СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человеческая жизнь как высшая социальная ценность. Материалы для родительского собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены материалы для родительского собрания по теме "Человеческая жизнь - высшая социальная ценность"

Просмотр содержимого документа
«Человеческая жизнь как высшая социальная ценность. Материалы для родительского собрания»

Родительское собрание

«Человеческая жизнь как высшая социальная ценность»

Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит – «Каждый имеет право на жизнь».

В статье 6 Конвенции о правах ребенка прописано – «Ребенок имеет право на жизнь. Государство обязано обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка».

Что же означает человеческая жизнь? Человеческая жизнь – целенаправленное развитие и деятельность человека, его бытие: материальное (телесное), идеальное (сознание: абстрактно – логическое, чувственно – эмоциональное), материально- идеальное (сознательная целенаправленная волевая деятельность и взаимодействие с другими людьми).

За жизнь несовершеннолетних, в первую очередь, отвечают их родители, поскольку чувство самосохранения в детях возникает не сразу, а с годами с постепенным развитием.

Угроза жизни ребенка – это потенциально возможное событие, которое может привести к летальному исходу несовершеннолетнего человека.

Принято различать несколько основных аспектов термина угроза: медицинский, семейный, криминальный, социальный и угрозы жизни от игнорирования техники безопасности.

Семейный аспект угрозы жизни ребенка заключается в том, что порой сами родители (законные представители) представляют реальную опасность для своих детей. Это может быть нанесение побоев, жестокое обращение, прямые попытки убийства или создание детям условий несовместимых с жизнью, либо неоказание необходимой помощи умирающему ребенку. Например, родители оставляют своих несовершенолетних детей одних дома, в холодном неотапливаемом помещении, без продуктов питания, либо с посторонними гражданами асоциального поведения, употребляющими алкогольные напитки, или с детьми более старшего возраста, которые не в состоянии осуществлять контроль за малолетними детьми, все это может привести к смерти ребенка, практика вседозволенности. В указанных случаях, в отношении родителей могут быть применены меры общественного воздействия, нормы административного, семейного и уголовного права.

Социальные угрозы жизни ребенка – это поведение окружающих детей, обычно одного возраста или старше, которые могут нести смертельную опасность несовершеннолетнему человеку. Во-первых, могут заключаться в прямой угрозе жизни, ведь дети, а особенно подростки бывают очень агрессивны, жестоки и часто не могут рассчитать свои силы. Например, Вы видите у ребенка ссадины, он имеет затравленный вид, замыкается в себе и не хочет ни о чем говорить – это всегда повод для беспокойства.

Угрозы, связанные с игнорированием техники безопасности – нередко вызваны пренебрежением взрослыми техники безопасности. В данном случае проблема лежит полностью в компетенции родителей, которые должны обезопасить своих детей от роковых поступков.

Проблемы с современной молодежью имеют свои особенности, в первую очередь, связанные с активным развитием новых информационных технологий, которые способны быстро влиять на мировосприятие подростков, формировать их отношение к жизни, «заводить» быстрые знакомства и «подхватывать» новые веянья.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.

Свойственная этому возрасту двойственность и противоречивость чувств и ощущений проявляется во всех сферах жизнедеятельности и ее можно считать нормой, так как она обусловлена естественными противоречиями в условиях развития подростка:

􀀗 неравномерностью развития функциональных систем организма, половым созреванием и связанными с этими процессами переживаниями;

􀀗 стремлением к самостоятельности и отсутствием возможностей для ее воплощения;

􀀗 наличием двух значимых сфер жизнедеятельности индивида: коллективных установок сверстников и установок родителей.

Реакция на жизненные проблемы

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

􀁑 переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

􀁑 действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

􀁑 переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

􀁑 чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);

􀁑 боязнь позора, насмешек или унижения;

􀁑 страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения),

страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);

􀁑 любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;

􀁑 чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

􀁑 желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

􀁑 сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»;

􀁑 нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.



Подростковый суицид является глобальной проблемой человечества. Отчаявшегося ребенка не могут удержать от непоправимого шага ни особенности религиозных убеждений, ни социальная среда, ни уровень благосостояния. Всемирная организация здравоохранения объявила суицид в тройке самых распространенных причин смерти детей подросткового возраста. Он идет сразу же после несчастных случаев и убийств.


Основополагающая проблема подросткового суицида заключается в том, что ребенок часто совершает его под влиянием какого-то импульса, без значительных причин, либо же из-за преувеличения значения временных трудностей в отношениях с людьми. В большинстве случаев, проблема лежит в нарушении взаимоотношений с близкими подростку людьми и невозможности или неумении поделиться с кем-то своими переживаниями, получить поддержку и помощь. Подросток ощущает свою отстраненность от мира и враждебность или равнодушие по отношению к себе. Обида на внешние факторы переносится на себя и в итоге трансформируется в попытку самоуничтожения. Таким образом, подросток пытается решить свои проблемы, из которых не видит другого выхода либо же пытается заставить других ощутить вину за несправедливое отношение к себе. Причем стоит учесть, что хотя суицид может быть вызван кратким импульсом, но ему предшествует долгая череда проблем. Три четвертых случаев подростковых самоубийств или их попыток наблюдаются в проблемных и неполных семьях, где родители развелись или кто-то из них умер.


