СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Была ты всех ярче, нежней и прелестней...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения классного часа, посвященному жизни и творчеству А.А. Блока. Здесь охвачен период, когда автором создавался цикл стихов "Кармен"

Просмотр содержимого документа
«Была ты всех ярче, нежней и прелестней...»

А. А. БЛОК  БЫЛА ТЫ ВСЕХ ЯРЧЕ, ВЕРНЕЙ И ПРЕЛЕСТНЕЙ

А. А. БЛОК

БЫЛА ТЫ ВСЕХ ЯРЧЕ, ВЕРНЕЙ И ПРЕЛЕСТНЕЙ

Александр Александрович Блок родился в 1880 году и умер в возрасте 36 лет в 1921году

Александр Александрович Блок родился в 1880 году и умер в возрасте 36 лет в 1921году

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ РАСПУТЬЯ  ПУЗЫРИ ЗЕМЛИ  НОЧНАЯ ФИАЛКА ГОРОД СНЕЖНАЯ МАСКА  МАСКИ  ФАИНА  ВОЛЬНЫЕ МЫСЛИ  СТРАШНЫЙ МИР  ЯМБЫ  ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ  АРФЫ И СКРИПКИ  КАРМЕН  ПОЭМЫ ДВЕННАДЦАТЬ  СКИФЫ  ВОЗМЕЗДИЕ СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТЕАТРА  БАЛАГАНЧИК  НЕЗНАКОМКА  РОЗА И КРЕСТ

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

РАСПУТЬЯ ПУЗЫРИ ЗЕМЛИ НОЧНАЯ ФИАЛКА

ГОРОД

СНЕЖНАЯ МАСКА МАСКИ ФАИНА ВОЛЬНЫЕ МЫСЛИ СТРАШНЫЙ МИР ЯМБЫ ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ АРФЫ И СКРИПКИ КАРМЕН

ПОЭМЫ ДВЕННАДЦАТЬ СКИФЫ

ВОЗМЕЗДИЕ

СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТЕАТРА

БАЛАГАНЧИК НЕЗНАКОМКА РОЗА И КРЕСТ

В период творческой деятельности А. Блок с 1907 по 1926 года поэт создает два опуса, по масштабу своей значимости сходных с вулканическим взрывом. Одним из них явился цикл стихов «Кармен» 1914 года. Осенью 1913 года в жизни Блока – новое бурное увлечение – актрисой Любовью Александровной Дельмас. Он увидел ее в роли Кармен в петербургском оперном театре и был потрясен созданным ею образом обольстительной неукоротимой испанской цыганки. Блок посвящает ей цикл из 10 стихотворений под названием «Кармен» Эти стихи навсегда останутся самыми звонкими и ликующими в творчестве поэта

В период творческой деятельности А. Блок с 1907 по 1926 года поэт создает два опуса, по масштабу своей значимости сходных с вулканическим взрывом. Одним из них явился цикл стихов «Кармен» 1914 года.

Осенью 1913 года в жизни Блока – новое бурное увлечение – актрисой Любовью Александровной Дельмас. Он увидел ее в роли Кармен в петербургском оперном театре и был потрясен созданным ею образом обольстительной неукоротимой испанской цыганки. Блок посвящает ей цикл из 10 стихотворений под названием «Кармен» Эти стихи навсегда останутся самыми звонкими и ликующими в творчестве поэта

 Поэт в своем творчестве уже не не раз обращался к цыганской  теме

Поэт в своем творчестве уже не не раз обращался к цыганской

теме

Что привлекало поэта? Видимо, именно это новое, сильное чувство  , ведь образ цыганки извечно ассоциировался с бушующей страстью, жаждой жизни, бурными эмоциями. И так же как этот образ – символ свободы, символ стихии, так и любовь поэта – есть стихия, страсть, освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы

Что привлекало поэта? Видимо, именно это новое, сильное чувство

, ведь образ цыганки извечно ассоциировался

с бушующей страстью, жаждой жизни, бурными эмоциями.

И так же как этот образ – символ свободы, символ стихии, так и

любовь поэта – есть стихия, страсть, освободительная буря,

когда видишь весь мир с высокой горы

Никогда не забуду

Никогда не забуду

Ах, как она была хороша, эта медноволосая, крепко сбитая, русская Кармен! Как божественно она пела!  Как держалась на сцене! Она словно околдовала его... В новый, только что открывшийся Театр музыкальной драмы Блок приходил только на «Кармен», только на Андрееву-Дельмас .   Когда она, потряхивая золотисто-рыжими волосами, в тёмно-малиновой юбке, оранжевой блузе и чёрном фартуке  врывалась на сцену, ему казалось, это не женщина –  «влекущая колдунья». Демон. Она не играла, не пела, это вообще была не актриса — сама Кармен!

Ах, как она была хороша, эта медноволосая,

крепко сбитая, русская Кармен! Как божественно она пела!

Как держалась на сцене! Она словно околдовала его...

В новый, только что открывшийся Театр музыкальной драмы Блок

приходил только на «Кармен», только на Андрееву-Дельмас .

 

Когда она, потряхивая золотисто-рыжими волосами,

в тёмно-малиновой юбке, оранжевой блузе и чёрном фартуке

врывалась на сцену, ему казалось, это не женщина –

«влекущая колдунья». Демон. Она не играла, не пела,

это вообще была не актриса — сама Кармен!

Блок, получавший пачками письма от поклонниц, написал ей первым:

Блок, получавший пачками письма от поклонниц, написал ей первым: " Я смотрю на Вас в "Кармен" третий раз, и волнение мое растет

с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас,

едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу

голову, на Ваше лицо, на Ваш стан, -- невозможно. Я думаю, что мог

бы с Вами познакомиться, думаю, что Вы позволили бы мне

смотреть на Вас, что Вы знаете, может быть, мое имя... " " ... Я не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой

стон стоит во всем существе и которой нет никакого исхода...

Я не мальчик, я много любил и много влюблялся. Не знаю, какой

заколдованный цветок Вы бросили мне, но Вы бросили, а я поймал... »

Ты как отзвук забытого гимна

Ты как отзвук забытого гимна

В этом стихотворении слышатся основные мотивы будущей поэмы Блока «Соловьиный сад». Шесть строф стихотворения проникнуты очарованием благоуханной райской тишины, где лишь  «Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей». Резким, безжалостным диссонансом, властью страшного мира звучат здесь слова первой строфы.

В этом стихотворении слышатся основные

мотивы будущей поэмы Блока «Соловьиный сад».

Шесть строф стихотворения проникнуты очарованием

благоуханной райской тишины, где лишь

«Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей».

Резким, безжалостным диссонансом, властью страшного мира

звучат здесь слова первой строфы.

К собственному смущению, 35-летний Блок вел себя как гимназист:  покупал открытки с её изображением и держал под подушкой, после каждого спектакля посылал алую розу (без записки и карточки),  дежурил у ее дома, бессонно вглядываясь в занавешенные окна, а после, возвратившись домой, украдкой набирал заветный номер. Однажды он написал ей письмо, в котором признался в любви, письмо было анонимным, но она догадалась, кто ее молчаливый поклонник.

К собственному смущению, 35-летний Блок вел себя как гимназист:

покупал открытки с её изображением и держал под подушкой,

после каждого спектакля посылал алую розу (без записки и карточки),

дежурил у ее дома, бессонно вглядываясь в занавешенные окна,

а после, возвратившись домой, украдкой набирал заветный номер.

Однажды он написал ей письмо, в котором признался в любви,

письмо было анонимным, но она догадалась, кто ее молчаливый поклонник.

 А Любовь Дельмас, страстная по сути своей  , по всем повадкам, по ролям, даже по огню  своих волос, никогда не думала, что этот  холодноватый Гамлет с отстранённым взором  и надменным ртом способен так любить и желать...

