СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cовершенствование форм и методов работы со студентами с низкой мотивацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка описывает формы и методы,которые повышают у студентов мотивацию к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Cовершенствование форм и методов работы со студентами с низкой мотивацией»

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Тверской колледж им. Героя Советского Союза П.А. Кайкова»


















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме

«Совершенствование форм и методов работы со студентами

с низкой мотивацией и со студентами из коррекционных групп»









Автор: Лисицкая Алла Багратовна

преподаватель английского языка

Тверского колледжа им.П.А.Кайкова








Тверь

2018 г.



Заместитель директора по научно-методической работе

«Тверского колледжа имени П.А.Кайкова»

___________________________Е.Г.Спиридонова

«______»___________2018г.









































Личность – звено между

мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)



В последние годы в тверском колледже имени Кайкова растет количество студентов с низкой мотивацией к восприятию учебного материала. У некоторых обучаемых мотивация к учебе,то есть процесс побуждения к деятельности для достижения той или иной цели , находится практически на нулевом уровне.

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю педагогики, не потерявшая актуальность и сегодня.

Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений студентов, которых учит один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии студентах и студентах с замедленным психическим развитием.. Они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у студентов, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.). Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого студента и каждой группы в целом.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Он заключается в том, что обучаемый получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  • Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких студентов есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые учебные требования. Студенты четко следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

  • Второй уровень – хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  • Третий уровень – Учебное заведение привлекает таких студентов внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в колледже (учебном заведении), чтобы общаться с друзьями, Им нравиться ощущать себя студентами, иметь красивый портфель,  красивую одежду. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

  • Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти студенты посещают колледж (учебное заведение) неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебе.)  

  • Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, дезадаптация. (Такие студенты испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одногруппниками, во взаимоотношениях с преподавателем. Колледж нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в нем для них невыносимо. В других случаях студенты могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

К сожалению, студентов с пятым уровнем мотивации большой процент в тверском колледже имени Кайкова. Необходимо прежде всего всем студентам и даже очень сложным студентам из коррекционных групп с осложненной психикой уметь привить интерес к учебе.. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у обучаемого? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация студентов по мере пребывания их в колледже?

Мысль о том, что интерес студентов к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для учащихся генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации студентов - проблема, которая остается актуальной до сих пор.

  В чем же причины низкой мотивации студентов к восприятию материала?

.У студентов в возрасте 15-17 лет наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

  • Негативное отношение студента к преподавателю,плохой психологический климат.

  • Грубое неискренее отношение преподавателя к студенту.

  • Недооценивание значимости предмета.

  • Умственное отставание в развитии некоторых студентов.

  • Непродуктивность учебной деятельности.

  • Лень, нежелание записывать или копировать материал.

  • Слишком сложный непосильный для данной группы учебный материал или домашнее задание.

  • -Непонимание студентами важности , значимости предмета и цели урока его конечного результата и возможности его использования в жизненной ситуации и для своей специальности.

  • Частые регулярные пропуски занятий студентами.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учащимися и т. д. ); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу;  в-пятых, спецификой учебного предмета.

Какие же методы объяснения материала и какие формы работы эф -

фективнее использовать со студентами с низкой или нулевой мотива- цией к предмету?

1.Студентам , которые ленятся записывать сложный учебный материал, необходимо сократить тексты до возможного минимума.Следует использовать главные и основные понятия.Лучше предоставить студентам данный сокращенный материал в печатном варианте. Почерк большинства студентов не разборчив и не аккуратен. Обучаемым сложно в системе воспринять учебный материал ,используя только свои записи.

2.Большую помощь в лучшем восприятии грамматического материала

оказывают краткие таблицы ,схемы ,модели и формулы, составленные самим преподавателем.

Когда студент начинает понимать то или иное правило и сможет его применять, то у него начинает возникать интерес к данной теме.

3) Преподаватель должен четко поставить цель и тему урока на занятии и объяснить конечные результаты и итог урока.

4) Игровые моменты :ролевые игры встречи с носителями языка , экскурсии , брейн-ринги - эффективны для привлечения интереса к предмету.Однако если студент ленится оформлять

диалоги или игры , преподаватель сам должен предоставить студенту печатные варианты данного материала.

5)Интерес к материалу могут вызвать наглядные пособия ,фильмы и

компьютерные презентации.

6)Для привития интереса к учебному процессу большую роль играет благоприятный психологмческий климат между преподавателем и студентами , а также добрые дружеские отношения между студентами..Групповая работа , разыгрывание диалогов взаимовыручка должны присутствовать на уроке. Более сильный студент должен помогать более слабому.

7)Преподаватель в свою очередь должен быть строгим , требовательным ,но выдержанным и терпеливым.Ему следует обращаться к студентам вежливо по имени, использовать похвалу и одобрение за проделанную работу.Точно как за невыполнение минимальных требований неодобрение и неудовлетворительное оценивание студента..

