ТЕМА : «АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»
Цель: ознакомить родителей с причинами агрессивности, содействовать пониманию родителями проблем.
Ход собрания.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, психологов и педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой неблагоприятных факторов:
ухудшение социальных условий жизни детей
стиль семейного воспитания
состояние здоровья детей
-увеличением числа некоторых соматических заболеваний, которые способствуют возникновению агрессивных качеств, например: патологические роды, гиперактивность, и ряд других.
-средства массовой информации.
Дети не рождаются агрессивными, безусловно могут иметь генетические предпосылки, на развитие агрессивности влияют взаимоотношения в семье или выше названные факторы.
Существуют две теории появления агрессивности: теория врожденной агрессивности и теория социального научения агрессии.
Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе, дома, во дворе. В классе у таких детей часто возникают конфликты, которые приводят к таким проблемам, как непринятие ребенка, формирование негативного отношения к нему. Агрессивный ребенок может попасть в так называемую группу изолированных детей. Таким образом, ребенок начинает получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети, отсюда – прямой путь к эмоциональному п Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянные ими ссоры на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся, ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их перенапряжению. Это укрепляет его агрессивность и образует порочный круг.
Важно помнить об основных причинах появления агрессивного поведения у детей в целях ее предупреждения:
Ребенок – это зеркальное отражение атмосферы в семье, взаимоотношений и поведения родителей: проявляют ли родители агрессию при взаимоотношениях друг с другом, как случайную, так и устойчивую. Ребенок наблюдает и учится независимо от самого себя. Не хотите, чтобы ребенок рос агрессивным, не давайте агрессии укорениться в семье.
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка
- уровень семейной гармонии и дисгармонии.
Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Авторитарность родителей, особенно в подростковом возрасте вызывает у ребенка бунт, нарушение поведения против воли родителей. В итоге появляется повышенная агрессивность. Попустительский стиль воспитания, то есть невнимание к детям, безнадзорность, также идет к появлению агрессивности у детей. Помните, что когда в семье нет единых требований в воспитании, нет эмоционально-положительной атмосферы, это приводит к нарушениям в поведении детей. Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, он окружен заботой и вниманием, такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказания, которое обычно применяют родители в ответ на появление гнева у своего чада. Исследования показали, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих детей, особенно сыновей, тогда эти дети в позднем подростковом и во взрослом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.
Научение агрессии появляется в процессе непосредственного приобретения негативного опыта. Это происходит, если ребенок или подросток сам включается в агрессивное взаимодействие (с родителями, братьями, соседями, друзьями). Если его участие вовремя не было замечено, не получило верную оценку, то в следующий раз в подобной ситуации это повторится. Если он ощутил нейтральное отношение к собственному поведению, агрессивность пустит корни еще на сантиметр-другой. Более мощный стимул к агрессии он получит, если будет позитивное подкрепление такого поведения. Например: «если хочешь, чтобы тебя уважали, бей всех подряд!», или «обидели, дай сдачи!».
Закрепление агрессивности в перспективе приведет к ее появлению уже как личностной черты характера. Она станет основным способом контакта с миром и, может быть, на всю жизнь.
Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию.
. Довольно часто агрессивное поведение демонстрируют дети с повышенной моторной активностью, и наилучшей рекомендацией в этом случае может быть поиск заменяющей деятельности, на которую ребенок мог бы направить свою неутомимую энергию.
Детская агрессивность имеет возрастные проявления. Например, в период подросткового возраста повышается уровень агрессивности.
Источником детской агрессии может быть подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся. Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться. В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.
Есть еще один источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность. Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в будущей семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии.
Эмоциональное оскудение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребенок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребенка.
Чрезмерное увлечение видео, телевизором, компьютерными играми, о которых мы уже говорили выше, также таит в себе угрозу заразить ребенка агрессией. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. В этом направлении основная превентивная мера – отслеживание теле- и видеоматериала, компьютерных игр, с которыми имеет дело ребенок.
Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка богатый положительными эмоциями окружающий мир:
– внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку;
– искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;
– совместный досуг, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;
– уход за домашними животными;
– занятия в спортивных секциях.
Как справляться с детской агрессией? Памятка.
Старайтесь избегать скандалом, личных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, жестокость, агрессивность, которые он будет переносить на окружающих
Следите за тем, как Ваш ребенок питается до школы и в школе. Если ребенок будет голодным, у него может быть проявления агрессивного поведения
Не будьте равнодушными к проблемам ребенка. Старайтесь посещать школу не только, когда родительские собрания (особенно, это касается родителей, дети которых нестабильно учатся, имеют проблемы с дисциплиной).
Необходимо адекватно оценивать возможности ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых приводит к фрустрации, заниженной самооценке, повышению агрессивности и т.д.
Избегайте практики физических наказаний, особенно после посещения родительских собраний. После подобной тактики воспитания конфликты между родителями и ребенком становятся традиционной формой общения. Дети перестают доверять родителям, боятся рассказать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, ищут поддержки на стороне. Разберите проблему подробно и найдите причины и выход из нее.
Внимательно следите за тем, что смотрит Ваш ребенок и в какие играет компьютерные игры. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, помогут рационально распределить ребенку свою нагрузку и отдых.
При общении с ребенком необходимо использовать «Я-сообщения».Введите в традицию Вашей семьи непосредственное общение с ребенком.