СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет «Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей с РАС» (рекомендации для педагогов и родителей)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Просмотр содержимого документа
«Буклет «Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей с РАС» (рекомендации для педагогов и родителей)»

Игра «Геометрические фигуры на ощупь»

Вырежьте несколько фигур небольшого размера (около 5 см) из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, треугольник, звезда. Наклейте их на лист картона. Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого нужно закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях руки. Возьмите его ручку и поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой и отгадает геометрическую фигуру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики.


Исследуем наше тело.

В разных частях тела не одинаковое количество нервных окончаний, поэтому чувствительность разная. Самая высокая чувствительность на лице и особенно в области губ, на ладонях и ступнях, а самая низкая - на спине, животе. Есть места, кожа которых практически ничего не ощущает, например, локти. Вот интересные игры с малышами. Ребенку необходимо закрыть глаза и отгадать место, где коснулись. Возьмите карандаш и прикасайтесь им к разным частям тела: губы, щеки, спина, руки в разных местах, ноги, живот.




Учитель-дефектолог






«Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей с РАС»



(рекомендации для педагогов и родителей)


Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа всех органов чувств. На основе ощущений дети получают представление о свойствах окружающих объектов, чувственный опыт формирует целостный образ предмета.

Существует пять основных видов восприятий: тактильное, зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное. Так, зрительное восприятие позволяет различать объекты по цвету, форме, размеру, слуховое восприятие дает возможность различать речевые и неречевые звуки. Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре - гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь - плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).


Существует множество игр и упражнений, помогающих детям совершенствовать чувствительность пальчиков. Организация большинства занятий в детском саду прямо или косвенно способствует развитию тактильных ощущений (лепка, аппликация, конструирование, рисование (пальчиками, ладошками, собирание пазлов, игры с прищепками, сортировка мелких предметов, игры с песком и прочие).


Вот несколько дидактических игр и пособий, помогающих развивать сенсорную чувствительность, в частности, тактильное восприятие детей с РАС


Игра «Чудесный мешочек» Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не заглядывая в мешочек.

Другой вариант с крупами. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.


Дидактическое пособие «Тактильные карточки». Их можно изготовить самостоятельно и играть в различные сенсорные игры. Наклейте небольшие лоскутки ткани различной фактуры на картон. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы…

Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру (охарактеризовать ткань на ощупь, найти парные карточки, найти по заданию «Найди гладкую / шершавую / пушистую / колючую карточку»).

Другой вариант «Тактильное лото». Здесь вместо картона используем крышечки от бутылок, куда также приклеиваем различные материалы, крупы, бусины, все, что создает разнообразные на ощупь поверхности.


Игра «Рисуем на крупе». Возьмите плоское блюдо /поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики ребенка.