Обращаться к учащимся следует по имени, использовать опору на похвалу, добрый, ласковый тон, ободряющее прикосновения.

При планировании учебного процесса, следует ориентироваться не на какого–то абстрактного среднего студента, а опираться на знания особенностей мотивационной сферы каждого учащегося, и группы в целом. Это постоянный процесс оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.

Эффективно использование групповой работы и работы в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы учащийся учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит студенту не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.

Работа в паре «студент - студент» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, мы можем создать мотивационную основу их работы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому использование таких приемов, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.



«Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

«Интеллектуальная разминка»

Начиная урок, поднимать молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Обучаемые знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (Студенты могут сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь свой рассказ по данной схеме, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого студента и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий.

Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять свой рассказ приводит к творческому умению..

«Составь рассказ по образцу»



«Используй график, формулу , схему или таблицу для выполнения грамматического упражнения»»

Используются модели, схемы, формулы.Учащиеся должны выполнить свою творческую работу на их основе.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу всех учащихся;
- обеспечивается системность знаний и умений;
- развитие логики, формирование произвольного внимания.

«Задай соседу вопрос»

Слабый студент при выполнении работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу,более сильному студенту,. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется группе или преподавателю. Таким образом , происходит и закрепление пройденного материала.

Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, развитием той мысли, которая вкладывается в применяемые в начале урока приемы. Происходит осмысление значимости предстоящего изучения нового. Также создается положительный настрой у студентов привлечением исторического страноведческого материала, ( Эмблемы и символы англоязычных стран). А если этот материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе подготовки какого-либо доклада, исследования, презентации , то он вдвойне ценен. На уроках иностранного языка можно использовать следующие грамматические упражнения:

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

«Найди лишнее и аргументируй»

«Найди недостающее слово или букву» и др.

Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности студентов, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика.

Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого студента, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.

Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.




Варианты применения:

  • Преподаватель оценивает деятельность учащихся в конце урока.

  • Сам ученик также оценивает свою деятельность.

  • Самооценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она является регулятором активности их учебно–познавательной деятельности .

  • создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

1 год обучения. Тема “Давайте познакомимся”. Используются 20(10) основных вопросительных м утвердительных лексико-грамматическмх структур по теме «Знакомство».

1 год обучения. Тема “Построение вопросительных предложений»”. 

Используются примеры-схемы с помощью которых студент составляет вопросительные предложения из повествовательных.

Важно, чтобы всё, что педагог делает на уроке, было значимо студенту.. Пятнадцати-семнадцатилетним студентам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения юношеского возраста, и поэтому с ним надо организовывать как можно больше творческой работы, игровых моментов,. Необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую каждую личность отдельно для своего уровня.. Эта система дает право студенту самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности учащегося.” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной систем положены следующие принципы:

  • принцип воспитующего обучения – обучение самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;

  • принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;

  • принцип ориентации на успех – каждый учащийся имеет право быть умным на уроке;

  • учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;

  • принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение функций преподавателя.. Студенты могут высказывать свое мнение по изучаемой теме..

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию”(Л.В. Занков).

Однако эти выражения актуальны,если их использовать по отношению к

студентам с хорошим восприятием к предмету.

Строго придерживаясь данной декларации, нужно дать возможность студентам -“звездочкам” двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. Каждая выращенная “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. “Если на уроке учащийся переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый обучаемый “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда учащийся переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна интуитивность преподавателя. Обучаемый сделал выбор, а задача педагога- помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить студенту в свою неповторимость, в свои возможности.

Не секрет, что бытует мнение – сельские выпускники имеют слабые знания.Стоит не согласиться с такой постановкой вопроса, более важно, какой педагог работает в учебном заведении, его знания и умения. Знания дают уверенность, в школу возвращаются отзывы о хороших способностях наших студентов, успехах наших выпускников. Это служит стимулом для других.

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, конечно же, накопительная система оценивания, когда каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а преподаватель фиксирует, сколько и что сделано через определенный отрезок времени в зависимости от количества уроков, проведенных по данной теме. Интересной является также балльно-рейтинговая система оценивания. Для наглядной агитации в группе висят диаграммы результативности учащихся, в данном случае оценка пересчитывается в баллах. Ну и так называемая “промежуточная оценка”, по-иному завышенная оценка, то есть обучаемый уже знает более, чем на “4”, но еще не на “5”, и ставится ему “5” за любой успех. Срабатывает потрясающе, так как редко кто отказывается от такой перспективы. Аналогично от тройки к четверке. Важно только, чтобы обучаемый доверял вам, а вы верили в него.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость.

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, открытых театрализованных уроках, которые бесспорно повышают уровень мотивации.

