ЖЕЛАЕМ
ВАШЕМУ РЕБЁНКУ
УСПЕХОВ В ШКОЛЕ!
![]()
![]()
СКОРО В ШКОЛУ !
(рекомендации для родителей будущих первоклассников)
Когда ребёнку исполняется шесть лет, большинство родителей начинают задумываться о школе. Но какую бы школу не выбрали они для своего ребенка (центр образования или общеобразовательную школу), переход в новую жизнь является для него очень важным этапом жизни.
![]()
Внесем ясность: отношения «воспитатель-ребенок» и «учитель-ребенок» разные. В детском саду больше учитывается индивидуальность ребенка, его личностные особенности. В школе иначе – дело есть дело, и его надо выполнять! В детском саду отношения более эмоциональные, в школе они становятся более деловыми (поэтому может показаться, что учитель придирается к своему ученику. Это не так. В школе учитель оценивает ребенка по выполненным делам!). Это надо учитывать родителям и объяснять ребенку, чего от него добиваются.
-1-
При подготовке буклета использовались материалы из книг:
- «Родителям будущих первоклассников»/под ред. Л.Е. Курнешовой, -
М., 2007.
- Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. – М., 2007.
- «Все о младшем школьнике»/ под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М., 2004.
- Безруких М.М. «Пора ли в школу?», - М., 2004.
- Некрасовы Нина и Заряна «Ты учись, а мы поможем!», - СПб, 2010.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных .
Многим детям в период адаптации к школе свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребёнка с возрастом уменьшается, но если стараться её искоренить, это не принесёт никакой пользы первокласснику. У каждого ребёнка свой темп развития, и каждый перестаёт играть в своём возрасте.
Пусть первоклассник больше играет в игры:
На начальном этапе адаптации к школе для ребёнка особенно необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации.
Родители, искренне интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, расспрашивайте его о школе, делитесь с ним своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребёнка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребёнка, как хвалить его или ругать? -3-
Дошколятам и ученикам начальной школы нужны родители – соратники и помощники. Прислушайтесь к правилам разумных помощников.
- Помощь нужна тогда, когда ребенок о ней попросит.
- Пока не просит – надеется справиться своими усилиями. Не мешайте ему.
Если ребенок просит о помощи:
- помогая, не спешите давать готовый ответ – надо подтолкнуть, намекнуть, задать направление;
- нельзя упрекать, высмеивать, нельзя говорить ребенку: «Ну вот, опять ты…», иначе он не рискнет обратиться за помощью тогда, когда она будет очень нужна (и не только в учебе).
![]()
Если ребенка контролируют постоянно и при первом же «писке» бросаются на помощь, кончается это тем, что он и шагу не может ступить без помощи взрослых, или становится безответственным – а ответственность за свои заботы перекладывает. На Вас!. При тотальном контроле ребенок не учится ставить цель и доходить до неё.
-8-
Заповеди первоклассника
Познакомьте своего ребенка с этими простыми, но важными правилами. Составлены они по рекомендациям известного педагога С.Соловейчика.
- Не отнимай чужого, но и все свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без обиды.
- Сам не приставай.
- Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
- Играй честно.
- Не дразни других, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки всегда как следует, и отметки у тебя будут хорошие.
- Не ябедничай за спиной у товарищей.
- Не будь грязнулей. Дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдем домой.
- Не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех. Запомни это!
Иди в школу, и пусть она подарит тебе радость!
-9-
Начало обучения в школе для первоклассника – это прежде всего большие нагрузки. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребёнка – скорее всего, признак переутомления. Иногда ребёнок сам говорит, что он устал. Как же можно избежать переутомления?
Прежде всего, необходимо создать для ребёнка щадящий режим.
Ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребёнка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов.
Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время – не более полутора часов).
Если ребёнок сильно устаёт, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребёнок бывал на улице.
И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведённое на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа. Лучше, если ребёнок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка. Возможно, домашнее задание не будет выполнено идеально.
Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребёнка или одна безупречно написанная строчка?
-2-
Комната будущего первоклассника
Чтобы выделить место для занятий ребенка, комнату необходимо разделить на зоны, чтобы ученика ничто не отвлекало от занятий.
Сажать ребенка спиной к двери не рекомендуют психологи - так ребенок может чувствовать себя некомфортно.
