот по льду шли грузовики, чтобы спасти людей от голодной смерти было решено доставлять продовольствие , медикаменты и боеприпасы .
19,20,21 слайд
А из Ленинграда вывозили обессилевших от голода женщин , детей ,стариков.
Этот путь назвали «Дорогой жизни».
Под бомбежками врага водители совершали подвиг. Некоторые машины проваливались под лед, но после бомбежек люди возвращались к машинам и доставали из воды мешки с зерном и мукой.
22 слайд
900 дней длилась блокадное кольцо сжимало Ленинград.
12 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда южнее озера была построена железная дорога .
23,24 слайд
Зимой 1943 года Ленинград был полностью освобождён бойцами Красной Армии .
25 слайд
Давайте представим, что мы солдаты .
Физминутка:
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».
26 слайд .
Никто не забыт и ни что не забыто…
Давайте послушаем отрывок песни «Подвиг блокадного Ленинграда»
- О ком эта песня?
Ответы детей (о Ленинградцах, о войне, о блокаде, о детях блокады)
Мальчики подготовили стихотворение о детях блокадного Ленинграда:
1 ребенок:
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
2 ребенок:
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Воспитатель : Спустя 900 дней 27 января 1944 года наши войска прорвали кольцо блокады.
Это был великий день! Радость наполняла всех солдат и жителей освобожденного города. В честь этой победы был дан салют.
27 слайд.
Воспитатель: Ребята, вот и мы с вами сегодня изготовим свой праздничный салют. мы сегодня запустим множество красивых, ярких огоньков в ночное небо.
За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили и учились. За то чтобы светило солнце и было мирным небо над головой!
Продуктивная деятельность «Праздничный салют ».
3.Заключительная часть:
Как вы считаете, что такое война?
Что такое блокада?
О чем мечтали дети во время блокады?
Как сейчас называется город, который во время войны называли Ленинград?
Ответы детей.