СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - формировать умение делить числа, оканчивающиеся нулями, актуализировать приёмы деления многозначного числа на однозначное.

Просмотр содержимого документа
«Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число».»

Технологическая карта


Автор: Васильева Л.Н., учитель начальных классов МАОУ «Лицея №15»

Предмет: Математика

Автор учебника:Л.Г.Петерсон

Класс: 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Номинация: проблемный урок

Тема урока: «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число».

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

предметные

1) формировать умение делить числа оканчивающиеся нулями;

2) актуализировать приёмы деления многозначного числа на однозначное и деление на 10, 100 и 1000;

3) тренировать навыки решения задач.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.

Вид деятельности: продуктивная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор, презентация, демонстрационный и раздаточный материал.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся,

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент (2 мин)


- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- установить тематические рамки учебной деятельности;

Включение в деловой ритм.


Читают девиз урока.

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные: целеполагание

Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (10 мин)

Цель:

1) актуализировать умение деления на 10, 100, 1000; тренировать умение записывать деление «углом»;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пробного действия;


Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Организует самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

Создаёт условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.





Выполняют задание на применение нового знания.

Фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

(Если делимое и делитель разделить на одно и то же число, то частное не изменится.)

Дети работают в парах. Проверка проводится фронтально.



-Я приготовила для вас несколько заданий, уверена вы легко с ними справитесь.

- Что нового в этом задании?

(Нужно найти частное чисел, когда делимое и делитель являются круглыми числами.)

- Зафиксируем это свойство деления. Пробное действие:

- Итак, что мы с вами повторили? (Деление в столбик, деление на 10, 100, 1000 и свойство деления: при делении делимого и делителя на одно и то же число результат частного не изменится.)

- Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)

371000:7 Попробуйте выполнить это задание.

Познавательные УУД логические: анализ объектов с целью выделения признаков -

Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме


3. Выявление места и причины затруднения.

(Постановка учебной задачи). (2 мин)

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Уточняет тему урока.


Выявляют место и причину затруднения. Предлагают тему урока, которую учитель может уточнить.


  • Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Научиться делить круглые числа.)

  • Сформулируйте тему урока? (Деление круглых чисел.)

  • Какое задание вы выполняли? (Находили частное чисел 371 000 и 700.)

  • Каким эталоном вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом деления многозначного числа на однозначное.)

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма деления круглых чисел.)

Коммуникативные

ПознавательныеУУД


4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель:

-поставить цель проекта,

-определить средства для построения нового знания,

-сформулировать шаги достижения поставленной цели.


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Вывешивает или записывает шаги плана на доске.


Выбирают средства и способ построения нового знания – метод уточнения, называют шаги плана, коллективно корректируют порядок шагов.

  • Какую цель нам надо поставить перед собой? («Открыть» алгоритм деления круглых чисел.)

  • Какая тема нашего урока? (Деление круглых чисел.)

  • Какой следующий шаг? (Мы должны составить план выхода из затруднения)

  • Вам необходимо построить способ решения таких примеров. На что будете опираться (какие средства использовать)? (Эталон деления на 10, 100, 100; свойство деления на одинаковое число; эталон деления на однозначное).

  • Какой будет план вашей работы?

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

2) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Создаёт условия для построения детьми нового способа решения примеров деления круглых чисел

;


Применяют новый способ действий для решения примеров, вызвавших затруднение;

Делают вывод: (при делении на 100 мы отбросили одинаковое количество нулей в делимом и делителе, а затем воспользовались алгоритмом деления многозначного на однозначное. Значит нам надо добавить один шаг в алгоритм деления углом.)

Работа в парах.

371000 : 700 = (371000 : 100) : (700 : 100) = 3710 : 7 = 530


3710 | 7

35 530

21

21

0

Проверка: 530

* 700

371000

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные УУД:

Коммуникативные

6. Первичное закрепление. (7 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.


Устанавливает осознанность восприятия.

Создаёт условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.

Решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях, используя алгоритм, выполняют деление


Задание на стр. 25 3 третий столбик.

