«Строительные» игры или конструирование – это строительств домиков, башен, поездов и прочих предметов из деревянных или пластмассовых кубиков. Конструирование – это веселое и полезное времяпровождение, оно учит различать формы строительного материала: кубик, кирпичик, призма, треугольник, шар.
В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.
Типы организации конструирования:
Конструирование по образцу;
Конструирование по модели;
Конструирование по условиям;
Конструирование по теме;
Конструирование по замыслу.
Игра «Выложи сам»
В этой игру у ребенка развивается умение анализировать форму предметов (деталей конструктора). Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких деталей конструктора, и набор этого конструктора. Например, выложи собаку. Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребенка. Если на образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.
Игра «Коврик для куклы»
Предложите ребенку сделать коврик, украшенный орнаментом из деталей конструктора. Кукла объяснит, какой коврик она хотела бы получить. Например: «В середине красный квадрат, сверху 4 кирпичика синего цвета, снизу 4 кирпичика желтого цвета, слева 3 квадрата зеленого цвета, справа 3 квадрата белого цвета». Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры – из строительного набора.
Игра «Архитектор»
Объясните ребенку, кто такой архитектор и почему вначале нужно нарисовать будущую постройку и только потом ее можно строить. Пусть задачей архитектора будет строительство лестницы. Материал для нее нужно подготовить заранее. Это 10 кирпичиков-ступенек, которые имеют свой цвет, лежат они не по порядку, и 20 квадратиков-перемычек одного цвета. Предложите ребенку, не трогая детали конструктора, нарисовать лестницу: все ступеньки располагаются по порядку, по цвету. После этого предложите ему взять конструктор и построить лестницу точно по проекту.
Игра «Нарисуй и построй
Это конструктивная игра, развивающая пространственное воображение. Для нее нужны: конструктор Лего, бумага в клетку, карандаш и линейка. Внимательно рассмотрите детали конструктора. Разложите эти детали на столе перед ребенком и попросите его сначала нарисовать то, что он будет строить. Удобнее всего рисовать на листе бумаги в клетку, на нем легче изобразить квадрат или прямоугольник.
Игра «Четвертый лишний»
Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображением деталей конструктора, 3 из которых относятся к общему понятию. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования.
Игра «Чудесный мешочек
В этой игре ребенок научится узнавать предметы на ощупь, будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления. Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов – деталей разного конструктора. Положите один набор в мешочек (из плотной ткани), затянутый резинкой. Задача играющего – на ощупь отыскать в мешочке деталь, показанную ведущим. Меняйтесь с ребенком ролями – будьте по очереди то играющим, то ведущим.
«Строительные» игры способствуют:
Развитию мелкой моторики;
Знакомству с формой и текстурой предметов на практике;
Развитие фантазии и воображения;
Обогащению речи новыми понятиями;
Выработке технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;
Стимуляции логического и образного мышления;
Самоконтролю, самостоятельности;
Высокому сосредоточению внимания.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа№8»
«Строительные» игры в школе и дома
Подготовила педагог-дефектолог:
Фролова Татьяна Сергеевна
Арзамас, 2025