А. А. БЛОК
БЫЛА ТЫ ВСЕХ ЯРЧЕ, ВЕРНЕЙ И ПРЕЛЕСТНЕЙ
Александр Александрович Блок родился в 1880 году и умер в возрасте 36 лет в 1921году
СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
РАСПУТЬЯ ПУЗЫРИ ЗЕМЛИ НОЧНАЯ ФИАЛКА
ГОРОД
СНЕЖНАЯ МАСКА МАСКИ ФАИНА ВОЛЬНЫЕ МЫСЛИ СТРАШНЫЙ МИР ЯМБЫ ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ АРФЫ И СКРИПКИ КАРМЕН
ПОЭМЫ ДВЕННАДЦАТЬ СКИФЫ
ВОЗМЕЗДИЕ
СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТЕАТРА
БАЛАГАНЧИК НЕЗНАКОМКА РОЗА И КРЕСТ
В период творческой деятельности А. Блок с 1907 по 1926 года поэт создает два опуса, по масштабу своей значимости сходных с вулканическим взрывом. Одним из них явился цикл стихов «Кармен» 1914 года.
Осенью 1913 года в жизни Блока – новое бурное увлечение – актрисой Любовью Александровной Дельмас. Он увидел ее в роли Кармен в петербургском оперном театре и был потрясен созданным ею образом обольстительной неукоротимой испанской цыганки. Блок посвящает ей цикл из 10 стихотворений под названием «Кармен» Эти стихи навсегда останутся самыми звонкими и ликующими в творчестве поэта
Поэт в своем творчестве уже не не раз обращался к цыганской
теме
Что привлекало поэта? Видимо, именно это новое, сильное чувство
, ведь образ цыганки извечно ассоциировался
с бушующей страстью, жаждой жизни, бурными эмоциями.
И так же как этот образ – символ свободы, символ стихии, так и
любовь поэта – есть стихия, страсть, освободительная буря,
когда видишь весь мир с высокой горы
Никогда не забуду
Ах, как она была хороша, эта медноволосая,
крепко сбитая, русская Кармен! Как божественно она пела!
Как держалась на сцене! Она словно околдовала его...
В новый, только что открывшийся Театр музыкальной драмы Блок
приходил только на «Кармен», только на Андрееву-Дельмас .
Когда она, потряхивая золотисто-рыжими волосами,
в тёмно-малиновой юбке, оранжевой блузе и чёрном фартуке
врывалась на сцену, ему казалось, это не женщина –
«влекущая колдунья». Демон. Она не играла, не пела,
это вообще была не актриса — сама Кармен!
Блок, получавший пачками письма от поклонниц, написал ей первым: " Я смотрю на Вас в "Кармен" третий раз, и волнение мое растет
с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас,
едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу
голову, на Ваше лицо, на Ваш стан, -- невозможно. Я думаю, что мог
бы с Вами познакомиться, думаю, что Вы позволили бы мне
смотреть на Вас, что Вы знаете, может быть, мое имя... " " ... Я не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой
стон стоит во всем существе и которой нет никакого исхода...
Я не мальчик, я много любил и много влюблялся. Не знаю, какой
заколдованный цветок Вы бросили мне, но Вы бросили, а я поймал... »
Ты как отзвук забытого гимна
В этом стихотворении слышатся основные
мотивы будущей поэмы Блока «Соловьиный сад».
Шесть строф стихотворения проникнуты очарованием
благоуханной райской тишины, где лишь
«Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей».
Резким, безжалостным диссонансом, властью страшного мира
звучат здесь слова первой строфы.
К собственному смущению, 35-летний Блок вел себя как гимназист:
покупал открытки с её изображением и держал под подушкой,
после каждого спектакля посылал алую розу (без записки и карточки),
дежурил у ее дома, бессонно вглядываясь в занавешенные окна,
а после, возвратившись домой, украдкой набирал заветный номер.
Однажды он написал ей письмо, в котором признался в любви,
письмо было анонимным, но она догадалась, кто ее молчаливый поклонник.
А Любовь Дельмас, страстная по сути своей
, по всем повадкам, по ролям, даже по огню
своих волос, никогда не думала, что этот
холодноватый Гамлет с отстранённым взором
и надменным ртом способен так любить и желать...
О, да, любовь вольна, как птица
В течение двух месяцев они неразлучны,
наслаждаясь своим непростительным счастьем.
Долгие прогулки пешком, на лихачах, в таксомоторах.
Белые ночи на Стрелке, ужины в ночных ресторанах, возвращения на рассвете..
Он от неё без ума: “Она вся благоухает, она нежна, страстна,
чиста. Ей имени нет. Её плечи бессмертны”. “Душно и без памяти”
, “страстная бездна”, “я ничего не чувствую, кроме её губ и колен”.
Но, клянясь в том, что любовь всегда останется жить в его сердце,
Блок не скрывает: это любовь не к актрисе Дельмас и даже не к её
сценическому образу, это любовь к той неуловимой, которую он
сейчас называет Кармен, а раньше называл Прекрасной Дамой,
Офелией, Незнакомкой, Снежной Маской, Фаиной, Валентиной...
Неважно — как! К той, кем он жаждет обладать... на самом деле
совершенно не желая этого.
Очарованность Блока длилась недолго.
1 августа он записывает в дневнике:
“ Уже холодею”. И — в стихах:
«Та жизнь прошла, и странно
вспомнить, что был пожар...»
В ящике письменного стола Блок хранил всё, что как-то было связано
с Дельмас: письма, засушенные цветы, ее заколки и ленты.
Однажды он стал разбирать этот забытый ящик, где похоронил
свою Кармен. ..Боже мой, какое безумие, что всё проходит, ничто не вечно.
Сколько у меня было счастья (счастья, да) с этой женщиной, -
записывает он в дневнике. - Слов от неё почти не останется.
Останется эта груда лепестков, всяких сухих цветов, роз, верб,
ячменных колосьев, резеды, каких-то больших лепестков и листьев.
Все это шелестит под руками..."
Была ты всех ярче, верней и прелестней…