А Любовь Дельмас, страстная по сути своей

, по всем повадкам, по ролям, даже по огню

своих волос, никогда не думала, что этот

холодноватый Гамлет с отстранённым взором

и надменным ртом способен так любить и желать...

О, да, любовь вольна, как птица

О, да, любовь вольна, как птица

В течение двух месяцев они неразлучны, наслаждаясь своим непростительным счастьем. Долгие прогулки пешком, на лихачах, в таксомоторах.  Белые ночи на Стрелке, ужины в ночных ресторанах, возвращения на рассвете..  Он от неё без ума: “Она вся благоухает, она нежна, страстна,  чиста. Ей имени нет. Её плечи бессмертны”. “Душно и без памяти” , “страстная бездна”, “я ничего не чувствую, кроме её губ и колен”.

В течение двух месяцев они неразлучны,

наслаждаясь своим непростительным счастьем.

Долгие прогулки пешком, на лихачах, в таксомоторах.

Белые ночи на Стрелке, ужины в ночных ресторанах, возвращения на рассвете.. 

Он от неё без ума: “Она вся благоухает, она нежна, страстна,

чиста. Ей имени нет. Её плечи бессмертны”. “Душно и без памяти”

, “страстная бездна”, “я ничего не чувствую, кроме её губ и колен”.

Но, клянясь в том, что любовь всегда останется жить в его сердце, Блок не скрывает: это любовь не к актрисе Дельмас и даже не к её сценическому образу, это любовь к той неуловимой, которую он  сейчас называет Кармен, а раньше называл Прекрасной Дамой, Офелией, Незнакомкой, Снежной Маской, Фаиной, Валентиной... Неважно — как! К той, кем он жаждет обладать... на самом деле совершенно не желая этого.

Но, клянясь в том, что любовь всегда останется жить в его сердце,

Блок не скрывает: это любовь не к актрисе Дельмас и даже не к её

сценическому образу, это любовь к той неуловимой, которую он

сейчас называет Кармен, а раньше называл Прекрасной Дамой,

Офелией, Незнакомкой, Снежной Маской, Фаиной, Валентиной...

Неважно — как! К той, кем он жаждет обладать... на самом деле

совершенно не желая этого.

  Очарованность Блока длилась недолго.  1 августа он записывает в дневнике: “ Уже холодею”. И — в стихах:  «Та жизнь прошла, и странно вспомнить, что был пожар...»

 

Очарованность Блока длилась недолго.

1 августа он записывает в дневнике:

“ Уже холодею”. И — в стихах:

«Та жизнь прошла, и странно

вспомнить, что был пожар...»

В ящике письменного стола Блок хранил всё, что как-то было связано с Дельмас: письма, засушенные цветы, ее заколки и ленты. Однажды он стал разбирать этот забытый ящик, где похоронил  свою Кармен.  ..Боже мой, какое безумие, что всё проходит, ничто не вечно.  Сколько у меня было счастья (счастья, да) с этой женщиной, - записывает он в дневнике. - Слов от неё почти не останется.  Останется эта груда лепестков, всяких сухих цветов, роз, верб, ячменных колосьев, резеды, каких-то больших лепестков и листьев. Все это шелестит под руками...

В ящике письменного стола Блок хранил всё, что как-то было связано

с Дельмас: письма, засушенные цветы, ее заколки и ленты.

Однажды он стал разбирать этот забытый ящик, где похоронил

свою Кармен. ..Боже мой, какое безумие, что всё проходит, ничто не вечно.

Сколько у меня было счастья (счастья, да) с этой женщиной, -

записывает он в дневнике. - Слов от неё почти не останется.

Останется эта груда лепестков, всяких сухих цветов, роз, верб,

ячменных колосьев, резеды, каких-то больших лепестков и листьев.

Все это шелестит под руками..."

Была ты всех ярче, верней и прелестней…

Была ты всех ярче, верней и прелестней…