632 160 : 40. (Отброшу в делимом столько нулей, сколько их в делителе (один нуль). Буду делить

63 216 на 4. Действуя по алгоритму деления многозначного на однозначное, узнаю частное 15 804. Выполню проверку. Получил делимое, значит, результат деления нашёл правильно)

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные УУД:

Коммуникативные

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)

Цель:

1 тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Дети проговаривают решение примера с опорой на эталон, составленный на уроке.

Решите правильно примеры, и пропадут оставшиеся. Ну а кто успеет раньше остальных выполнить задание и решит пример: 272 000 : 800 (стр. 25 3, 1столбик, 2 пример), тот поможет выглянуть солнышку…

  • Время закончилось. Какой следующий шаг? (Проверить по эталону.)

  • Найдите у себя на столе эталон для проверки работы. (Р-4)

  • У кого были ошибки? Дети поднимают руки.

  • Какие ошибки вы допустили?

  • Кто ошибся в вычислениях?

  • Кто ошибся в алгоритме деления?

  • Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглых чисел, тренироваться в делении на однозначное «углом»)

Регулятивные УУД:

Личностные УУД:


8. Включение в систему знаний и повторения. (3 )

Цель:

-организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;


Организует тренировку ранее сформированных умений

Отрабатывает умение составлять уравнения, тренировать в решении уравнений на деление круглых чисел;

Тренировать в записи выражений к задачам «Блиц-турнир».


Ранее сформированные умения доводят до уровня автоматизированного навыка.

2 ученика работают у доски. Затем работа проверяется фронтально.

– Где вам пригодятся новые знания? (При решении задач и уравнений).

  • Откройте стр.25 № 4. Прочитайте задание. (Составь уравнение и реши его.)

  • Вам нужно выполнить пока только первую часть задания: составить уравнения и подчеркнуть то, которое мы не сможем выполнить, пользуясь нашим новым алгоритмом.

У детей в тетрадях:

а) Х • 80 = 68 800

б) Х : 500 = 8 560

в) 720 630 : Х = 90

  • Проверьте запись. Учитель открывает запись, уравнение

Х :500 = 8 560 не подчеркнуто.

  • Назовите, какое уравнение подчеркнули?

  • Из оставшихся выберите любое и решите его

Регулятивные УУД:

Личностные УУД:

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.


Организует рефлексию.

-Фиксирует неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности;

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке: деление круглых чисел;

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и деятельности класса, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

  • Вы стали сильнее за этот урок? (Да. Мы узнали, как делить круглые числа.)

  • Какую цель ставили перед собой? (Создать алгоритм и эталон деления круглых чисел и научиться решать примеры с применением этого эталона)

  • Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали эталон и добавили в алгоритм дополнительный шаг, на основе которых можно решать примеры на деление круглых чисел).

  • Как достигали цели? (Мы составили план работы и действовали по плану.)

  • На что опирались при составили плана? (На известные нам «эталон деления на 10, 100, 1000» и на алгоритм деления многозначного числа на однозначное в столбик.)

  • Докажите, что вы сегодня были настоящими учениками. Перечислите шаги учебной деятельности. (Мы сначала узнали, что не знаем и сами нашли способ).

  • Где вам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач и уравнений.)

  • Да, вы теперь больше знаете и стали сильнее в своих знаниях. Оцените свою работу, если вы чувствуете прибавление сил и довольны своей работой, повести рядом с Маленькой Бабой-Ягой изображение ее друга ворона Абрахаса, если вас что-то не устаивает, вы не очень довольны своей работой прикрепите бересту, на которой писали имя.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; смыслообразование.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД: рефлексия

10. Обсуждение домашнего

Задания.

Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания:


Осознают значимость изученного материала для практики. Осуществляют выбор вариативной части домашнего задания.

Домашнее задание:

Повторить прием деления

круглых чисел по эталону и

алгоритму, проговорить их

вслух дома при выполнении

вычислений;

стр. 25 № 4 (нерешенное

уравнение по нашей теме),

стр. 26 № 6

стр. 26 №10, №11(по желанию)

Личностные УУД:

Познавательные УУД: