Деловая игра «Детский сад и семья – партнеры и друзья!»
(Учимся сотрудничать с родителями).
Цель: использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетенцию педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС;
-формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
- поиск оптимальных путей разрешения конфликтов;
- поиск новых способов поведения в контактных ситуациях с родителями;
- создать условия для творческого применения знаний о взаимодействии с семьей. Формировать у педагогов умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.
Ход игры
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось немного поиграть с Вами. Ну а так как мы с вами педагоги, то игра у нас будет непростая, а деловая. В ходе данной игры мы научимся дифференцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути раз решения конфликтов, осуществим поиск новых способов поведения при контакте с родителями, поделимся своим опытом по вопросам взаимодействия с родителями.
Итак, я предлагаю начать деловую игру «Детский сад и семья – партнеры и друзья!» (Учимся сотрудничать с родителями).
Для проведения игры Вы уже разделены на две команды. Сейчас я предлагаю Вам немного посовещаться и выбрать капитана своих команд.
1 команда:
1 команда | 2 команда |
| Борошнина С.Н. |
Ашурбекова Р.М. | Денисюк И.А. |
Ведерникова И.С. | Дидычук Л.А. |
Джемилова А.М. | Зенкова Л.Ф. |
Куц С.И. | Касева В.В. |
Падерина Е.А. | Молявка Ю.С. |
Ульянова Л.С. | Птицына Т.Ю. |
Кренц М.Н. | Титаренко Г.Г. |
Федорова Е.Н. | |
Задание № 1 «Разминка».
Сейчас я буду по очереди, каждой команде зачитывать разнообразные высказывания. Задача команды вставить пропущенное по тексту слово.
Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители).
Основной метод изучения семей воспитанников (наблюдение).
… - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программ (анкета).
… - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (семья).
Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция).
….это работа, совместное действие, принятие участия в общем деле (сотрудничество).
Задание № 2. Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.
1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.
2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
3 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?
4 «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?
Задание № 3. Конкурс капитанов.
Напишите как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей, педагогов и детей.
(Например: Дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории и т.д.)
Задание № 4. «Синквейн».
В ежедневной работе с родителями педагогу необходимо одно очень важное умение – умение резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.
Цель: дать определение разным формам работы с родителями, составляя синквейн.
Синквейн(от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)
2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)
3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка –Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл.
5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример:
1 строчка - Конкурс
2 строчка - Познавательный, спортивный.
3 строчка - Соперничать, выигрывать, участвовать.
4 строчка -. Конкурс помогает обрести друзей.
5 строчка - Состязание.
Предлагаю составить синквейн со словами, обозначающие форму работу с родителями.
(Примеры для Вас)
Формы работы с родителями | Пример синквейна |
Проект (1 команда) | Предложенный, рассмотренный. Показывает, поясняет, отображает. Используется в разных организациях. План. |
Беседа (2 команда) | Деловая, дружеская. Разговаривают, спрашивают, отвечают. Человек выражает эмоции и чувства. Диалог. |
Родительское собрание (1 команда) | Коллективное, информационное. Консультировать, беседовать, решать. Хорошая форма работы с родителями. Взаимодействие. |
Заседание клубов по интересам (2 команда) | Встреча, общение. Стимулирует, мотивирует, побуждает. Развивает сознание родителя. Процесс. |
Задание № 6. "Рекламное агентство"
В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия с родителями, определить его цели, разработать план его проведения (кратко).
Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»
Уважаемые коллеги! Поделитесь своими впечатлениями о прошедшем семинаре, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (Вы можете говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т. д.)