Уроки 77, 78
Тема. Сочинение-описание по картине В. Васнецова «Снегурочка»
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения-описания по картине В. М. Васнецова;
Формировать навык сбора материалов для написания сочинения и составления связного текста-описания по картине; развивать творческие способности учащихся; расширять кругозор;
Содействовать воспитанию любви к произведениям искусства.
Ход урока
Организационный момент
- Отгадайте загадку:
Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках варежки
И шапочка на ней.
Нам свет и радость даришь ты.
Любимица детей.
(Снегурочка.)
Что вы знаете об этом персонаже? (Сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки — внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение. Снегурочка — это чисто русский персонаж, и больше ни у одного народа в мире на новогодних праздниках не встречается.)
Прочитайте упр. 126. Ответьте на вопросы.
Какие произведения о Снегурочке знаете? Почему она любима народом?
Как появилась эта картина у художника?
Сегодня на уроке мы будем описывать картину В. М. Васнецова «Снегурочка».
Сообщение учащегося о художнике
Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) — замечательный русский художник. Рос он в российской глубинке в селе Лопьял Вятской губернии в семье сельского священника, среди крестьянских детей. Первые уроки рисования давал ему отец. Они и пробудили у мальчика тягу к изобразительному искусству.
Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок — старенький ящик с красками — и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. Среди них картины, посвященные сказкам, былинам: «Витязь на распутье», «Богатыри», «Аленушка», «Ковер-самолет», «Иван Царевич на сером волке» и др.
Первичное восприятие репродукции картины
Какое впечатление возникло у вас от увиденного на картине?
Почему полотно художника так называется?
Работа над содержанием репродукции картины
Упражнение 126 (3). Ответы учащихся на вопросы.
Какое время суток изображено на картине? (Лунная зимняя ночь)
Как написана природа? Каким мастер кисти изобразил снег? (Темный холодный лес, белоснежная поляна. На переднем плане — маленькие пушистые елочки. Вдалеке видны огоньки-светлячки. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.)
Какой мы видим главную героиню? (Длинная парчовая шубка, украшенная вышивкой; светлые теплые варежки; шапочка с меховой опушкой; руки разведены; видны ее следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю. Она растерянно озирается по сторонам, ей страшно.)
Какие краски, оттенки цветов и почему преобладают на картине? (Художник использует холодную гамму цветов — белые, серые и голубые оттенки, что подчеркивает таинственность и сказочность изображения.)
Мое отношение к картине. (Восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку: ведь ей так страшно.)
Чтение стихотворения И. Есаулкова. Упражнение 126(4)
На что обратил внимание поэт, описывая картину?
Что вы описали бы по-другому?
Составление плана сочинения-описания картины
Слово о художнике и истории создания полотна. Общее впечатление от картины.
Описание природы.
Как выглядит главная героиня?
Какое настроение создает картина?
Составление устного словесного описания картины по плану
В. М. Васнецов — известный русский художник, посвятивший свои полотна русским народным сказкам. Он создал декорации к пьесе Н. А. Островского «Снегурочка». Ему так полюбился этот образ, что он посвятил ему картину. Полотно очаровывает зрителей своей сказочностью, таинственностью.
Морозная зимняя ночь. Лунный свет посеребрил опушку темного леса. На переднем плане — маленькие пушистые елочки. Вдалеке видны огоньки-светлячки. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Художник использует холодную гамму цветов — белые, серые и голубые оттенки, что подчеркивает таинственность и сказочность изображения.
На заснеженную поляну вышла Снегурочка — дочь Мороза и Весны. На ней красивый, расшитый жемчугом, украшенный вышивкой наряд: парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой и теплые варежки. Она напугана и растеряна.
Картина мне понравилась своим зимним очарованием. Но все же немного жаль Снегурочку, ведь ей страшно и одиноко одной в темном лесу.
Работа над черновиком сочинения
Домашнее задание
Дописать черновик сочинения.
На втором уроке учащиеся читают черновики, редактируют (если это необходимо) текст с помощью учителя и переписывают его в тетрадь.