СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Скоро в школу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Скоро в школу"»










ЖЕЛАЕМ

ВАШЕМУ РЕБЁНКУ

УСПЕХОВ В ШКОЛЕ!






СКОРО В ШКОЛУ !

(рекомендации для родителей будущих первоклассников)








Когда ребёнку исполняется шесть лет, большинство родителей начинают задумываться о школе. Но какую бы школу не выбрали они для своего ребенка (центр образования или общеобразовательную школу), переход в новую жизнь является для него очень важным этапом жизни.

Внесем ясность: отношения «воспитатель-ребенок» и «учитель-ребенок» разные. В детском саду больше учитывается индивидуальность ребенка, его личностные особенности. В школе иначе – дело есть дело, и его надо выполнять! В детском саду отношения более эмоциональные, в школе они становятся более деловыми (поэтому может показаться, что учитель придирается к своему ученику. Это не так. В школе учитель оценивает ребенка по выполненным делам!). Это надо учитывать родителям и объяснять ребенку, чего от него добиваются.

-1-


При подготовке буклета использовались материалы из книг:

- «Родителям будущих первоклассников»/под ред. Л.Е. Курнешовой, -

М., 2007.

- Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. – М., 2007.

- «Все о младшем школьнике»/ под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М., 2004.

- Безруких М.М. «Пора ли в школу?», - М., 2004.

- Некрасовы Нина и Заряна «Ты учись, а мы поможем!», - СПб, 2010.































Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных .

Многим детям в период адаптации к школе свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явле­ние, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребёнка с возрастом уменьшается, но если стараться её искоренить, это не принесёт никакой пользы первокласснику. У каждого ребёнка свой темп развития, и каждый перестаёт играть в своём возрасте.

Пусть первоклассник больше играет в игры:

  • на доске, такие, как шашки, шахматы;

  • подвижные игры;

  • сюжетно-ролевые игры.

На начальном этапе адаптации к школе для ребёнка особенно необходимо ощущение собственной успешности. Оно значи­тельно облегчает трудности адаптации и способствует повы­шению учебной мотивации.

Родители, искренне интересуйтесь школь­ной жизнью ребёнка, расспрашивайте его о школе, делитесь с ним своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребёнка. И здесь возникает очень слож­ный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребёнка, как хвалить его или ругать? -3-

Дошколятам и ученикам начальной школы нужны родители – соратники и помощники. Прислушайтесь к правилам разумных помощников.

- Помощь нужна тогда, когда ребенок о ней попросит.

- Пока не просит – надеется справиться своими усилиями. Не мешайте ему.

Если ребенок просит о помощи:

- помогая, не спешите давать готовый ответ – надо подтолкнуть, намекнуть, задать направление;

- нельзя упрекать, высмеивать, нельзя говорить ребенку: «Ну вот, опять ты…», иначе он не рискнет обратиться за помощью тогда, когда она будет очень нужна (и не только в учебе).

Если ребенка контролируют постоянно и при первом же «писке» бросаются на помощь, кончается это тем, что он и шагу не может ступить без помощи взрослых, или становится безответственным – а ответственность за свои заботы перекладывает. На Вас!. При тотальном контроле ребенок не учится ставить цель и доходить до неё.

-8-

Заповеди первоклассника

Познакомьте своего ребенка с этими простыми, но важными правилами. Составлены они по рекомендациям известного педагога С.Соловейчика.

- Не отнимай чужого, но и все свое не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

- Не дерись без обиды.

- Сам не приставай.

- Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

- Играй честно.

- Не дразни других, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки всегда как следует, и отметки у тебя будут хорошие.

- Не ябедничай за спиной у товарищей.

- Не будь грязнулей. Дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдем домой.

- Не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех. Запомни это!

Иди в школу, и пусть она подарит тебе радость!

-9-

Начало обучения в школе для первоклассника – это прежде всего большие нагрузки. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребёнка – скорее всего, признак пере­утомления. Иногда ребёнок сам говорит, что он устал. Как же можно избежать переутомления?

  • Прежде всего, необходимо создать для ребёнка щадящий ре­жим.

  • Ограничить виды деятельности, возбуждающе дейст­вующие на ребёнка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов.

  • Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время – не более полутора часов).

  • Если ребёнок сильно устаёт, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с со­лями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребёнок бывал на улице.


И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведённое на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа. Лучше, если ребёнок занима­ется в течение получаса, после чего следует физкультми­нутка. Возможно, домашнее задание не будет выполнено иде­ально.

Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребёнка или одна безупречно написанная строчка?

-2-

Комната будущего первоклассника

  • Чтобы выделить место для занятий ребенка, комнату необходимо разделить на зоны, чтобы ученика ничто не отвлекало от занятий.

  • Сажать ребенка спиной к двери не рекомендуют психологи - так ребенок может чувствовать себя некомфортно.

  • Лучшее место для занятий - около окна, чтобы на стол падал естественный свет.

  • Если не получается разместить стол возле окна, позаботьтесь о качественном освещении. Свет в детской должен быть ярким и по возможности равномерным.

  • Свет одной-единственной настольной лампы детям противопоказан: контраст с зонами полумрака быстро вызывает зрительное раздражение.

  • Основная деталь интерьера школьника - стол. Он должен быть выбран особенно тщательно, ведь от размера и модели стола зависят осанка, зрение ребенка и его желание учиться.

  • Высота столешницы зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 см. Проверить, подходит ли он вашему ребенку, можно прямо в магазине: когда ученик садится за стол, его край должен оказаться точно на уровне груди.

  • Не менее важно выбрать стул, а еще лучше - рабочее кресло. Его высота регулируется, а значит, этот предмет приобретается «впрок». Сиденье кресла не должно быть глубоким, чтобы во время занятий ребенок не горбился, а его спина опиралась на спинку.

  • Для книг юного ученика нужен шкаф или несколько полок. Психологи советуют открытые полки - это способствует приучению ребенка к порядку.

  • Для хранения письменных принадлежностей подойдут различные ниши, мобильные контейнеры и даже ширма с кармашками. Главное, чтобы все они находились в зоне досягаемости ребенка. -5-

ВОЛЯ – это одно из качеств, которое необходимо для успешного обучения ребенка.


Пять советов по воспитанию воли:


1. Если ребенок чем-то занялся - не отрывайте его от дела. Пусть он убеждается, что начатое нужно доводить до конца. Когда человек чувствует, что его деятельность (от игры до труда) уважают – он и сам учится уважительно к ней относиться.

2. Когда ребенок хочет помочь Вам, заранее определите, что именно он должен сделать. Посильная обязанность, пусть даже небольшая, нужна для того, чтобы ребенок справился с ней и увидел результат своего труда. Но если объем работ был обозначен (вымыть 2 тарелки) – не позволяйте бросить дело на половине пути. Умение преодолевать трудности и старательность – это основа школьного обучения.

3. Не поддавайтесь на провокации. Если ребенок не хочет доводить начатое дело до конца, не нужно с ним торговаться. Скажите один раз : «Ты сам так решил, поэтому сделай, а потом и отдохнёшь». И больше не повторяйте, иначе ребенок просто будет оттягивать выполнение дела. Другой вопрос, если у него что-то не получается, и он просит о помощи. Помогите ему, но не делайте за него то, с чем он в силах справиться сам.

4. Приучайте ребенка к порядку и не откладывайте дела на «потом». Привычка к порядку складывается из мелочей. Сделал уроки – соберешь свой портфель и уберешь лишнее со стола. СРАЗУ. Это приучит ребенка к планировать, рассчитывать свое занятое и свободное время.

5. Оставляйте простор для творчества. Не разъясняйте до мелочей все задания, которые Вы поручаете, тем более те, за которые ребенок должен сам отвечать. Ваша задача – дать направление и указать конечную «точку», а вот способ, которым он будет добираться до этой «точки» - путь ребенок постарается и выберет сам. -6-

Еще несколько советов:

1. Следите за тем, что говорите. Дома о школе или детском садике (учительнице, воспитательнице, уроках, друзьях, одноклассниках) - ни слова плохого. Наши комментарии дети услышат, и примут их за истину (потому что для детей этого возраста родители – авторитет).

2. Не делайте дублей. Не заставляйте делать ребенка домашнее задание на черновике, а потом переписывать. Когда он знает, что письменная работа продлиться недолго – он постарается сделать как следует сразу.

3. Отмечайте успехи, а не ошибки. Наши детишки стараются, но умения пока еще нет. И если изначально критиковать, читать нотации, заставлять переписывать – кто из них будет рад, что стал учеником?

Важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, чтобы хотел учиться

-7-

Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим первокласс­нику:

  • «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!»,

  • «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!» -

ребёнок полу­чает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хоро­шим школьником, и понимает, что для него это возможно.

Если задавать вопросы:

  • «Что ты сегодня узнал но­вого?»

  • «С кем из ребят ты сегодня играл?»

  • «Какие уроки были для тебя самыми интересными?»

дают ребёнку понять, что глав­ное в школе – учение и общение.

Конечно, школьная жизнь – это не только радостные мо­менты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рас­серженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребёнку возможность выразить негативные чувства. Говорите ребенку :

  • «Я вижу, ты расстроился»,

  • «Тебе было обидно. Давай вместе подумаем, как исправить ситуацию»,

- мы ока­зываем ребёнку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему своё понимание.


-4-