Когда подросток декларирует намерения совершить самоубийство, это является серьезным сигналом SOS для взрослых, на который надо обязательно обратить внимание, причем желательно с привлечением психолога или психиатра. В восьми случаях из десяти суицид совершается днем или вечером, как правило, рядом есть люди, которые могли бы остановить непоправимое. Практически всегда намерения самоубийства можно предугадать, ведь ребенок находится в тяжелейшем кризисном состоянии, которое легко заметить и непрофессионалу, и уж тем более близким людям!



Группы суицидального риска – это подростки:

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей,

предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 испытывающие серьезные проблемы в учебе;

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 не имеющие друзей;

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 не имеющие устойчивых интересов, хобби;

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 перенесшие тяжелую утрату;

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

􀀕􀀕􀀕􀀕􀀕 употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;


Слайд: Подростковый суицид – проблемы побуждающие к нему:

семейные проблемы очень часто являются причиной самоубийств среди подростков. Ребенок еще достаточно сильно зависит от взрослых и поэтому, с одной стороны, страдает от негативного отношения, а с другой стороны, чувствует свою вину за какие-то семейные неурядицы в материальном плане или в плоскости взаимоотношений. Это в итоге приводит к чувству изоляции и полной беспомощности, а, следовательно, и крайнего отчаяния;

 как правило, суициду предшествует серьезная депрессия, которая развивается на основании следующих проблем: одиночество, отсутствие общения со сверстниками или травля и насмешки с их стороны;

 трудности в обучении, низкая самооценка, плохая успеваемость и регулярные на этом фоне проблемы;

 негативная оценка своего тела и факторов собственной привлекательности;

 формирование негативного мироощущения, критическое суждение о жизни и ее негативная оценка;

 девиантное поведение подростка. Более высоким рискам совершения самоубийств подвержены дети, имеющие проблемы с наркотиками, алкоголем. Поскольку подобная зависимость притупляет мышление, искажает жизненные ориентиры и увеличивает риск импульсивных поступков;

 незрелость характера и личностных качеств. Подростки склонные агрессии и принятию необдуманных решений, а также дети со стойким комплексом неполноценности и потерей смысла жизни значительно более подвержены суициду;

 школьные проблемы подростков. Низкая успеваемость, насмешки со стороны сверстников, побои, презрение или игнорирование окружающими приводит к социальной изоляции и при отсутствии поддержки со стороны взрослых приводит к суициду.


Внешние индикаторы суицидального риска. Внимание, «знаки»!!!

Несмотря на то, что подростков в ситуации, с их точки зрения неразрешимой, переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Чтобы не упустить возможность помочь подростку, тем самым предотвратить формирующееся суицидальное поведение, нужно быть внимательными к этим «знакам»:

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него

ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей,

фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

􀀱􀀱􀀱􀀱􀀱 попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при

наличии других настораживающих признаков).



Слайд: Подростковый суицид – основные признаки надвигающейся проблемы:

 намеки на совершение самоубийства. Наподобие: «ничего, недолго вам меня терпеть» или «я больше никому мешать не буду»;

 прямые высказывания о намерении совершить суицид;

 потеря интереса к жизни, отстранение от близких и друзей, нивелирование ценностей, безразличие к миру;

 безвозмездная раздача предметов, которые еще недавно имели большую ценность в глазах подростка;

 постоянное уединение и угрюмость;

 потеря интереса к привычным хобби, учебе, неряшливость и отсутствие желания ухаживать за собой;

 увлечение темой культа смерти. Сатанизм, субкультура «готов», оккультные науки, черная магия. Чтение книг о загробной жизни, погребениях, просмотр фильмов, увлечение играми, связанными с насилием, потусторонними силами;

 высказывания и философствования о смерти, как о чем-то незначительном и даже забавном. По типу «смерть ерунда, вот жить противно».


Слайд: Факторы в значительной мере предупреждающие подростковый суицид:

Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение секций. Спорт, музыка, рисование, программирование и т.д.;

Хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками. Наличие постоянных друзей и авторитета в окружении ребенка;

Успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе и т.д.), признание успехов окружающими, особенно близкими людьми;

Высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность. Шефство над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в воспитании младших детей в семье и т.д. Подобная практика позволяет лучше выстроить систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться с ними и не впадать в уныние.

