Областное казенное общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска
Сценарий праздника:
«День российской науки»
Подготовили:
Учитель
Татаренкова Виктория Вячеславовна
Курск 2023
Цель: Выявление и развитие у обучающихся школы-интерната интеллектуальных и творческих способностей, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности, внедрение эффективных форм внеклассной работы по учебным предметам.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 ведущий. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так, мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук.
2 ведущий. День науки. История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств.
1 ведущий. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.
2 ведущий. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, гениальные открытия которого вместили в себя семь веков до него и почти три века после него.
1 ведущий. На нашем научно-познавательном мероприятии, мы познакомим вас с его жизнью, научными открытиями и творчеством.
Первая страница журнала "Детство. Юность".
2 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим.
1 ведущий. На реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям.
2 Ведущий. Архангельская губерния была областью сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов. Своеобразные черты русского Севера наложили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова. С 10 лет отец брал мальчика с собой в море. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля "Чайка", летевшего на всех парусах! Отец научил его ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, определять направление ветра, ставить парус.
1 ведущий. Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой, а потом помощником отца на паруснике-галиоте "Ломоносов". "Из поморья вынес Ломоносов свой физический закал, здесь впервые воспитал он в себе вольнолюбивый, свободный дух, железную настойчивость и положительный ум".
2 Ведущий. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы "поступить там в ученье". С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного "полукафтан и три рубля денег" и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.
Вторая страница журнала "Славяно-греко-латинская академия"
1 Ведущий. Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Рассказ (Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех:
- Глядите, какой болван пришёл с нами учиться! - Верзила, верзилой. - Дядь, достань воробушка! (Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным проговорил) - Что с тобой делать? На крышу забросить?)
2 Ведущий. Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть
- Да он лучше учителей всё знает (шептались школяры).
2 Ведущий. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3 класс.
Третья страница журнала "Студенческие годы в Германии"
1 Ведущий. Как одного из лучших учеников его направляют для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а оттуда в Германию для обучения химии и горного дела.
2 Ведущий. В 1736 году Михайло Ломоносов едет в Германию учиться в Академии. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.
Четвертая страница журнала "Петербургская Академия наук".
1 Ведущий. В 1741 году сформировавшемся учёным возвращается Ломоносов в Россию в Петербургскую Академию наук.
В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором.
2 Ведущий. В Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в академии наук "научные должности" занимали иностранцы.
1 Ведущий. Трудно назвать какую-либо отрасль науки, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.
1 Ведущий. В 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории. Через два года М.В. Ломоносов открыл первую химическую лабораторию рядом с домом, ведь многие химические опыты он проводил целыми днями, а то и ночами, в этой лаборатории ему удалось найти состав для получения фарфора.
2 Ведущий. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.
1 Ведущий. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.
2 Ведущий. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало "Полтавская баталия". Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.
1 Ведущий. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.
Открытия М.В. Ломоносова в области "Физика"
2 Ведущий. М.В. Ломоносов переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины: термометр, формула, атмосфера, барометр.
1 Ведущий. Видное место в научной деятельности Ломоносова занимало конструирование приборов различного назначения: телескопы, различные варианты барометра, перископ, особо точные весы, "большой маятник" для измерения силы тяжести, им созданы аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере многие другие.
Открытия М.В. Ломоносова в области "География"
1 Ведущий. Имя Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.
2 Ведущий. Именно Ломоносов, будучи руководителем Географического департамента Российской академии, наук, задумал создать первый Большой атлас Российской империи для доказательства практического значения географической науки. В течение некоторого времени М.В. Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.
1 Ведущий. Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой.
В тополиной тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле увяз ногой своей.
Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,
По смерти в янтаре у них стал драгоценный.
2 ведущий. Ребята мы с Вами познакомились с жизнью и деятельностью Михаила Васильевича Ломоносова. Согласитесь, она была очень интересной. Сегодня мы Вам предлагаем тоже, как Ломоносов побыть учеными и поставить интереснейшие опыты.
Опыт первый
Можно ли нагревать воздушный шарик над огнем? Нет! А можно ли вскипятить воду в воздушном шарике? Нет или да? Давайте попробуем это выяснить!…..
Для опыта понадобятся два воздушных шарика, стакан воды, свеча и зажигалка. Этот опыт объясняется тем, что вода лучше проводит тепло, чем резина. Поэтому в месте, где огонь касается шарика с водой быстрее нагревается вода, отводя тепло от резины.
Опыт второй
Можно ли мокрую ткань сделать в один момент непромокаемой? Давайте посмотрим на опыт!
Для опыта понадобится: бутылка с водой, стакан, марля или бинт, резинка, пустой таз.
1. Сворачиваем кусочек марли или бинта в два слоя и резинкой крепим ее на стакане.
2. Наливаем воду в стакан через марлю.
3. Переворачиваем стакан.
Итог: если налить воду в стакан через марлю, то вода с легкостью пройдет через нее. Но если резко перевернуть стакан, то не вся вода выльется из стакана. Часть воды останется в стакане, как будто не ткань закрепили на стакане, а закрыли его крышкой. Чем более полным вы наполните стакан, тем меньше воды выльется. Для подстраховки переворачивать стакан следует, например, над тазом. Объясняется этот эффект, частично, поверхностным натяжением воды (молекулы воды образуют тонкую пленку), а так же атмосферным давлением воздуха за пределами стакана (давление воздуха на ткань выше, чем давление воды изнутри стакана).
Опыт третий
Сейчас вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей.
Чтобы провести опыт, нам, возможно, потребовалось сходить в аптеку за необходимыми ингредиентами, но чудо-превращение того стоит.
Мы используем:
— 3 емкости для жидкости
— 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
— раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
— перекись водорода 3% (продается в аптеке)
— крахмал
— мерные ложки
— мерные чашки
Если будете проводить подобный опыт дома сами, то выполняйте его в следующей последовательности:
1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.
2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, вступив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.
3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.
4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и… через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.
Ведущий. Ребята Вам понравились опыты?
На сегодня наше мероприятие подошло к концу. До новых встреч в следующем году .
4