ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА?
Цель: формирование полных и правильных представлений о государственной символике
Задачи:
формирование представлений о государственной символике,
развитие познавательного интереса к отечественной истории,
воспитание ценностного отношение к Родине,
формирование основ гражданской идентичности (содействие осознанию своей гражданской идентичности)
формирование чувства сопричастности к прошлому и настоящему страны
Материалы к занятию: презентация, распечатанные изображения, листы бумаги и карандаши для изображения флага, комплект деталей герба для аппликации, минусовая фонограмма «Гимна РФ»
Основные этапы проведения:
Обсуждение понятия “символ”
Педагог задает вопрос детям: Вы когда-нибудь задумывались, как много символов окружает нас в повседневной жизни? Давайте посмотрим по сторонам и попробуем найти примеры. (в Дневнике природы, на одежде, знаки зодиака и др.) Можно предложить поиграть в парах - один ученик описывает знак или символ, а другой угадывает. Зачем люди используют символы? (Чтобы передать смысл, сэкономив при этом место для его обозначения)
Помните, мы изучали, какие знаки и символы использовали люди в древности? (примеры детей о Древнем Египте, первобытности и др.)
Обсуждение понятия “ символы государства и его народов”.
Кто использует символы? (представители компаний, разных профессий, сообщества и др.) А есть ли символы у сообщества людей одной страны? Какие? (герб, гимн, флаг) Где мы встречаем государственные символы? (на документах, на деньгах, на форме служащих, на сайтах в Интернете и пр.) Знаете ли Вы, как выглядят государственные символы России? Могут ли быть у людей внутри одного сообщества другие знаки и символы? (Да, например, гербы городов, национальные символы и др.)
Давайте попробуем угадать по символу обозначающий его предмет или сообщество
Герб Санкт-Петербурга
Флаг Крыма
Герб Москвы
Символ Волгограда, символ Великой отечественной войны
Дымковская игрушка — символ Кировской области
Малахит- символ Урала
Орнамент русского народа
Чум и олени - символы народов Севера
Чак-чак - символ Татарстана
Мимоза - символ Абхазии
Обсуждение понятия “ государственные символы”
Что входит в ключевые государственные символы? Герб, гимн, флаг Зачем они государству?
Все государственные символы – гербы, флаги и гимны – исполняют одну и ту же функцию: они обозначают государство, которому принадлежат. В принципе, герб, флаг и гимн играют ту же роль, что и название страны – их задача сообщать, какая именно
страна ими владеет. Можно сказать, что название страны, ее государственные герб, флаг и гимн есть одно и то же.
Из значения государственных символов, как способов обозначения стран, и происходит то уважение, которое испытывают люди к своим гербам, флагам и гимнам. Воздавать почести государственным символам – значит воздавать почести владеющей ими стране.
Далее детям предлагается изобразить флаг, сделать аппликацию герба России и исполнить совместно гимн.
Важно правильно изображать герб страны, правильно располагать флаг, нельзя использовать символы на любых документах (например, грамотах), нельзя располагать герб на флаге.
Задание для любознательных
Что такое геральдика? (Наука о гербах). А как называется наука о флагах? (Вексиллоло́гия - от латинского слова vexillum (вид квадратного флага, который несла римская кавалерия) А как наука о гимнах? (Такой науки нет)
Человек, который изучает флаги, является вексиллогом, тот, кто разрабатывает флаги, является вексиллографом, а искусство создания флагов называется вексиллографией. Знаток геральдики — геральдист, геральдик, гербовед или арморист. 10 июня празднуется Международный день геральдики.
Кто чаще всего исполняет гимн? (спортсмены)
Подведение итогов: государственная символика позволяет обозначать страну и отличать ее от других; необходимо соблюдать нормы использования государственной символики