Как вести себя с «провокатором»
•Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
•Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим".
•Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
•Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок.
• Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так.
•Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций.
•Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
Средства метода наказания
Замечание;
Порицание;
Лишение удовольствия;
Лишение или ограничение прав;
Неодобрение;
Выговор;
Отсроченное наказание;
Наложение дополнительных обязанностей;
Предложение встать у парты;
Вызов на совет профилактики.
Технология наказания
Проявлять педагогический такт.
Наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших поступок.
При случайном нарушении правил поведения можно ограничиться беседой или простым упреком.
Наказание приносит успех, когда оно согласуется с мнением коллектива.
Нельзя наказывать по подозрению.
Избегать коллективных наказаний (они могут привести к объединению учащихся, нарушающих порядок и дисциплину).
Нельзя злоупотреблять наказаниями.
Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым.
Наказанием нельзя злоупотреблять.
Что в поведении учителя может спровоцировать конфликт на уроке
1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
3. Приказной, административный характер просьб учителя без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
4. Невнимание к ответу ученика (прерывание его, беседа с другими во время ответа).
5. Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке.
Помните!
За развитие и способ разрешения конфликта отвечает педагог.
Дети усваивают стратегию и стиль поведения учителя (не забывать о «воспитывающем» эффекте конфликтной ситуации)
ГБОУ школа-интернат № 4 г.о. Тольятти
Как педагогу реагировать на агрессию и провокации
Рекомендации психолога