СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем могут быть полезны мультфильмы в образовательном процессе и проектно-исследовательской деятельности?

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Дети очень любят смотреть мультфильмы и целесообразно использовать их в процессе обучения.  Это отличный способ обратить их внимание на различные проблемы. Здесь собран ряд мультфильмов, которые помогут обучающимся выйти на проблему для исследования или проекта в области экологии. 

 

Просмотр содержимого документа
«Чем могут быть полезны мультфильмы в образовательном процессе и проектно-исследовательской деятельности?»



УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

А.Ф. Ернеева1, В.A. Боговарова2

[email protected]

Казанский (Приволжский) федеральный университет1

Университет управления «ТИСБИ»2

г. Казань, Россия

Аннотация. В статье показаны возможности использования мультипликационных фильмов в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста. Анализируются трудности, встающие перед взрослыми в ходе осуществления экспертизы ценностного содержания анимационной продукции. Автор высказывает свои предположения касательно роли мультипликации в жизни современного ребенка, анализирует творческий потенциал мультфильмов для использования в образовательных и воспитательных целях. Посредством мультфильма детям передаются социокультурные нормы, представления о морали и нравственности, обозначается необходимость совершать хорошие поступки, а также события, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Автор обращает внимание на то, что важно разумно, ответственно выбирать мультфильмы для работы с детьми, рекомендует предварительно отобрать и просмотреть мультфильмы с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, доступными для детского восприятия. Приводится и дается краткое описание ряду мультсериалов и мультфильмов, которые, по мнению автора, могли бы применяться при изучении истории, английского языка, физике. Практическая значимость работы заключается в возможности использования некоторых перечисленных в статье мультипликаций при изучении некоторых тем по истории как внутри школы, так и во внеклассное время.

Ключевые слова: средства массовой информации, образование, популяризация науки, мультфильмы, познавательные возможности, история, английский язык.

Для цитирования: Ернеева А.Ф. Применение мультипликационных фильмов в процессе обучения детей. Казанский вестник молодых ученых. 2020;4(4):29–34.

Компания Mediascope подсчитала, что жители России в возрасте четырех лет и старше в среднем смотрят телевизор дома три с половиной часа в сутки. По полученным данным, около 64% жителей всей страны в возрасте от четырех лет ежедневно включают телевизор, в городах с населением от 100 тыс. человек это делают 61% жителей, в малых городах и сельских населенных пунктах – 67%, - уточнили в пресс-службе. С 1 августа по 30 сентября жители всей страны смотрели дома телевизор в среднем 3 часа 29 минут в сутки. В малых населенных пунктах ТВ смотрят больше по сравнению с крупными городами: 3 часа 47 минут и 3 часа 11 минут соответственно [1]. Если данные подсчеты проанализировать еще глубже, а результаты перенести на диаграмму, то можно будет увидеть, что примерно четверть «пирога» будут занимать респонденты возрастом от 0 до 16. Дети, конечно же, смотрят мультфильмы.

Неудивительно, что современный ребенок в значительной мере усваивает модели поведения и социальные нормы из телепередач, сериалов и мультфильмов. При этом детям гораздо сложнее, чем взрослым защитить себя от влияния телевидения: игнорировать поступающую информацию, критично к ней относиться, отказаться от просмотра телепрограмм сомнительного содержания. Однако, если в процесс просмотра подключить взрослых, то данную деятельность можно перенаправить в правильное русло - существует множество мультипликаций поучительного и даже образовательного типа, при просмотре которых дети не только получают удовольствие, но и узнают что-то новое, разбираются в некоторых сложных для себя понятиях - нужно лишь отсеять таковые из огромной кучи бессмысленных и иногда даже абсолютно безнравственных мультсериалов. Более того анимацию можно использовать и при проведении уроков по самым различным дисциплинам. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, по-скольку дети учатся, подражая;

  • формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, пони-мание причинно-следственных связей;

  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;

  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности [3].

Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований [2], а также работ ряда мультипликаторов позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма [9].

Как известно, мышление ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку

Казанский вестник молодых ученых 2020;4(4):29–34

сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов [5].

В контексте осмысления образовательного потенциала массовой культуры, следует остановиться на российском анимационном сериале «Смешарики: Пин-код» (спин-офф популярного мультсериала «Смешарики»), основное содержание которого популяризация науки, способствующая формированию интереса к научному знанию, изобретательству и техническому творчеству у детей и подростков. Главные герои мультфильма отправляются путешествовать в космос, попадают в разные сложные ситуации, преодолевают препятствия благодаря возможностям современной науки, в процессе разворачивания сюжета знакомятся с историей развития техники, разбираются в работе тех или иных приборов, узнают о тонкостях протекания химических и физических процессов. Зрители вместе с персонажами мультсериала узнают, что такое невесомость и основные правила поведения в космосе, что такое электричество и какую пользу оно приносит человечеству, как работают разные приборы и кто их изобрел и т.д. В доступной и понятной форме излагается корпускулярно-волновая теория света, теория относительности и другие научные знания из различных областей. Данный мультсериал – прекрасный российский пример массовой культуры с использованием технологии эдьютейнмента в образовании и технологии инфотейнмента в популяризации науки [12]. Рассчитанный на массовую аудиторию, транслируемый на российских телеканалах и доступный в Интернете, эффективно сочетающий обучение и развлечение, качественно сделанный, он популярен у детей и взрослых в США, европейских странах и др. Параллельно данный сериал формирует интерес и уважение к научному знанию, понимание практической применимости конкретных знаний, технологий и изобретений в сложных ситуациях, познавательные паттерны поискового и инновативного поведения и др.

