Час занимательной математики
«Математический винегрет»
для учащихся 5, 6 классов С(К)ОШ
Цели: закрепление умений и навыков, полученных на уроках математики.
Задачи:
1. Развитие логического мышления, математических способностей, смекалки, сообразительности, познавательного интересаи др.
2. Вырабатывать умениеприменять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Развитие коммуникативного общения; воспитание коллективизма, сплочённости, умения работать в команде.
(Звучит песня «Дважды два – четыре».
Участники команд занимают свои места за столами)
Ход мероприятия:
Ведущий: Дорогие ребята! Мы сегодня собрались, чтобы провести интеллектуальную игру «Математический винегрет». Отметить самых активных и любознательных, находчивых и смекалистых и просто всем вместе отдохнуть и повеселиться. Из курса ОСЖ вы должны знать, основные ингредиенты для приготовления салата «Винегрет».
- Давайте назовем нужные нам овощи.
- Правильно, такими являются капуста, картофель, лук, зеленый горошек, огурец и, конечно, свёкла.
- А так как у нас «Винегрет» необычный то, он будет состоять из заданий по математике июмора, всё это тщательно перемешаем и получим «Математический винегрет». У нас и команды как в винегрете смешаны из 5 и 6 классов.
- Сегодняшнюю игру судит жюри в составе…
- Для игры в команде в первую очередь нужна общая цель, а это победа. Команда должна работать как единое целое и игроки понимали друг друга с полуслова. Так же важна атмосфера в команде, личные отношения игроков.
Ведущий: Есть затеи и задачи, игры, шутки- всё для вас! Пожелаем вам удачи! За работу! В добрый час!Мы начинаем нашу игру.
1 конкурс: «Приветствие команд»
- Представляем игроков команды«Умники»
Девиз: «Ум хорошо, а два – лучше».
- Представляем игроков команды«Знатоки»
Девиз: «Знание – сила».
- Чтоб всё в игре прошло без заминки,
Её мы начнём, …. ну конечно, с разминки!
- Чья команда быстрее даст ответ, та и начнет отвечать первой.
- Назовите 5 дней с подряд, не называя чисел и названий дней недели
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- Росло 4 березы .На каждой березе по 4 большие ветки.На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой - по 4 яблока. Сколько всего яблок?
(Ни одного. На березах яблоки не растут).
За каждый правильный ответ команда получит «балл», как символ мудрости, знаний. Задача каждой команды заработать как можно больше «баллов». Если команда отвечает неправильно, право на ответ переходит к команде соперников.
2-й конкурс: «Разминка для ума. Хитрые вопросы».
Команды отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый? (8)
На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе?(3)
Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
У крышки стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось? (5)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
Что появляется под глазами усталого человека? (круги)
Сколько концов у палки? (два)
А у двух с половиной палок? (шесть)
В комнате горело семь свечей. Проходил человек и погасил две свечи. Сколько свечей осталось? (две, остальные сгорели)
Летела стая гусей. Один гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось?
( один, остальные улетели)
3 конкурс:«Найди термин»
- Найдите, какие математические термины спрятаны в лабиринтах. За каждое найденное слово присуждается 1 балл. Время на выполнение задания 2–3 минуты.
в ы с о т а о т в е с ь
н а т р е у г о л о с н
н м е т р ь к в ь р т е
о п а к й д ь а н о ь в
т е ц к е а т д и к в о
я р и р н щ с р к с р р
а и р у п о о а р е е у
м м к г л л н т а и м р
я е у л ь п ж р с н я а
р т р о к р у о с я к ш
п т о ч к а б м т о у б
м а с с а д р о б ь ч и
м е р а ц и ф р а о л с
Слова могут читаться в любых направлениях: справа налево и наоборот, сверху вниз и наоборот.
Высота, отвес, треугольник, метр, круг, окружность, масса, мера, цифра, точка, куб, дробь, шар, расстояние, скорость, время, число, площадь, периметр, циркуль, ромб, прямая, тонна, уровень
4 конкурс – «Знатоки таблицы умножения»
На столах каждой команды лежат карточки с цифрами от 1 до 8. Дается пример из таблицы умножения, при помощи карточек и игроков вы должны сложить и показать ответ. Выходят игрок с цифрой 1 и игрок с цифрой 5.1 5
Например: 3×5 =
- Чья команда быстрее соберет ответ, получает 1 балл.
3 × 4 = 12 9 × 3 = 27
5 × 7 = 35 5 × 9 = 45
2 × 9 = 18 6 × 6 = 36
5 конкурс: «Весёлая задачка»
Слон пошел кататься на коньках. Он тяжелый, поэтому на каждую ногу одел
по два конька и ещё один конек нацепил на кончик хобота. Сколько коньков надел слон? (9)
Шарик открыл детский сад для телят. В нем 11 малышей. Любимая игра –
бодалки. Встанут друг против друга и бодаются. Могут ли все телята одновременно играть в бодалки? ( нет, не могут, 1 теленок будет лишний)
6 конкурс: «Капитанов»
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Из букв слова «математика» нужно составить новые слова. Кто больше слов составит, тот и победит. Время на выполнение задания 2–3 минуты.
Одновременно проходит конкурс «Сосчитай-ка»
6 конкурс: «Сосчитай – ка»
Сколько треугольников вы видите на рисунке? (12)
7 конкурс: «Вставь пропуски»
Участники команд должны вставить в каждую из пословиц, поговорок пропущенные имена числительные.
Лучше один раз увидеть, чем ….. раз услышать.
(Лучше один раз увидеть, .чем 100 раз услышать).
За….. зайцами погонишься, ни …..не поймаешь.
Обещанного … года ждут.
Семь бед - …. 1 ответ.(Семь бед - 1 ответ).
Не имей…..рублей,а имей….друзей.
….раз отмерь,….раз отрежь.
Ум хорошо, а …..лучше.
Скупой платит …
8 конкурс: «Продолжи ряд»
Заметь закономерность в рядах чисел и продолжи ряд. Запишите в каждую строчку по 2 следующих числа.
2, 3, 4, 5, 6, 7, …, … (8, 9)
10, 9, 8, 7, 6, 5, …, … (4, 3)
5, 10, 15, 20, 25, …, …. (30, 35)
9, 12, 15, 18, 21, …, … (24, 27)
8, 8, 6, 6, 4, 4, …, … (2,2)
3, 7, 11, 15, 19, 23, …, …. (27,31)
9, 1, 7, 1, 5, 1, …, … (3,1)
4, 5, 8, 9, 12, 13, …, …. (16,17)
9 конкурс: «Зашифрованное слово»
Та команда, которая быстрее решит свои примеры получает 1 балл.
Решив примеры, Решите примеры, расположите ответы в порядке убывания и расшифруйте слово. Каждому ответу соответствует своя буква.
6 × 8 + 42 90 Г9 х 9 – 41 40Е
1000 – 200 × 4 200Е300 х 3+ 100 1000В
237+732 969И798-247 551Н
13 х 5 х 0 0 Т 12 х 6×1 72Р
- Посмотрите, получился какой-то салат из букв. И это слово… ВИНЕГРЕТ
Подведение итогов, награждение победителей
- Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
В Математическом винегрете отличился?
- Пока жюри подводит итог нашей игры давайте посчитаем смайлики у болельщиков, у кого 3 смайлика и больше - тот получает приз.
- Для объявления победителей в нашей игре слово предоставляется жюри.
Игра со зрителями «Числа в ребусах»
(Подвал, стол, семья,Родина, сорока,листок, трибуна, столица, косточка, сторона, свисток, витрина)
Работа со зрителями
1. Как называется результат деления? (частное)
2. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
3. Сколько секунд в минуте (60)
4. Наибольшее двузначное число (99)
5. Сколько граммов в килограмме (1000)
6. Сколько острых углов у квадрата? (нет острых углов)
7. Как называется результат умножения? (произведение)
8. Как называется прибор для построения окружности? (циркуль)
9. Сколько минут в часе? (60)
10. Наименьшее трехзначное число? (100)
11. Сколько кг в тонне? (1000)
12. Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
13. Сколько прямых углов у окружности? (у окружности нет прямых углов)
Работа со зрителями
«Отгадай загадки, в которых есть числа»
Пять братцев в одном домике живут. (Варежка и пальцы рук)
Одна нога и шапка, а головы- то нет. (Гриб)
Под двумя дугами два яблока с кругами. ( Глаза)
Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка)
Пять чуланов, а ход один. (Перчатка)
Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)
Один говорит, два глядят, два слушают. (Язык, глаза, уши)
У матери пять сыновей, все на одно имя. (Пальцы рук)
Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда и глянет (подсолнух)
Сидит дед, во сто шуб одет.Кто его раздевает, тот слезы проливает.(лук)
В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи
( арбузные семечки)
В году у дедушки четыре имени .Кто это? (весна, лето ,осень ,зима)
12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят (месяцы)
Работа со зрителями
1 Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбки» ? (33 года)
Жил старик со старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
2. Сколько братьев- богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне…» ? (7)
3. За какую плату согласился работать Балда в «Сказке о попе и работнике его Балде» ?(3 щелчка)
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка по лбу,
есть же мне давай варёную полбу»
4. Сколько раз в сказке А.С.Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она просила её?
(5 раз.Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовой дворянкой, затем вольною царицей и владычицей морскою.)