Пути решения проблем воспитания подростков. Для того, чтобы подростковый период протек как можно более мягче, глобальных непониманий и конфликтов, родителям следует придерживаться определенной модели поведения. Опишем ее основные пункты:

родителям важно быть для подростка авторитетом. Причем авторитет не завоевывается в течение одного дня, он формируется годами, начиная с дошкольного возраста, но разрушить взрослый его может очень быстро. Когда ребенок вступает в подростковый период социальная функция «я родитель – я прав, ты должен подчиниться» начинает на только давать сбой, но и являться причиной многих конфликтов. Задача родителей не допустить отчуждения подростка, остаться для него и старшим товарищем, и тем, кто всегда выслушает, поймет и не осудит и даст совет. В противном случае ребенок замкнется и будет искать другой авторитет;

Ваш ребенок – это индивидуальность. Родителям стоит понять, что подростковый возраст – это сложный период, но он ведет ко взрослению. Родителям надо признать этот факт и считаться с ним, прислушиваясь к мнению подростка, при необходимости аргументировано корректируя его, но, не ведя себя с ним как с младенцем, с подростком уже не сработает;

четкие правила игры в семье. Подросток должен знать свои права и обязанности, а также права и обязанности родителей. Он должен участвовать в делах семьи и понимать их. Нельзя допускать, чтобы подросток впадал в истерику, как двухлетний малыш, требуя новый смартфон только потому, что его другу купили такой же. Если подросток претендует на взрослость, он должен понимать и суть финансов и возможности и планы взрослых;

Четкие взаимоотношения с родителями. Взрослым нельзя допускать пренебрежительное, неуважительное или презрительное отношение к себе. Есть определенная грань, которую ваш ребенок должен всегда соблюдать в отношениях с вами. Вы же со своей стороны так же должны вести себя корректно и задавать такую общую атмосферу уважения, где все вопросы

должны решаться путем общения и аргументов, а не эмоционального или физического давления;

уважение желаний подростка. Родителям часто не понять, что хочет их ребенок, и они пытаются строить его воспитание на своей модели. То есть как бы воспитывая самих себя в детстве, делая акцент на том о чем они мечтали, что хотели, куда стремились. Но ваш сын или дочь это не Вы. У подростка свое будущее и свои стремления, поэтому задача взрослых не оказывать давление на ребенка, навязывая ему свою волю, а лишь подсказывать и направлять его, чтобы он смог избрать свой путь. Тот путь, который принесет счастье ему, его будущей семье и который принесет ощутимую пользу социуму;

осознание современных ценностей нового поколения. Конечно, современным родителям часто чужды стремления молодежи, чужды новые течения «готов», «эмо» и так далее. Но ведь и движение «хиппи», которому более полувека, когда-то казалось диким тем мама и папам, но вот прошли годы и из поколения «хиппи» выросли новые семьи и все пошло своим чередом. Попытка понять своего ребенка – это путь к мягкому контролю и корректировке его поведения.

Как помочь в кризисной ситуации?

Родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом. Для того чтобы снизить воздействие стрессогенных факторов, научить ребенка самостоятельно справляться со стрессом, родителям необходимо:

􀀗 Сохраняйте и поддерживайте благоприятную, спокойную, доброжелательную

атмосферу в семье. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход.

􀀗 Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и Вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.

􀀗 Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком.

􀀗 Не препятствуйте подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, чтобы ребенок смог подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие “за” и “против” этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).

Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения. Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).

􀀗 Поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети,

домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.

􀀗 Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. Семейные ритуалы можно и нужно

трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.

􀀗 Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.).

Как вести себя родителям:

со всей внимательностью отнеситесь к обидам и проблемам ребенка, даже на ваш взгляд самым пустяковым. Постарайтесь его убедить откровенно вам рассказать, что его расстраивает в вашей семье и в окружающем мире;

внимательно выслушайте подростка. Очень часто самоубийства совершаются из-за того, что ребенку просто некому высказаться о своей беде. Приложите усилия, чтобы понять проблему и не осуждайте поступки, приведшие к сложностям, а попытайтесь успокоить подростка и определить пути выхода из сложностей. Предложите свою помощь. Придайте подростку уверенность, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями;

сделайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из прошлого. Обратите внимание подростка на его успехи, на то, как близкие радуются за него, на то, как он важен, как вы его цените. Объясните, что его жизнь для вас самая дорогая в мире;

попытайтесь учесть глубину кризиса и истинные мотивы ребенка и серьезность намерений. У подростка могут быть серьезные проблемы, но он может совсем и не думать о суициде;

вызовите ребенка на откровенный разговор. Можно прямо спросить о его намерениях, если подросток выскажется и даже опишет свои планы по самоубийству, ему станет значительно легче.










Тренинг для родителей


Упражнение «Эмоциональное восприятие»

- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего

лучшего друга (подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.

Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы, и вы

показываете, что рады его видеть.

Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Упражнение «Чаша чувств».

(Каждый родитель по очереди достает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

принятие

внимание

признание (уважение)

одобрение

теплые чувства.

понимание

любовь

доверие

поддержка

юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.


Памятки-рекомендации

Раздаются всем родителям буклеты по выходу из зала

Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

Будьте одновремеднно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.




Использованные ресурсы:

  1. https://www.смкол.рф/docs/Методичка%20по%20проведению%20родительского%20собрания%20на%20тему%20Жизнь%20Посл..pdf

  2. Методические рекомендации «Родителям о психологической безопасности детей и подростков» // ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» МОиН РФ, 2018г