Игра «Звук потерялся»
Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали - тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Очень рада бочка маленьким платочкам.
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат №11, реализующая адаптированные общеобразовательные программы»
Комплекс упражнений для развития
фонематического слуха
Екатеринбург 2019
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, сом, ком, лом, том). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
В этом буклете мы предлагаем вам игры на формирования фонематического суха, в которые вы можете играть с ребенком дома.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуков «к». Кастрюля, лампа, тарелка, стол, круг, тапки, печка, сук, шапка, стакан, капкан, мышка, ложка.
Игра «Цепочка».
Называют любое слово, а дети должны назвать слово, начинающееся с последнего звука. (Рама – арбуз – зонт – тыква – ананас и т.д.)
Игра «Собери слово».
Из предложенных букв выкладывается слово.
Игра «Закрой окошки».
Выполняется звуковой анализ слов. (Кот, кит, крот, чашка.)
Игра «Шумящие баночки»
Приготовьте непрозрачные баночки (коробочки) с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Узнай, что звенит (гремит)?»
На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Игра «Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игра «Сколько звуков».
Называют один, два, три звука, а дети на слух определяют и называют их количество. (Ау, мы, кот, роза и т.д.)