А интегрированный урок – это находка для преподавателя осуществить межпредметную связь: “Деловое общение на английском языке и пение англоязычных песен”. “География , страноведение и английский язык». Интегрированный урок – это не только один из впечатляющих мотивационных приемов, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок. Если продумать систему уроков всего учебного заведения, с помощью этих уроков можно учебное пространство сделать более однородным, взаимосвязанным.

Несколько слов хочется сказать о волевых методах мотивации и стимулирова ния. Компоненты данных методов:

  • информирование об обязательных результатах,

  • формирование ответственного отношения,

  • познавательные затруднения,

  • самооценка и коррекция своей деятельности,

  • рефлексия поведения,

  • прогнозирование будущей жизнедеятельности.

строгость, терпение и спокойная выдержка по отношению к проблемному студенту.

Волевая мотивация является стержнем личности. К нему “стягиваются” такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим обучаемым в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на уроке и в ходе домашней самоподготовки.

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Обучаесые на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

Встречаются такие понятия и темы в ходе при изучении которых студенты очень часто путаются.. И вот тогда на помощь приходит метод сравнени., работа по образцу модели , cхеме или таблице.




Неоднократные повторения подобных упражнений по образцу всегда дают положительный результат.

Достоинство данного метода не только в возможности исключения наиболее характерных ошибок, но и возможности неоднократного повторения многих тем. Это не только метод мотивации через значимость всего, что изучается. Этот метод помогает развить умение анализировать, мыслить логически, способствует интеллектуальному развитию личности.Обучаемый понимает, как важно знать одно, чтобы понимать другое. Развивая из урока в урок умение работать по модели,педагог создает предпосылки для успешного решения заданий.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь, прежде всего, целью м образования является культурное развитие учащихся. Надо научить студентов ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе «человек, не получив ший достойного образования, не может считаться культур ным». В первую очередь, сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе любой предмет. Это духовное, эстетическое, творчес кое и интеллектуальное развитие. Это же факт, что тностранный язык как и любой другой предмет не только развивает абстрактное мышление,логику,интуицию, воображение,но и служит инструментом для определения уровня развития обучаемого,



Величайшая личноcть Гёте ярко оценил значение иностранного языка. Он писал: «Кто не знает иностранных языков ,ничего не знает и о своем собственном». А великий режиссер Федерико Феллини писал,что «Чужой язык - это другое видение жизни».

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Для большинства студентов этот стимул наиболее значим, так как он способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной ятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний.Известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов.

Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение и на уроках . Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.

Чтобы развивать учащихся нужно знакомить их с историей изучаемых стран и с именами великих исторический личностей, англоязычных стран .. Сами учащиеся, подготавливают доклады и сообщения по исторической теме или о великой личности из англоязычных стран..

Через рассказы о деятельности великих личностей можно привлечь внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.

Ответственность обучаемых за учебу, достижения в ней – мечта каждого педагога.. Одну такую тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М.Раттер .Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить контакт с обучаемым, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того чтобы учащийся успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

1. Педагог должен пробудить у студента интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у студента возникла вера в собственные силы, преподавателю придется ввести для него иную систему оценивания результатов.

2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно обучаемому по его предмету с тем, чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных тестовых заданий.

3. Программа обучения таких студентов должна быть разбита на серию мелких шагов . Такое поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть облегчить задачу и педагогу, и обучаемому..

4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Как правило, студенты , имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.

5. Педагог и учащийся должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить зоны трудностей.

6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое важное при этом перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение преподаватедя со студентами в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности препятствует возникновению “психологического барьера”, обеспечивает управление социально-психологическим процессом в д коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога..

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение преподавателя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся ,умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль педагога имеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности школьников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между педагогом и учащимися.

Роль педагога призвана обеспечить:

- положительное воздействие учителя на сознание, чувства учащихся с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности

- полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения

- рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся

Знание особенностей актерского мастерства помогает педагогу совместить природный талант и приобрести мастерство с целью достижения наилучших результатов в педагогической деятельности. А.С.Макаренко писал “Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть …”. Учащиеся отмечают, что для эффективной работы учителю необходимы следующие личностные качества:

- стремление к максимальной гибкости;

- внимание к потребностям учащихся;

- установка на создание положительного подкрепления для учащихся;

- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Подобная потребность в самовыражении - важная составляющая педагогического таланта.

Реализация главной цели образования - формирование личности, способной действовать в условиях современного технологического общества. Развитие познавательных способностей учащихся, освоение методов самостоятельной работы, умение работать с книгой, находить главную мысль, то есть выделять главное.

В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельности. В учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого учащегося, необходимостью дифференцированного образования и единообразием содержания и технологией обучения ;преобладанием объяснительно - иллюстративным способом преподавания.

Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Учеба - это не легкий труд, но если при правильной организации, способен приносить радость творческих открытий.

Нужно постараться построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения учащегося самостоятельно открыть новое для него. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса. Для этого следует стремиться увеличить “продуктивность” обучения, что достигается созданием соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном. Для повышения мотивации учащихся используются продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии; анализируются решение, используются игровые ситуации, соревнование.

Применяются разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пропуски в грамматических заданиях, установить верно ли? и т.д. Следует организовывать групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым, так и сильным. Используются паузы, дающие время на обдумывание. Организуется проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учащихся с повышенным уровнем обучения: предлагаются задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применяется стимулирование.Контроль является способом активной деятельности, а также и средством ком муникации. Каждый контроль преследует конкретную цель - анализ результатов контроля; объективность оценочных суждений, требование к выполнению задания, критерии оценок сообщаются заранее; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.

Продуктивно использовать приемы для создания эмоционального комфорта:

- системное одобрение; похвала, направленная на формирование положитель ных оценочных суждений; доброжелательность, юмор, улыбка, умеренные жесты, мимика;

- создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Следует использовать приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов;

Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.

Главная задача – установить связь между деятельностью педагога и студента, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как учащиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивирован ности группы? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Без оценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.

При изучении нового материала следует использовать приемы, способствующие активизации мысли учащихся. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организация работы с учебником, разумно использовать опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учащихся. Нужно привлекать учащихся для объяснения новой темы входить в роль учителя, подбирать для урока упражнения творческого характера.

Практика под руководством учителя проводится для установления обратной связи, для своевременного устранения трудностей в понимании нового материала.

Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и затруднения, для этого используются дифференцированный подход, разноуровневые задания, тесты ,задания с кодированными ответами..

Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого учащегося; продуманное чередование видов работ, типов заданий;

Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологии перспективно-опережающее обучение (С. Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, раннего интенсивного обучения и совершенствования обще учебных умений (А.А.Зайцев).

В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе, на факультативных занятиях. Игра наряду с трудом и учением один из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес); коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей); диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои скрытые черты); коррекционную (измениться под влиянием игровой практики правила).

Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры Результат дидактических игр зависит во-первых от целенаправленного построения игровых программ ,сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. Студентам интересно вовлекаться в деловую игру, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их, игры развивающие умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, логическое мышление, смекалку. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков.

Технология деловых игр состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный. Включает разработку сценария - условия отражения ситуации объекта. В сценарий вход план деловой игры: учебная цель занятия, характеристика проблемы, объяснение поставленной цели, план деловой игры, описание ситуации, характеристика действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновывается обстановка проблемы. Выдается пакет материалов, правил, инструкций.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий может корректировать действия участников.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

В результате учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует итог занятий.

Применение элементов игровой технологии, позволяет учащимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, поддерживает и усиливает интерес к предмету.

Для повышения мотивации учащихся на своих уроках использую приемы проблемного обучения, разрабатываю сценарии деловых игр, использую новые приемы решения общепризнанных способов решения заданий.

С целью формирования положительной мотивации, связанной с социально-ценной деятельностью познавательной, трудовой, развивающей использую в своей работе эмоциональное стимулирование. На уроках лучше создавать ситуации напряжения чтобы стимулировать учащихся, вызвать позитивную мотивацию, целеустремленность, интерес и волю. Это направление к самоутверждению и самореализации личности в образовательном процессе становится трудными, но необходимыми составляющими жизнедеятельности.

Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. Суть метода проектов заключается в том, что всякая деятельность со студентами, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте обучаемого.

Метод проектов в любом предмете характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учащимся как равноправного партнерства.

Метод проектов предусматривает наличие проблемы требующей поиска, исследований. А так же предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию и выдвигать гипотезы. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, сжатым, а студента – раскованным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех уч-ся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной творческой деятельности. Метод проектов можно применять как на одном уроке, так и на серии уроков.

Одной из творческих видов работы является подготовка к презентации по выбранной теме.Однако малочисленные студенты соглашаются на этот исследовательский вид работы в связи с его сложностью и кропотливостью..

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

  • Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.

  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию студентов, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

 Учение только тогда станет для студентов радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими бы методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа.




































Список литературы


  • Афанасьев, В.В. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов [Текст] / В.В.Афанасьев, М.А.Суворова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с

  • Бородич И.С. Методическая разработка «Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся». - Тверская обл. поселок Озерный

сош № 1. 2015 г. - 16 с.

  • Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 9 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

  • Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях. Элементы теории вероятностей в курсе сред. школы [Текст]: пособие для учителя / М. Глеман, Т. Варга; пер. с фр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.

  • Т. А. Капитонова. Методика и технология профильного обучения : Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки.