СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн-ринг по русскому языку для 7-8 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брейн-ринг был проведен для смешанной группы ребят (6,7,8 классов). Так как школа малокомплектная, и детей в классах немного.

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг по русскому языку для 7-8 классов»

БРЕЙН-РИНГ

Чтецы декламируют отрывок из стихотворения Константина Алтайского «Русский язык».

Но, всех самоцветов стократ драгоценнее,

Во мгле лихолетий смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения –

Могучую, звучную, сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твоё не шелохнуто великолепие,

Твоя чистота и твоя простота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы, академики и мужики.

Прошёл ты сквозь мрак исторической полночи

К сиянью кремлёвских негаснущих звёзд,

Правдив по - толстовски,

По - пушкински солнечен,

По - горьковски  ясен, прозрачен и чист.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский Язык.


Ведущий. Дорогие друзья! В школе продолжа­ется неделя русского языка. Сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие предста­вители 7-8 классов - знатоки русского языка. Наша игра будет проходить под девизом:

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Напоминаю правила игры: в каждом туре идет игра до трех очков. На размышления над вопросом дается одна минута. В случае готовности капитан команды дает сигнал звоночком. Нельзя подавать сигнал, если не прозвучала команда к началу игры. Если команды не отвечают ни на один из предложенных вопросов, они обе выбывают из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре, Порядок вступления в игру определит жеребьевка.

После жеребьевки команд начинается игра. В перерыве между турами - реклама литературы о русском языке.

Вопросы для игры

  1. О каких словах идет речь?

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету. (Йрисирис)

  1. Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает?

(О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой на­смешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

  2. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков — приспособле­ний для затормаживания вагонов.)

  3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Музыкальным знаком: скрипич­ным ключом, басовым ключом.)

  4. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? Если да, то в каком? (Стол, стог, стоп.)

  5. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)

  6. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послеза­втра.)

  7. Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и существи­тельного дня.)

  8. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: азбука и алфавит? Откуда произошли эти слова? (Из названия первых букв: в русском языке «аз» и «буки», в греческом — «альфа» и «вита»).

  9. Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но л на н лишь замените —

Сибирской стану я рекой.

(ЕлисейЕнисей.)

  1. С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п, от вас не утаю,

Тоже в школе я стою.

(Картапарта.)


  1. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

  2. Что здесь написано? (Каша.) (Пла­кат с ребусом.)

  3. Что здесь написано? (Изба.) (Плакат с ребусом.)

  4. Что здесь написано? (Портфель.) (Плакат с ребусом.)

  5. Как правильно сказать: У рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? или У рыбей нет зубей?

  6. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки: выходите, сходите или встаете? (Выхо­дим.)

  7. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня.)

  8. Какой город называет себя спортивной одеждой

(Ямайка.)

  1. О каком слове идет речь:

Союз — мой первый слог,

Второй мой слог — предлог,

А целое — у молодца

Посреди лица. (Нос.)

  1. Когда употребляется выражение крокодиловы слезы? Что оно означает?

  2. Почему мы так говорим: кричит во всю ивановскую?

Чтецы декламируют стихи о русском языке.

Ведущий. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.

(Из журнала «Русский язык в школе» № 3, 1998 г.)



53