Некоторые примеры использования теневого театра на занятиях в ДОУ.
На развитие речевого дыхания – силуэты свечи, солнца, снежинки, листа дерева, облака, дерева, чашки с паром и т.д.
Игры:
- «Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху), «Сдуй листочек» (силуэт дерева прикреплен снизу, а листики деревьев привязаны на нити сверху). Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
- «Бабочки" (бумажные бабочки привязанные на нити). Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
- "Горячий чай" (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити). Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
- "Снег кружится, летает, летает" (бумажные снежинки свисают вниз на нитях). Цель: развитие сильного плавного выдоха.
- «Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме). Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха
2. На развитие фонематического восприятия, дикции и интонации, автоматизацию и дифференциацию звуков – силуэты волка (звук у), девочки Ани (звук а), ослика (звук о), индюка (звук и), медведя (звук ы) и т.д., домиков (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный).
Игры:
- «Кто поет?» (силуэты волка, девочки, ослика, индюка и медведя, логопед произносит определенный звук, ребенок показывает и называет, кто спел песню). Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
- «Рассели картинки» (силуэты домов от одного до трех этажей, силуэты разных предметов и животных, ребенок расселяет силуэты в дома по количеству слогов). Цель: обучение слоговому анализу слов.
- «Распредели картинки» (взрослый показывает силуэты картинок со звуком л или ль, ребенок решает, что дать кукле Лале, а что Ляле). Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать навык звукового анализа.
- «Какой звук начинает слово?», «Какой звук в конце слова?» (взрослый выставляет силуэты разных предметов, ребенок узнает предмет и называет первый, последний звук в слове). Цель: учить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.
3. На запоминание букв – силуэты букв.
Игры: Цель: запоминание образа печатных букв и их порядка в алфавите, обучение чтению по слогам.
«Ккие буквы изменили своё место»(предлагася запомнить расположение букв. Затем дети закрывают глаза, меняется
положение в ряду 1-4 буквы, открыв глаза, определяют, что изменилось).
- «Какая буква потерялась?» (взрослый выставляет силуэты букв на ширме, затем одну убирает, дети отгадывают какая буква потерялась. Второй вариант: выкладывается короткое слово, логопед убирает букву, дети отгадывают какая буква потерялась).
- «Продолжи алфавит» (взрослый выставляет ряд букв алфавита, ребенок продолжает).
- «Отгадай букву» (взрослый выставляет силуэт части буквы, дети отгадывают букву).
- «Прочитай слог» (взрослый выставляет силуэты слогов, дети читают).
- «Продолжи ряд» (взрослый в определенном порядке выставляет силуэты букв, ребенок продолжает ряд).
4. На развитие лексико – грамматического строя речи и пополнение словарного запаса – силуэты овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, разного вида транспорта, насекомых, птиц, игрушек, одежды, обуви, головных уборов, школьных принадлежностей, продуктов питания, инструментов, домашних и диких животных, цветов, деревьев и т.д.
Игры:
- «Один - много» » (взрослый выставляет на ширме силуэт одного предмета слева и несколько силуэтов этого же предмета справа. Дети называют). Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
- «Назови ласково» (взрослый выставляет на ширме силуэты разных предметов, ребенок отгадывает предмет и называет его ласково). Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- «Четвертый лишний» (взрослый выставляет на ширме силуэты четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных, ребенок называет неподходящий предмет и объясняет свой выбор». Цель: развивать способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.
- «Что положим в суп?», «Что положим в компот?» (логопед выставляет на ширме силуэты овощей и фруктов, силуэты кастрюль, дети выбираю, что положим в суп, что в компот). Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.
- «Собери игрушки» (взрослый выставляет на ширме силуэты игрушек и других предметов, дети отгадывают силуэты только игрушек и убирают их в корзину). Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.
5. На развитие связной речи – силуэты героев русских народных сказок, животных, деревьев, цветов, домов, машин, птиц и т.д.
Игры: - «Придумай и расскажи сказку»
- «Что сначала, что потом»
- «Опиши игрушку»
- «Расскажи какой?»
Цель: стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.
МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» г.Орла
Теневой театр.
Воспитатель:
Инна Анатольевна Михайлова
г. Орёл , 2017 г.