Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал по литературе. Л.Н.Толстой. "Война и мир"»
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Диагностический материал по литературе.
Л.Н.Толстой. «Война и мир»
Учитель русского языка и литературы
первой категории
Курбатова Галина Николаевна
2017 год
В романе толстого несколько сотен действующих лиц – однако, в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди перечисленных топонимических реалий романа одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра романа.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности. Судьба каких героев романа связана с этими событиями?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное ее повторение. Так, жена князя Андрея запоминается «беличьим личиком» и приподнятой «верхней губкой с чуть черневшимися усиками», Пьер – массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонажа романа:
Оголенные белые, полные плечи;
Черные глаза, большой рот;
Сухое лицо;
Лучистые глаза, тяжелая походка;
Плешивая голова, плоское лицо.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди многочисленных «военных» героев романа своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведенными ниже цитатами представлены две исторические фигуры – персонажи «Войны и мира». Распределите авторские характеристики в две группы в соответствии с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?
…в расстегнутом мундире, из которого… выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки он чувствовал, на подлокотники и почти спал.
Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он и сделает теперь, - есть история. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул… и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Расплывшиеся губы… дрожали, и на глазах были слезы.
Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремал. Ему подали обедать, …с трудом жевал жареную курицу…
Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле…Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить.
Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.
Общее выражение лица… было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомните, какие события романа связаны с именами Тихона Щербатого, капитана Тимохина, капитана Тушина. С кем из главных героев «Войны и мира» связаны судьбы этих персонажей? Как завершается романная судьба каждого из них?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Записки и отрывки из писем разных героев романа приводятся без подписи их автора. Назовите имя адресата. С какими событиями в жизни героев связано каждое письмо?
«Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив он или нет».
«Тогда отец назначил мне срок один год, и вот уже 6 месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на 3 месяца».
«Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В домах и кабинетах каких героев должны находиться перечисленные предметы:
Токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанным кругом стружками;
Бочонок (используется в качестве кресла);
Большой стол, на котором лежали книги и планы;
Большой стол, на котором стояли вазы с фруктами;
Высокий стол для писания стоя;
Стол, состоявший из двери, положенной на два бочонка;
Хрустальные, с вензелем графа, рюмки?
Какова роль предметной детализации при создании художественного образа у Толстого?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описывая определенные реалии так, как видят их его герои, Толстой, чтобы быть точным, часто называет привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так, в ««Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями:
Окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении;
Вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма;
Большой, наполненный чем-то и открытый ящик;
Крашеные картоны, изображавшие деревья;
Французские лепешки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души» (Н.Г.Чернышевский). Объясните значение этого определения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог-«диалектик», Толстой нередко избегает развернутого изображения того или иного психологического состояния – причем в тех эпизодах, которые могли бы стать самостоятельными психологическими этюдами, представляющими человеческое переживание в его динамике. Так, например, смерть Пети Ростова заставляет всегда веселого и живого Денисова издать «звуки, похожие на собачий лай» - эта единственная строчка вобрала в себя его трагическое переживание Петиной гибели. Приведите примеры подобного использования отдельной детали как средства психологической характеристики персонажа.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»? приведите примеры значимых деталей и обоснуйте их художественные функции.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повествование в «Войне и мире» строится с позиции авторского всеведения. Однако целый ряд эпизодов «увиден» глазами персонажа и несет на себе отпечаток его субъективности. Приведите примеры таких эпизодов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4