Еще один мультфильм, который можно использовать при обучении – любимые всеми детьми «Фиксики». Ни много ни мало, но даже американские педагоги признали «Фиксиков» полезным и поучительным сериалом, поскольку он знакомит детей с устройством и принципами работы разных приборов. Мультсериал, появившийся в России 10 лет назад, официально включили в программу Discovery Education, которую используют более 30 миллионов учеников. То, что «Фиксики» – отличный способ научить ребёнка разбираться в технике, в Екатеринбурге знают уже давно. В уральской столице действует образовательный проект «ФИКСИруй опыт» – на базе Информационного центра по атомной энергии «Росатома». Здесь решили не изобретать велосипед, а использовать в научно-популярных занятиях серии «Фиксиков». В мультфильме доходчиво, на понятном языке объясняются вещи, которые порой непонятны даже взрослым. А главное, даётся ответ на вопрос, который мучает всех детей на свете: «Почему?» [10].

Существует также множество анимационных фильмов, которые, так или иначе, полезны при изучении истории. Однако тут тоже нужно быть осторожным, учитывая страшную в наше время тенденцию фальсификации истории, а также следует брать во внимание то, что все мультфильмы рисуются и могут содержать авторские дорисовки художника, который, в свою очередь, имеет собственное видение мира. Итак, вот небольшой список, пригодных для просмотра на уроках истории анимационных фильмов: по истории древнего мира «Братец-медвежонок» – отличный диснеевский мультфильм про палеоиндейцев, живших на территории Америки в эпоху последнего ледникового периода. В сюжете, конечно, хватает фантастики, но жизнь и верования этих народов показаны достоверно. «Земля до начала времен» – классический мультфильм Дона Блута о самых дружных на свете динозаврах. После просмотра ребенок будет точно знать, что «длинношеие» отличаются от «трехрогих», а от тираннозавров надо убегать, да побыстрее. Так или иначе, мультфильм остается одним из лучших по теме. Интересным будет мультфильм «Принц Египта» про библейского Моисея, где прекрасно отображена эпоха Древнего Египта. А вот с цивилизацией Древней Греции познакомят советские мультфильмы из серии «Легенды и мифы Древней Греции», «Геракл у Адмета», «Прометей». Про Средневековье отличным будет «Легенда о принце Вэлианте» – неплохой мультсериал родом из 1990-х про эпоху короля Артура со всеми необходимыми составляющими «правильного» фэнтези: рыцари и турниры, принцессы и короли, величественные замки и темные леса. По истории Нового времени – «Жирафа», основанный на реальных событиях времен Греческой революции (1820-е годы). Настоящий жираф Зарафа действительно стала подарком французской монархии, чтобы те перестали спонсировать греков в войне с османской империей. «Балто» – удачный мультфильм про Великую гонку милосердия 1925 года. «Стальной гигант» про гонку вооружений между США и СССР. Просто два в одном: ребенок приобщится к ставшему культовым мультфильму и заодно увидит взгляд со стороны американцев на непростые отношения стран в послевоенное время. Отдельно по истории России – «Князь Владимир», «Сказ о Петре и Февронии», «Крепость: Щитом и мечом», «Анастасия».

Очень эффективным просмотр мультфильмов является и при изучении языков. Это могут быть, как отдельно подобранные под определенный возраст и уровень знаний, так и уже полюбившиеся всем анимации Disney или переведенные на английский язык советские «Ну, погоди!» и «Винни Пух». В первую категорию можно отнести, например, “Muzzy in Gondoland и Muzzy Comes Back” – мультсериал от телеканала BBC, созданный специально для изучения английского языка иностранцами, “Crawford the Cat” – мультфильм для изучения английского языка, полезный во всех отношениях. Кроме популярных английских слов («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и т.д.), котик Кроуфорд учит малышей хорошо себя вести, быть вежливыми, чистить зубы, прибирать свои игрушки.

Казанский вестник молодых ученых 2020;4(4):29–34

Таким образом, мультипликационное кино, обладая особыми возможностями воздействия на ребенка при соответствующей профессиональной подготовленности педагога, может найти широкое применение в воспитательной и образовательной работе. Мультипликационное кино – искусство условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир метафоры, иносказания, нравственнофилософской притчи, художественных размышлений. Задача родителей и педагогов помочь ребёнку научиться осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования детей, формировании у них медиаграмотности, как залога дальнейшего становления личности, способной активно и грамотно существовать в современном информационном обществе [7].

Литература

  1. https://tass.ru/obschestvo/6974347

  2. Алешина И.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов. / И. Н. Алешина, А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина // ВестникКРСУ. – 2013. –№ 3.

3..Бурухина А.Ф. Мультфильмы в педагогическом процессе: угрозы и возможности // Монография. Германия, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. -141 c.

  1. Васильев И.С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. – №12. – С. 761–764. – URL https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 11.11.2020).

  2. Ермизина Е.В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию. // Мир психологии. – 2010. – № 1.

  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пос. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.

  4. Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – № 5.

  5. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Начальная школа плюс до и после. 2010.– № 8. – С. 82–87.

  6. Немирич А.А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики. . – 2011. – № 2.

  7. https://www.oblgazeta.ru/society/31241/

  8. Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 740–742. – URL https://moluch.ru/archive/67/11209/ (дата обращения: 20.07.2018)

  9. Барышева Ю.С. Образовательный потенциал современной массовой культуры как агента социализации // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. – 2019. – №6.



31