Лучшее место для занятий - около окна, чтобы на стол падал естественный свет.
Если не получается разместить стол возле окна, позаботьтесь о качественном освещении. Свет в детской должен быть ярким и по возможности равномерным.
Свет одной-единственной настольной лампы детям противопоказан: контраст с зонами полумрака быстро вызывает зрительное раздражение.
Основная деталь интерьера школьника - стол. Он должен быть выбран особенно тщательно, ведь от размера и модели стола зависят осанка, зрение ребенка и его желание учиться.
Высота столешницы зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 см. Проверить, подходит ли он вашему ребенку, можно прямо в магазине: когда ученик садится за стол, его край должен оказаться точно на уровне груди.
Не менее важно выбрать стул, а еще лучше - рабочее кресло. Его высота регулируется, а значит, этот предмет приобретается «впрок». Сиденье кресла не должно быть глубоким, чтобы во время занятий ребенок не горбился, а его спина опиралась на спинку.
Для книг юного ученика нужен шкаф или несколько полок. Психологи советуют открытые полки - это способствует приучению ребенка к порядку.
Для хранения письменных принадлежностей подойдут различные ниши, мобильные контейнеры и даже ширма с кармашками. Главное, чтобы все они находились в зоне досягаемости ребенка. -5-
ВОЛЯ – это одно из качеств, которое необходимо для успешного обучения ребенка.
Пять советов по воспитанию воли:
1. Если ребенок чем-то занялся - не отрывайте его от дела. Пусть он убеждается, что начатое нужно доводить до конца. Когда человек чувствует, что его деятельность (от игры до труда) уважают – он и сам учится уважительно к ней относиться.
2. Когда ребенок хочет помочь Вам, заранее определите, что именно он должен сделать. Посильная обязанность, пусть даже небольшая, нужна для того, чтобы ребенок справился с ней и увидел результат своего труда. Но если объем работ был обозначен (вымыть 2 тарелки) – не позволяйте бросить дело на половине пути. Умение преодолевать трудности и старательность – это основа школьного обучения.
3. Не поддавайтесь на провокации. Если ребенок не хочет доводить начатое дело до конца, не нужно с ним торговаться. Скажите один раз : «Ты сам так решил, поэтому сделай, а потом и отдохнёшь». И больше не повторяйте, иначе ребенок просто будет оттягивать выполнение дела. Другой вопрос, если у него что-то не получается, и он просит о помощи. Помогите ему, но не делайте за него то, с чем он в силах справиться сам.
4. Приучайте ребенка к порядку и не откладывайте дела на «потом». Привычка к порядку складывается из мелочей. Сделал уроки – соберешь свой портфель и уберешь лишнее со стола. СРАЗУ. Это приучит ребенка к планировать, рассчитывать свое занятое и свободное время.
5. Оставляйте простор для творчества. Не разъясняйте до мелочей все задания, которые Вы поручаете, тем более те, за которые ребенок должен сам отвечать. Ваша задача – дать направление и указать конечную «точку», а вот способ, которым он будет добираться до этой «точки» - путь ребенок постарается и выберет сам. -6-
Еще несколько советов:
1. Следите за тем, что говорите. Дома о школе или детском садике (учительнице, воспитательнице, уроках, друзьях, одноклассниках) - ни слова плохого. Наши комментарии дети услышат, и примут их за истину (потому что для детей этого возраста родители – авторитет).
2. Не делайте дублей. Не заставляйте делать ребенка домашнее задание на черновике, а потом переписывать. Когда он знает, что письменная работа продлиться недолго – он постарается сделать как следует сразу.
3. Отмечайте успехи, а не ошибки. Наши детишки стараются, но умения пока еще нет. И если изначально критиковать, читать нотации, заставлять переписывать – кто из них будет рад, что стал учеником?
Важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, чтобы хотел учиться
-7-
Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим первокласснику:
ребёнок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно.
Если задавать вопросы:
«Что ты сегодня узнал нового?»
«С кем из ребят ты сегодня играл?»
«Какие уроки были для тебя самыми интересными?»
дают ребёнку понять, что главное в школе – учение и общение.
Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребёнку возможность выразить негативные чувства. Говорите ребенку :
«Я вижу, ты расстроился»,
«Тебе было обидно. Давай вместе подумаем, как исправить ситуацию»,
- мы оказываем ребёнку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему своё понимание.
-4-